ЗДОРОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
С недавнего времени мы живем при «распахнутых» границах Таможенного союза. И уже успели оценить позитивные моменты от новшества — можно везти столько товара, произведенного в странах Таможенного союза, сколько душе угодно. Никто не имеет права в пунктах пропуска заставлять открывать ваш багаж и демонстрировать то, что везете. Если только, разумеется, у пограничной службы не возникнет к вам каких-либо вопросов… Предприниматели трех государств получили шанс устанавливать больше взаимовыгодных контактов, оформлять долгосрочные контракты. Сняты ранее существовавшие таможенные барьеры, соответственно сегодня торговля максимально упрощена. Новые условия способствуют конкуренции, а значит, надо повышать качество выпускаемой продукции. Одним словом, рынок. Победит лишь тот, кто способен «взять» потребителя достойным качеством.
ТОРГОВЛЯ В РОСТЕ
Люди старшего и среднего поколения помнят тотальный дефицит времен Советского Союза. Покупатели буквально давились в очередях, отстаивая свое право на заветные 2 кг мяса в одни руки и кусок мыла, огрызаясь на чьи-то поползновения вас оттеснить: «Вас тут не стояло». Раньше приходилось подчас «хватать» то, что имеется в наличии, а не то, что нравится. Но 20 лет назад наша страна обрела независимость. Пройдя через трудности переходного периода, вскоре наступили совсем другие времена — благодатные. Покупатель может выбирать товары, ориентируясь на то, устраивает ли его цена, упаковка и, разумеется, качество. Заставить его открыть кошелек не так-то просто. Хорошо, что у людей появился выбор. Нынешние таможенные границы вообще работают на покупателя. В сложившемся положении дел весомая составляющая Таможенного союза.
Таможенный союз — детище Президента Республики Казахстан. По мнению экспертов, ТС — решение, с политической точки зрения, очень правильное. Глава государства позитивно оценил работу Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси. Объемы торговли растут, увеличивается экспорт казахстанской продукции. Зафиксирован и прирост таможенных пошлин в бюджет. Президент Казахстана считает, что «все это объективно показывает, что Таможенный союз — очень прагматичный и конкретный проект, который решает экономические задачи наших стран». По его оценке, стороны «максимально продвинулись в создании Единого экономического пространства, которое обеспечит огромный рынок сбыта для казахстанских производителей». «Это стимул для нашего бизнеса к производству конкурентоспособных товаров и услуг», — подчеркнул Президент.
— Давно пора было открыть друг другу двери, — говорит директор областного Союза предпринимателей и работодателей Нина Темирбаева. — Нами управляет экономика, и она заставляет жить в рыночной среде, где основополагающим принципом является конкуренция.
Кроме того, не стоит упускать из вида такие явления, как глобализация и объединение торгово-экономических связей.
На самом деле, экономически независимым может называть себя только то государство, которое покрывает свои потребности в товарах народного потребления и продуктах примерно на 75 процентов. А у нас? Давайте представим, что вдруг закрыли границы с Турцией и Китаем. И больше товар взять негде. Как мы будем покрывать потребности даже в носках и нижнем белье? О продуктах питания и говорить не хочется. Что красуется на полках атырауских магазинов? Съестного много, но не наше, даже молочные продукты импортируем из Беларуси, России.
Казалось бы, нам надо усиленными тепами развивать сельское хозяйство, сектор малого и среднего бизнеса, на что неоднократно указывал Глава государства. Это все есть и в ежегодных Посланиях, и в программе форсированного индустриально-инновационного развития. Но перед малым и средним бизнесом все равно немало препятствий. Сельскому бизнесмену чрезвычайно сложно взять кредит на создание и развитие производства. У банкиров найдутся тысячи отговорок, вплоть до того, что залог у бизнесмена неликвидный, дом — саманный. А ведь любое производство, тем более в сельском хозяйстве, да и в нелегких климатических условиях нашего региона — дело тяжелое и рисковое, без начального капитала его не вытянуть. Замкнутый круг получается.
— Наша область не завалена собственными овощами, хотя свои не хуже астраханских, — говорит Нина Темирбаева. — Опять-таки все упирается в деньги. Прикаспию идеально подходит израильская технология капельного орошения, но ее растаможка выливается в кругленькую сумму. Сельчанину сложно это вытянуть.
Поэтому надо использовать шансы на развитие производств, исходящие из Таможенного союза. Впрочем, процесс в движении, если учесть, что объемы взаимной торговли Казахстана и России увеличились почти на треть, а Казахстана и Беларуси — больше чем наполовину. Итоги создания Таможенного союза в нынешнем году подводились в мажилисе парламента республики. Как проинформировала министр по делам экономической интеграции Жанар Айтжанова, экспорт казахстанской продукции в Россию вырос почти на 40%, а объем внешней торговли составляет 16,5 миллиарда долларов. Она отметила, что экспорт мукомольной промышленности вырос на 164,2%, кондитерских изделий — на 50,9%, а также аккумуляторов, телевизоров и конденсаторов — пока на 40,1%. Из России и Беларуси поставляются нефтепродукты, химия, удобрения, машины и оборудование, готовые изделия из металлов. В правительстве нашей страны уверены — благодаря особенностям налоговой политики и инвестиционному климату, Казахстан в дальнейшем может рассчитывать на увеличение доли иностранных инвестиций. Только за прошлый год в республике было зарегистрировано более 400 российских предприятий. Сейчас завершается второй этап формирования единой таможенной территории, договорно-правовая база Таможенного союза почти сформирована, ратифицировано 42 международных договора, в парламенте находятся еще несколько документов. Между тремя странами переговорные процессы все еще продолжаются. Дело в том, что необходимо в законодательном порядке ратифицировать законы, которые и дальше будут продвигать работу Таможенного союза. Стоит подчеркнуть, что в рамках ТС Казахстан, Россия и Беларусь ввели у себя общие таможенные тарифы. Это первый из тех шагов, которые будут позднее предприняты и направлены на создание единого экономического пространства к 1 января 2012 года.
КОНКУРЕНЦИЯ – ДВИГАТЕЛЬ К БЕЗУПРЕЧНОМУ КАЧЕСТВУ
ТС способствует развитию местного товаропроизводства, конкурентоспособности продукции. В конечном итоге потребитель сможет выбрать по душе, ориентируясь на цену и качество товара. Существующие реалии вынуждают предпринимателей быть гораздо, если можно так выразиться, шустрее, находить возможности повышать уровень своей продукции. Вот и получается, что Таможенный союз невыгоден тем, кто не хочет работать в новых условиях, доводить продукцию до приемлемого качества. Законы современного рынка трактуют одно — конкуренция заставляет думать над качеством, иначе, можно прогореть. Потребитель заинтересован взять то, что недорого и не вызывает сомнений в качестве. Значит, придется биться за его кошелек. И такие процессы уже происходят.
КОЛБАСНЫЕ КАРАВАНЫ
Весьма убедителен недавний пример поиска общих точек соприкосновения атырауских и астраханских представителей малого и среднего бизнеса. Уже почти месяц каждые выходные в Атырау проходит международная ярмарка – соседи-производители привозят в нефтяную столицу продукты питания, в том числе колбасные и мясные изделия, кондитерские товары. Автор этих строк решила лично проверить, насколько соответствует цена качеству. Правда, прежде чем дойти до заветного прилавка с аппетитным товаром, пришлось выстоять в очереди более часа. Слишком много было желающих купить товар по сходной цене — к примеру, килограмм варено-полукопченой колбасы астраханских производителей продавали за 400 тенге. А когда одна покупательница решила взять десять килограммов одного вида, так на нее очередь начала роптать, чтобы она не вздумала так делать. Но рынку не прикажешь, торговля — свободная. Покупатели волновались, что когда очередь до них дойдет, то им не хватит. Атыраусцы смели продукцию подчистую. Да и как было не открыть кошелек. Потребителей в первую очередь привлекала цена. Астраханские товаропроизводители не ударили лицом в грязь — на самом деле все было свежее, хорошего качества.
За счет чего удается соседям держать низкую цену? Или это акция разовая? Интересно получается, астраханские производители находятся за сотни километров, как тогда продукция выходит дешевле местной. Ну не в убыток же они самим себе торгуют? Мы решили выяснить это, что называется, из первых рук и связались с Астраханью. Вышли на главного специалиста министерства международных и внешнеэкономических связей Астраханской области Нурбека Шаймакова. Он рассказал, что в настоящее время планируется отправить еще один продуктовый караван в Атырау. Снова привезут недорогой товар. Астраханский караван — пилотный проект, главная его цель — продать товар, показать ассортимент лицом, а еще найти оптовых партнеров, заключить долгосрочные контракты с атыраускими бизнесменами. Может быть, наши будут поставлять мясо в Астрахань, и там начнут производить колбасную продукцию? Или наоборот. Доли транспортных издержек при организации ярмарки в Атырау никак не избежать, но ее процент россияне держат в разумных пределах.
Выяснилось, на первой ярмарке астраханцы заключили договора с атыраускими партнерами на реализацию колбасных изделий. Как надеются в министерстве Астрахани, это не предел для сотрудничества. Начальник департамента торговли министерства экономического развития Астраханской области Ильдар Агаев подтвердил, что астраханские предприниматели наметили встречу в Атырау в скором времени. И что никто не будет поднимать цены. Товар везут сразу с цехов мясоперерабатывающих предприятий.
Почему все-таки у астраханских предпринимателей колбасные изделия на порядок дешевле, чем у казахстанских производителей? Например, уральские мясные продукты тоже везут за сотни километров, как и астраханские, а все равно весомое различие в цене. Разве только дело в стоимости ГСМ? До сих пор в Атырау с сожалением вспоминают тот факт, что много лет назад в Атырау закрылось производство одного местного бизнесмена, выпускающего прекрасные колбасы, копченую нарезку, пользовавшихся огромным спросом у горожан. Предприниматель усиленно работал над качеством продукции, даже приглашал технологов из Москвы, поэтому его товар никогда не залеживался. Но придирки со стороны одного из контролирующих органов довели производство до закрытия.
— Теперь в нефтяной области практически нет производства колбасных изделий, имеются лишь убойные цеха, — комментирует Нина Темирбаева. — Значит, надо использовать шанс, иначе говоря, взять за ниточку, протянутую в рамках работы Таможенного союза астраханскими предпринимателями.
Как считает директор Союза предпринимателей и работодателей Атырауской области Нины Темирбаева, на стоимость товара в значительной степени влияют посредники. Если астраханские производители сами везут свой товар, да еще нет соответствующей дополнительной накрутки, то и цена бросовая. Если вспомнить упомянутого выше бизнесмена, и он продавал недорогие колбасные изделия, а реализовывал пользующуюся спросом продукцию в своих торговых точках. Посредничество в торговле выливается для покупателей в солидную накрутку. Нам надо холить и лелеять своих производителей, помогать. Вот и мораторий Президента страны об отмене проверок бизнеса в течение трех лет с момента его организации — тоже серьезнейшее подспорье. Как ни крути, а в ближайшее время все еще придется завозить продукты питания, так как мы не можем сами себя обеспечить. Таможенный союз — зацепка для развития производства.
Светлана НОВАК