Настало время сервиса
Таксомоторный рынок в Атырауской области стоит на пороге новых перемен. Динамично развивающийся регион, привлекающий все больше иностранных работодателей в нефтегазовой сфере, как и положено, должен отвечать всем параметрам современности. Один из них – это качественное, доступное и вежливое обслуживание частных фирм такси. На сегодняшний день в нефтяной столице перевозку людей осуществляют 11 таксомоторных фирм, количество машин в которых колеблется от 3 до 60. Таким образом, всего по городу официальных, зарегистрированных автомашин, оказывающих услуги в сфере такси, насчитывается более 150.
ДО КУЛЬТУРЫ ЕЩЁ НАДО ДОРАСТИ
Таксисты – первые, с кем встречаются гости и жители нефтяной столицы, приехавшие сюда на поезде, междугородном автобусе или прилетевшие на самолете. И чаще всего впечатление от такого знакомства далеко не из приятных. Неопрятно одетые, случается, что и с запахом перегара, таксисты порой готовы за руки хватать приехавших, по ходу устраивая между собой разборки из-за «выгодных» клиентов. В ночное время привычные тарифы у них подскакивают вдвое. Но выбора у приехавших, к сожалению, нет: автобусы не ходят, а «голосовать» бесполезно. Среди машин, на которых предлагают прокатиться, встречаются различные марки автомобилей, тут, как говорится, на вкус и цвет – товарищей нет, основная часть машин не оборудована никакими опознавательными знаками (шашками). Стихийных стоянок такси или «пятаков» – несколько десятков. Машины стоят не в «карманах», как положено, а занимают целую полосу движения, создавая помехи другим водителям, особенно водителям городских автобусов и маршрутных такси. Часто таксисты ставят машины одновременно и перед остановкой, и сразу за ней. В результате водитель автобуса, закрыв входные двери, вынужден ждать по несколько минут, когда освободится для движения единственная полоса. Определить места скопления такси не составляет труда: все они, как правило, усеяны шелухой от семечек. Причем некоторые таксисты приезжают подкалымить из ближних районов и элементарно не знают города. Порой салоны в так называемых такси с трудом поддаются описанию: сиденья рваные, в салоне автомашины клубы дыма. Радует то, что у сегодняшнего клиента, у нас с вами, всегда есть выбор. В городе сложилась довольно парадоксальная ситуация: сегодня вызвать «организованное такси» через диспетчера намного дешевле, чем поймать на улице неизвестного таксиста на сомнительной машине.
ПОСРЕДНИКИ МЕЖДУ КЛИЕНТОМ
Как выяснилось, большинство из существующих таксомоторных фирм не имеют собственного автомобильного парка, а услуги такси они оказывают путем посредничества между клиентом и собственником автотранспорта, то есть наемными водителями. Практически все такие фирмы заключают договора с владельцами авто, желающими поработать у них в фирме в качестве таксистов. Фирма, в свою очередь, помимо обязательного наличия водительского удостоверения, выдвигает для таксистов следующие требования: наличие регистрации их деятельности в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя, наличие патента, страхового листа на пассажиров, технического осмотра на транспорт. Причем изготавливают все эти документы таксисты за свой счет, также платят налог за личный автотранспорт и за осуществление деятельности предпринимателя. В случае совершения таксистом дорожно-транспортного происшествия (ДТП), где пострадали пассажиры, таксомоторные фирмы никакой ответственности не несут. Во всех фирмах обязателен предрейсовый медицинский контроль, водители работают строго по графику, в машинах имеются рации, выплачиваются налоги.
Между тем, как выяснилось, деятельность таксомоторных фирм в Атырау не регулируется со стороны городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Как сообщили представители ЖКХ, ПТ и АД, никакого контроля за частными фирмами такси они осуществлять не вправе, поскольку те являются субъектами малого и среднего бизнеса и подотчетны лишь налоговой службе. Больше интереса к таксомоторным фирмам, а точнее к их водителям, у городского управления дорожной полиции, сотрудники которого занимаются проверкой необходимых документов. Дорожные полицейские совместно с работниками прокуратуры организовывают «круглые столы» с руководителями фирм такси, на которых рассматривают нарушения, допущенные водителями.
Между тем, недопонимания возникают чаще всего между таксистами и налоговыми органами, которые порой задерживают срок выдачи патентов водителям. Чтобы сдать документы на изготовление патента, водителям такси приходится простаивать в очереди целый день, не редки случаи, когда получить документы они могут за несколько дней до окончания срока его действия. Фактически все это время водитель колесит без патента, что естественно является нарушением.
НЕВЫГОДНОЕ ЭТО ДЕЛО — ТАКСОМЕТРЫ УСТАНАВЛИВАТЬ
Ни одна таксомоторная фирма в Атырау не практикует использование специальных счетчиков, так называемых таксометров, в салоне автомашин. По мнению руководителей фирм такси, установка прибора – это невыгодное вложение денег (примерная стоимость одного таксометра с установкой и таможенными расходами составляет примерно 70 тыс.тенге). Другая причина неохотной установки таксометров – культура поведения местных таксистов, которая, к сожалению, оставляет желать лучшего. Установив таксометры в салон автомобиля, фирма может столкнуться с непорядочностью водителей, которые вполне могут прибавить лишний километраж и повысить цену проезда.
Впрочем, в свое время в Атырау работала одна фирма, использовавшая таксометры, и функционировала она на базе ТОО «Бипэк Авто». У нее был свой личный автомобильный парк с автомашинами марки «Жигули». Вскоре фирма прекратила оказание услуг такси.
— По тарифам работается легче: клиент знает точно цену проезда от одной до другой точки города. Здесь меньше возможности у таксистов совершить махинацию. Но бывает, конечно, что водитель завышает цену проезда, оговоренную клиентом по телефону. В таких случаях мы наказываем «ушлых» таксистов оплатой штрафа и заставляем вернуть деньги клиенту. Неоднократные жалобы на поведение или на езду водителя со стороны клиентов приводят даже к увольнению, — говорит Гульмира Кушекова, директор фирмы такси «Вояж».
В УСЛОВИЯХ ЖЁСТКОЙ КОНКУРЕНЦИИ?
Директор таксомоторной фирмы «Тулпар» Асхат Оспан, имеющей на сегодня наиболее крупный автопарк и опыт работы на рынке такси в Атырауской области, заметил, что заполонившие в последнее время улицы Атырау частники-таксисты конкуренции его бизнесу не составляют.
— В идеале каждый водитель, имеющий специальную шашку такси, должен при себе иметь патент на оказание услуги перевозки людей и страховой лист на пассажиров. Но реальность такова, что сейчас каждый второй может купить шашку и заниматься развозкой людей, не имея на это, собственно, права. Такие таксисты, как правило, живут случайными доходами. Таксомоторные фирмы, напротив, работают на широкий круг клиента, заключают договора на осуществление качественных услуг с крупными иностранными компаниями, гостиницами и естественно отвечают за оказание своих услуг, — рассказывает Асхат Оспан.
Впрочем, проблемы на рынке такси, похоже, вечны: таксисты нередко грубят, завышают цены, сдачи не дают, курят или слушают громко музыку в салоне автомашины, не знают города и так далее. «Перегибают палку» и диспетчеры таксомоторных фирм, грубо отвечая по телефону и необоснованно завышая цену поездки. В результате от некачественного обслуживания страдают, прежде всего, пассажиры, которые платят деньги за комфорт и качество, а в итоге получают совсем другое. Недостает водителям такси и культуры поведения, впрочем, с этой проблемой приходится сталкиваться пассажирам в любом городе Казахстана.
Айнур АБДЕШОВА