МУСТАФА ШОКАЙ. ВЕЧНЫЙ ПОЛЕТ К СВОБОДЕ
В истории казахов немало личностей, посвятивших себя борьбе за независимость своего народа. Одним из них, несомненно, является Мустафа Шокай, человек, посвятивший себя служению своей нации вне зависимости от обстоятельств, времени и испытаний судьбы. Исторических воспоминаний, очерков и телевизионных фильмов, публикаций в интернет-ресурсах о великом сыне степи предостаточно. Мы же, приводя материалы из Всемирной паутины о жизнедеятельности политика, от себя добавим наш недавний разговор со скульптором Амангельды Кененбаевым — автором бюста Мустафы Шокая, установленного в Париже.
Жизнь политика, как и жизнь большинства деятелей казахского народа того времени, тесно переплелись с бурными событиями начала ХХ века. Как и многие из них уже с молодых лет занялись политической деятельностью, были активными борцами за независимое становление Казахского государства. Иногда кажется, что они за свою короткую, но яркую жизнь, пережили такие глобальные потрясения, что по биографии каждого можно писать о трагедии целого народа длиною в один век!
Посудите сами. Мустафа Шокай родился в 1890 году 25 декабря, в местности Аулие Тарангыл, на территории нынешней Кызылординской области. По материалам интернет-изданий, дед Мустафы был правителем Сырдарьинской области Хивинского ханства. Отец же был окружным судьей из рода Кыпшак-Бошай. После окончания русской школы пошел учиться в Ташкентскую гимназию. В этом учебном заведении он впервые услышит имя человека, который сыграет немаловажную роль в истории Российской империи начала ХХ века. Это был Керенский! Да, тот самый Керенский Александр Федорович, который впоследствии стал председателем Временного правительства и был руководителем политического масонства. И Шокай, и Керенский закончили Ташкентскую гимназию с интервалом в 10 лет, оба с отличием окончили юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
И уже в 1912 году Мустафа Шокай, после смерти отца, по убедительной просьбе земляков стал судьей. Но долго оставаться в родных краях не мог. Молодого казаха, с отличием окончившего в 1916 году Петроградский университет, заметили. Бывший член Госдумы I созыва кадет Алихан Букейханов рекомендовал его еще в 1913 году в секретари мусульманской фракции IV Государственной думы России. Работая в Думе, Шокай познакомился с видными мусульманскими политическими деятелями России и подружился с Ахмад-Заки Валиди, будущим председателем Башкирской автономии.
В разгар тяжелой Первой мировой войны, 25 июня 1916 года царь Николай II издал указ «О реквизиции инородцев», о привлечении коренного населения Туркестана и Степного края в возрасте от 19 до 43 лет к тыловым работам — рытью окопов. Началось мощное восстание в Туркестане и Степном крае. В казахских степях восстание возглавил Амангельды Иманов. Из Петрограда в Ташкент выехала комиссия Госдумы, возглавляли которую уже известный всей России успешными политическими процессами адвокат и депутат Госдумы А.Ф. Керенский и сенатор Кутлу-Мухаммед Тевкелев. Мустафа Шокай вошел в нее как секретарь мусульманской фракции и переводчик. Комиссия изучила проблемы региона. Последовавшие выступления Керенского в Думе с анализом причин восстания туркестанцев против политики царского правительства принесли ему огромную популярность по всей России. Вернувшись в Петроград, Шокай тоже подготовил свои материалы для выступления в Госдуме от своей фракции. Но в стране наступил тяжелый экономический, а затем и политический кризис. Госдума была распущена царём Николаем Вторым, а потом он и сам отрёкся от престола.
23 февраля 1917 года началась Февральская революция. Власть повсюду стали захватывать Советы рабочих и солдатских депутатов. В марте 1917 года М. Шокай возглавил Мусульманский центр, образованный на Конгрессе мусульман в Ташкенте, и начал издавать газету «Бірлік Туы» («Знамя единства»), где впервые провозгласил идею о независимости всех тюркоязычных народов, а также газету на русском языке «Свободный Туркестан», где пропагандировал демократические идеи.
Мусульманский центр начал готовиться к созданию автономии. Октябрьскую революцию 1917 года туркестанцы приняли с радостью, но эта радость продолжалась недолго, так как Советская власть была решительно против Туркестанской автономии. Захват власти большевиками начался с Ташкента. 29 октября 1917 года город уже полностью находился в руках Советов. Было издано постановление об аресте членов Туркестанского комитета. За голову Шокая была объявлена награда в 1000 рублей. Большевики быстро оценили опасность авторитета молодого туркестанского политика.
Мустафа Шокай и его соратники покинули Ташкент и продолжили свою деятельность в Ферганской долине, в Коканде, бывшей столице Кокандского ханства. 27 ноября 1917 года на IV чрезвычайном Всемусульманском съезде, проходившем в Коканде, было объявлено о создании Кокандской автономии во главе с Временным Советом, который возглавил Мухамеджан Тынышпаев. Министерство иностранных дел возглавил Мустафа Шокай, но вскоре в связи с уходом Тынышпаева из-за внутренних разногласий он стал председателем правительства. Кокандская автономия мыслилась в составе будущей Российской Федерации.
С 5 по 13 декабря, приглашённый уже как глава Кокандской автономии, Мустафа Шокай принял участие во Втором Общекиргизском съезде в Оренбурге, где была провозглашена Алашская (Казахская) автономия. Он вошел в состав правительства «Алаш Орда», председателем которого стал Алихан Букейханов. В этом правительстве 10 мест из 25 было предоставлено русским и другим нациям. И Алашская автономия тоже предполагалась в составе будущей Российской Федерации. Кокандское правительство объявило о намерении созвать свой парламент на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, а одна треть — представителям немусульманского населения. Существование такого парламента должно было стать первым шагом к демократизации Туркестана. Но председатель Совнаркома Туркестанской республики Федор Колесов заявил: «Невозможно допустить мусульман в верховные органы власти, поскольку позиция местного населения по отношению к нам не определена и, кроме того, они не имеют никакой пролетарской организации». В январе 1918 г. в ответ на предъявленный ультиматум Шокай отказался признать власть Советов. Для уничтожения Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией. 6 февраля 1918 года большевики начали штурм Коканда и за три дня полностью разрушили древний город. Мустафа Шокай чудом спасся во время разгрома и тайно уехал в Грузию, где активно помогал демократическим движениям кавказских народов.
В 1921 году Красная Армия захватила Кавказ, 16 февраля войска вошли в Тифлис. М. Шокаю пришлось эмигрировать в Турцию. Затем он через Берлин перебрался во Францию, где и обосновался. Находясь в эмиграции, с целью просвещения народов Туркестана, М. Шокай организовал выпуск газет и журналов, в которых публиковались статьи о Средней Азии, теоретические исследования, политические обзоры. С 1926 года Мустафа Шокай — в редколлегии журнала «Прометей», органа Национальной Защиты народов Кавказа, Украины и Туркестана. В 1927 году он организовал в Стамбуле журнал «Жа?а (Новый) Туркестан» — политический орган Национальной Защиты Туркестана. С 1929 года наладил в Берлине издание журнала «Яш (Молодой) Туркестан» и стал его главным редактором. Журнал просуществовал до начала Второй мировой войны в 1939 году, было выпущено 117 номеров. Знание ряда европейских языков позволяет Мустафе Шокаю выступать с докладами и аналитическими обзорами в Париже, Лондоне, Стамбуле, Варшаве.
При этом Мустафа не теряет связи с Родиной. Он проявлял поразительную осведомлённость о событиях в Казахстане и Туркестане. Так, в 1933 году он пытался организовать побег из Соловецкого концлагеря одного из лидеров «Алаш Орды» Миржакипа Дулатова, но тот, боясь за судьбу семьи, отказался и вскоре был расстрелян.
В день нападения на СССР 22 июня 1941 года нацисты в Париже арестовали всех заметных русских эмигрантов и заключили в замок Компьен. Там же оказался и Шокай. Через три недели его вывезли в Берлин и полтора месяца вели обработку, предлагая возглавить Туркестанский легион, который планировалось набрать из пленных советских тюрков, заключенных в концлагерях. Немцы рассчитывали на авторитет Шокая. Легион должен был частично заменить немецкие части в боях на Восточном фронте против советских войск. Шокай потребовал ознакомить его с условиями содержания земляков в этих лагерях и был потрясен нечеловеческими условиями жизни азиатов за колючей проволокой.
Поняв, что использовать М. Шокая не удастся, немецкое руководство решает убрать его. 22 декабря 1941 года Гитлер подписал указ о создании Туркестанского и других национальных легионов. Так что к их созданию Мустафа Шокай не имеет никакого отношения. Он в это время лежал в берлинском госпитале «Виктория». 27 декабря 1941 года его не стало. В официальном заключении написано, что он «умер от заражения крови на фоне развивающегося сыпного тифа», которым он мог заразиться при посещении концлагерей. Но такие же симптомы могли быть и при отравлении. К тому же в своих воспоминаниях его жена Мария Горина-Шокай упоминала, что Мустафа уже переболел тифом в Туркестане и у него должен был быть иммунитет. В отравлении М. Шокая подозревают его сподвижника, узбека Вели Каюма, который и возглавил созданный в марте 1942 года Туркестанский легион.
Мустафа Шокай похоронен на турецком мусульманском кладбище (Османидов) в Берлине. На надгробном памятнике чуть ниже даты кончины по воле супруги М. Шокая, Марии Яковлевны, проставлены три латинские буквы и четыре цифры: JOH.15.13. Они указывают на тринадцатый стих пятнадцатой главы Евангелия от Иоанна, который гласит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих».
Вот так описана в основном жизнь государственного деятеля. Но более четко принципы, которых придерживался он всю жизнь, привел один из авторов сценария фильма о Шокае, писатель Аким Тарази. В одном из своих интервью Тарази сказал буквально следующее:
— Лично для меня очень интересный период человеческой истории — Парижская коммуна. Когда народ вдруг взял власть в свои руки. Но ненадолго — Парижская коммуна просуществовала 72 дня и пала. Мустафа Шокай создал такую же коммуну, но в Средней Азии. Его «коммуна» продержалась 62 дня. Он заложил основы независимого государства, созвал правительство, назначил министров — внутренних и иностранных дел, финансов, начал было сколачивать армию, готовил выпуск денежных знаков… Но не успел. Помешали большевики. Ленин ему предлагал: пожалуйста, создавай Туркестанскую республику, мы тебя поддержим, но только — под эгидой большевиков. Любой другой политик, конечно, был бы вынужден согласиться. Но Мустафа отказался. Он заявил: «Независимое государство не может быть «под эгидой», в противном случае оно будет называться доминионом или колонией».
Во французском городе Ножан-сюр-Марн установлена стена памяти Мустафы Шокая и его памятник. В Париже в честь Мустафы Шокая — борца за свободу своего народа был назван прекрасный городской сквер.
Благодаря супруге Мустафы Шокая Марии Гориной его труды не были утеряны и уничтожены, они дошли до европейского читателя. В знак признательности гости из Казахстана и члены общества казахско-французской дружбы поклонились могиле Марии в местечке Шель во Франции. Администрация кладбища сообщила, что Мария была похоронена 14 апреля 1969 года.
Совсем недавно нам удалось поговорить с автором того бюста, известным казахстанским скульптором из Кызылорды Амангельды Кенгановым. И вот что он нам рассказал:
— Вопрос о проведении конкурса, посвященного Мустафе Шокаю, был поднят еще в 2009 году. Сам конкурс среди скульпторов проводился аж 6 месяцев. В конце концов победителем стала наша версия бюста. В 2010 году мы установили его в Париже. Теперь вкратце хотел бы остановиться на некоторых нюансах, связанных с этой работой. После иммиграции во Францию Мустафа жил на улице 8 Марта в Париже. Позже он со своей супругой Марией Гориной-Шокай 18 лет прожил в городке Ножан-Сюр-Марн. По некоторой информации Мустафа Шокай спас от верной гибели около 40 тысяч выходцев из Средней Азии.
Осенью 1941 года после поездки в концлагеря Сувалки, Вустрау и Ченстхова написал буквально следующее: «И Сталин, и Гитлер — кровопийцы!» Даже написал письмо тогдашнему министру иностранных дел Германии Риббентропу о том, что он не может возглавить Туркестанский легион, поскольку не имеет морального права поддерживать действия солдат и офицеров армии, которая так жестоко обращается с военнопленными. Хотя знал о возможных последствиях этого отказа.
Когда приступил к работе над бюстом, мне приснился странный сон. Приступил к работе в 9 часов утра и работал до 3 часов ночи. В этот момент страшно потянуло ко сну. Обычно я не могу заснуть, пока не докончу начатое. Но тут сон был сильнее. Во сне я увидел знаменитую Софи Лорен. И мы, как закадычные друзья, очень легко и непринужденно общаемся. Было много других знаменитостей. Всех отчетливо не помню, но среди них был один человек, которого я раньше не видел, в нем что-то было такое очень родное и в то же время величавое. По призрачным силуэтам человек этот показался мне Мустафой Шокаем. Проснулся и буквально с того образа и вылепил бюст. Надо отметить, что французы очень многое сделали для сохранения памяти нашего великого соплеменника. Они до сих пор бережно хранят все архивные документы, названа аллея в его честь. Выпустили двухтомник книг Мустафы Шокая. Обратились в наше Министерство иностранных дел с просьбой изготовить бюст. Конечно же, они обратились к казахстанским властям не потому, что у них не хватает своих мастеров. Нет, просто французы сами очень трепетно относятся к своей истории и поэтому они захотели, чтобы сделать бюст Мустафы Шокая именно его земляки.
И еще одна немаловажная деталь. Мария Горина была похоронена весной 1969 года в местечке Шель. Во Франции земли не продаются. Даже земельные участки на кладбищах в этой стране даются в аренду. Так вот, предчувствуя свою скорую кончину, в 1965 году Мария Горина сама оплатила аренду места, где должна была быть захоронена. Во время нашего визита для установки памятника выяснилось, что срок аренды закончится в 2015 году. Члены нашей делегации, сенатор Мурат Мухамедов, председатель фонда имени Мустафы Шокая Базарбай Атабаев, ветеран Турганбай Маханов и я оплатили необходимую сумму и продлили срок аренды участка земли, где похоронена Мария Алексеевна, еще на 50 лет! Думаю, что и следующие поколения будут помнить имя Марии Гориной и славного сына казахского народа Мустафы Шокая, чей полет к полной свободе был и остается вечным!
Подготовил Каршыга КУШЕКОВ