БАЛЕТ КАК МУЗЫКА В ЖИЗНИ
Атырау с большим успехом прошли «Вечера балета», посвященные 45-летию Государственного академического театра танца под руководством народного артиста Республики Казахстан Булата Аюханова.
В нашей стране много талантливых людей, но из легендарных имен, которые хорошо знают и ценят в мире, выделяется Булат Аюханов. Он гастролирует не только по Европе, но и готов поехать в любую глубинку Казахстана, где любят балет. И если речь идет о том, куда выехать на гастроли — в Лондон или Степногорск — он выберет второе, потому что, по его словам, «нужно воспитывать наших людей, прививать нашим детям чувство прекрасного».
В Атырау Б. Аюханов привез шесть своих работ. Согласно традициям Государственного академического театра танца, это были не целые постановки «Лебединого озера», «Дон Кихота» «Кармен», «Анны Павловой» и других, а так называемые сборные сюжеты, выдерживающие главную линию балета. Это делается специально для современного зрителя, которому дорога каждая минута, и он желает быть сопричастным к высокому искусству. В некоторых из них, например, в «Соколах Революции», 74-летний мэтр танцует сам.
— Гастрольные программы рассчитаны на сюжеты, — рассказывает Болат Аюханов. — Поэтому за один вечер вы можете увидеть и Дон Кихота, и вождей революции. При этом, декорации я вообще не признаю. Они отвлекают зрителя от постановки. А публику нельзя обманывать. Мне приятно еще раз подчеркнуть, что на сцене копируют меня. Эти люди — мои последователи, не приемлющие офисной работы, они признают только сцену, только балет. При этом, среди них очень много молодых. Хотите, чтобы ваши дети оставались чистыми и светлыми во взрослой жизни, хотите вырастить из них людей с тонким вкусом, патриотами, наконец? Водите их в театры, на балет. Не понимаю, как можно экономить время и деньги на будущем?
Надо сказать, что к словам Булата Аюханова образно прислушались многие семьи, пришедшие на классический балет с детьми. В зале было немало малышей, завороженно наблюдавших, как поразительно синхронно и при этом грациозно танцуют маленькие лебеди, как Кармен фильтрует череду своих поклонников, и в какие приключения попадает Дон Кихот. Половину зала заняли иностранные зрители, которые не пропускают ни один концерт Аюханова.
— В начале следующего года мы едем в Лондон с бессмертной классикой «Кыз Жибек», — говорит мэтр. — Наш вариант называется «Гак-ку». Это еще одна возможность познакомить искушенных англичан с казахской историей и культурой. А к вам в следующий раз мы приедем с новой постановкой «Праздник в Каскелене». Это комедия — жанр, который редко присутствует в балете. Не верьте тем, кто говорит, что балет — это скучно. Это убогие люди, которые не знают всех красок жизни. Для балета главное — музыка. Музыка без балета может существовать, а вот балет без нее — нет. Музыка — это плоть хореографии. Можно слышать музыку, но надо ее слушать. Даже не могу сказать, что может быть выше и лучше музыки.
По словам Булата Аюханова, «казахский классический балет сегодня оживает». Можно назвать не один десяток имен, которые могут уверенно развивать балет. Значит, быть «Празднику в Каскелене».
Марина КУАНЫШЕВА,
фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА