«ЗАКРОЙТЕ ЗАНАВЕС, БРОСАЙТЕ В ЗАЛ ФИНАЛ»

По инициативе областного центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности в Доме культуры «Жастар» состоялся областной фестиваль драмкружков «Шынайы шымылдық», посвященный 85-летию известного драматурга, члена Союза писателей Казахстана Берика Куркутова. Несмотря на сложности с декорациями, сценическими костюмами, фестиваль показал, что театральная жизнь на селе существует.

Конечно, это громко сказано. Но, тем не менее, дадим аванс тем, кто пытается приучить сельчан быть зрителями, ходить на спектакли и ждать премьер.

Бахытбек Сартбаев уже 8 лет работает директором Макатского районного Дома культуры и не помнит, чтобы здесь раньше был драмкружок. Может быть, в былые годы, когда Макат переживал славу нефтяного края, здесь и были самодеятельные артисты. Но в период независимости все исчезло.

— Новая история макатского драмкружка началась два года назад, когда в поселок по государственной программе «С дипломом — в село!» приехал выпускник отделения «Актерское искусство» Атырауского госуниверситета Кенжебек Бисенбаев, устроился к нам режиссером, получил квартиру, подъемные и даже женился на местной девушке, — рассказывает Бахытбек Сартбаев. — Молодого специалиста это окрылило, и он с большим энтузиазмом приступил к работе. За эти два года мы подготовили одну мелодраму и две комедии. В драмкружке работают 8 человек из числа наших сотрудников и несколько детей, с которыми Кенжебек сначала хорошо отработал разновозрастные персонажи, сценическую дикцию, поставил голос. Словом, «натаскал» их для работы на сцене. Хорошо помню первую постановку «?ш ?йел ал?ан еркек». Тогда макатцы уже отвыкли от спектаклей. Многие ни разу в своей жизни не видели сценическую драматургию. Мы дали объявление в газету, развесили афиши, предлагали билеты по 200 тенге максимум и собрали около 100 человек в 200-местном ДК. На следующую постановку собрался уже полный зал. Особенно много было пожилых людей. И так постепенно мы стали приучать макатцев, что у нас есть драмкружок, бывают премьеры, а при выборе сценария обязательно ориентируемся на спрос. Наш народ любит комедии.

Сложности макатского драмкружка такие же, как и у всех самодеятельных артистов. Нет костюмов, декораций. Все приходится приносить из дома или выходить на сцену в той одежде, в которой пришел на работу. Кое-какие тиыны перепадают от продажи билетов. На них артисты покупают косметические средства для грима. В этом году спонсоры района — компания «НКОК» — обещала помочь с покупкой звукозаписывающей аппаратуры. Еще три года назад мы и не думали, что в Макатском районе заработает драмкружок. А сейчас самодеятельных артистов приглашают уже на корпоративные мероприятия.

Своим способом завлечь людей в зрительный зал поделился директор Дома культуры «Самал» с. Коныстану Коздикаринского сельского округа Кызылкогинского района Алмас-Болат Карабалин. В Алматы живут его многочисленные родственники, и практически все в той или иной степени связаны с искусством.

— Несколько лет назад я пригласил в Кызылкогу Алматинский кукольный театр. Хотел показать своим землякам, что такое настоящий театр, — рассказывает директор. — Им понравилось. И тогда мы сами стали готовить свои постановки. Драмкружок в нашем ДК работает с 1994 года, но только в последние 3-4 года положение значительно изменилось в лучшую сторону. Люди ждут новых постановок, высказывают пожелания. Но вот с материально-технической базой очень сложно. Мы и так для спектаклей все из дома перетаскали, декорации берем напрокат в школах, детских садах. Самое сложное — организовать гастроли. У нас 5 хороших спектаклей, есть транспорт. Но чтобы поехать с новой работой в другой сельский округ, приходится договариваться со знакомыми. Дело в том, что командировочные нам не дают. В сельских округах Кызылкоги нет гостиниц, и мы договариваемся с коллегами насчет питания и ночлега. Точно так же они приезжают к нам, и мы стараемся создать для них все условия.

Как рассказал нам Алмас-Болат Карабалин, у них тесные контакты с драмтеатром и центром народного творчества и культурно-досуговой деятельности. Они помогают со сценариями, для самодеятельных актеров проводятся мастер-классы с артистами-профессионалами, гримерами. В далекую Кызылкогу режиссеры и актеры областного драмтеатра вряд ли поедут, но на месте поработать с участниками драмкружка не отказываются.

— Многие пьесы мы берем из репертуара областного театра, — продолжает Алмас-Болат Карабалин. — Сокращаем его до одного часа, уменьшаем количество декораций. Но смысл постановок сохраняется. Сейчас, конечно, люди с охотой идут на спектакли. На вырученные от продажи билетов 20-30 тысяч тенге мы покупаем декорации и костюмы.

Если в Макатском районе благодаря энтузиазму вовремя поддержанного государством Кенжебека Бисенбаева драмкружок возрождается, в постановочных работах чувствуется свежий взгляд молодого поколения, то в Доме культуры «Бакжайык» Акжайыкского сельского округа Махамбетского района не так. Здесь и директор Дома культуры, и художественный руководитель — люди пенсионного и предпенсионного возраста. Многие в таком положении говорят одну и ту же фразу, мол, скоро мне на пенсию, дотяну как-нибудь, а потом с меня не спрашивайте. Если Алмас-Болат Карабалин, Бахытбек Сартбаев, Кенжебек Бисенбаев и другие пользуются каждой возможностью при приезде в Атырау попасть в областной драмтеатр, посоветоваться, попросить сценарии, то в ДК «Бакжайык» стараются обходиться своими силами.

— Сценариев у нас нет, приходится писать самим, а сюжеты мы берем из жизни, — признается директор Дома культуры Сара Кайырова. — В своем селе Ак жайык на наши постановки ходят с удовольствием, а вот нам поехать в другие округа, выступать даже в соседних районах не предоставляется возможным — нет транспорта, нет былого энтузиазма. Хотя люди в последние годы с удовольствием ходят на спектакли. Если человек один раз увидит спектакль и ему это придется по душе, он будет ждать других работ.

Участники драмкружка при Доме культуры «Бакжайык» Акжайыкского сельского округа Махамбетского района показали на фестивале «Шынайы шымылды?» постановку «Анасыз ?ткен ?ш ай» («Три месяца, проведенные без матери»). Как и многие сюжеты, это драма взята из жизни. В 90-е годы, когда в семьях аульчан буквально нечего было есть, женщины в поисках хлеба покидали свои дома, оставляли на неопределенное время детей и скитались в поисках заработка. И в одной семье хранительница очага, думая даже не о будущем своих детей, а чем их накормить и во что обуть-одеть, покинула семью, занялась перепродажей, нанималась на работу. Ее думы, мысли о будущем детей легли в основу спектакля.

— Сюжеты мы берем из жизни. Так просят наши зрители. Здесь уже можно долго не думать. Герои постановок живут среди нас, — говорит директор ДК «Бакжайык» Сара Кайырова.

На фестивале «Шынайы шымылды?», который длился два дня, были показаны 10 разнохарактерных постановок. Наиболее удачными можно назвать психологическую драму «Жандауа» по пьесе Болата Узакова, которую показали участники драмкружка ДК с. Аккол Курмангазинского сельского округа. Многие годы здесь работал опытный художественный руководитель Берик Жумагазиев. Сейчас он продолжает трудиться театральным режиссером в новом ДК имени С. Кошекбаева с. Ганюшкино. С постановкой для самых юных зрителей приехали на фестиваль участники драмкружка при ДК «Ке? Жылыой» г. Кульсары. Удача этого коллектива в его режиссере. Раушан Нурболаткызы в свое время окончила факультет «Актер театра и кино» Академии искусств имени Т. Жургенева, может готовить даже мюзиклы. Когда в г. Кульсары появился новый ДК, возможности у Раушан расширились и сейчас она уже трудится сценаристом в ДК.

По мнению членов жюри, которые оценивали фестивальные постановки, в сельских округах чувствуется прогресс. Да, мало финансирования. Там, где можно урезать средства, экономят или на спорте, или культуре. Поэтому, как и раньше, сельская культура держится на энтузиастах. Они не могут работать на нефтепромыслах, заводах, станки и пекарни им не по душе. Они хотят и могут творить. Именно им, неспящим по ночам, творящим, создающим что-либо буквально из воздуха, кто не считается с личным временем и даже со своим здоровьем, волею судьбы суждено поднимать сельскую культуру.

 

Марина КУАНЫШЕВА,

фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА