УЛУЧШИЛОСЬ ЛИ КАЧЕСТВО ВЫВЕСОК?
В г. Кульсары Жылыойского района состоялось расширенное заседание областной ономастической комиссии с участием начальника областного управления по развитию языков Гульжан Сабировой. За последнее время это первое выездное заседание, на котором рассматривались актуальные вопросы ономастики.
Жылыойский район — огромный край, самый большой район области. Не случайно 10 лет назад райцентр Кульсары был признан городом. Жылыой — родина известных в стране личностей, среди которых нефтяники, геологи, творческая интеллигенция. Здесь жили и живут сильные духом, крепкие люди. Здесь суровая природа, есть реки, озера, которым люди давали очень звучные, с глубоким смыслом названия — Жем, Камыскол, Коскол, Карасу, Иманкара, Есенжал, Шугерей, Каратон и многие другие. Со времен независимости появились красивые названия гостиниц, точек общепита, супермаркетов и культурных центров — «Мерей», «Думан», «Шугыла», «Атамура», «Мурагер». И детским садам даются красивые названия -«Кызгалдак» «Жауказын», «Балапан».
— В советское время школы, площади, улицы и переулки Жылыойского района имели соответствующие названия, но в период независимости были переименованы, — рассказал членам областной ономастической комиссии начальник Жылыойского районного отдела культуры и развития языков Нурбай Суйембаев. — Это было результатом активной работы районной ономастической комиссии. Только в 2010 году члены комиссии заседали 6 раз, на них были рассмотрены 64 заявки. Были переименованы и даны новые названия 58 улицам в честь исторических личностей — Маншук Маметовой, Алии Молдагуловой, Сырыма Датова и других. Немало проблем возникло при оформлении названий общественных точек в соответствии с законом «Об ономастике в Республике Казахстан». Текст на вывесках должен быть написан на государственном языке. Многие предприниматели неохотно шли на контакт с членами районной ономастической комиссии, оформляя все так, как удобно им. Но после того как в октябре-ноябре 2011 года с владельцами более 50 магазинов и центров бытовых услуг была проведена разъяснительная работа, при этом вывески с 35 магазинов были сняты, а при повторной проверке пришлось снять вывески еще с 5 точек, положение значительно улучшилось.
Как заметил Нурбай Суйембаев, никто из владельцев прямо не отказывался переделать вывески, изменить названия своих магазинов, кафе и ресторанов в соответствии с требованиями ономастики. Просто дело это требует финансовых вливаний, дополнительных расходов. Вот и не спешат предприниматели раскошеливаться. А некоторые порой ссылаются на мораторий на проверку бизнес-структур.
Надо подчеркнуть, что в Жылыойском районе не увековечивали имена малоизвестных людей, улицы носят имена народных героев. Новых названий в честь отдельных личностей здесь практически не встретишь. Это подчеркнул переводчик, краевед, член районной ономастической комиссии Нурдаулет Акназаров.
— Мы получили 68 писем и заявлений с просьбой увековечить имена, — отметил он. — И исполнили только одну просьбу общественности, назвав улицу в честь ветерана войны и труда Килкаира Оспанова, который начинал простым бурильщиком в Косшагыле и дослужился до первого секретаря Жылыойского райкома партии. Он был одним из первых, кто добывал эмбинскую нефть. Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак почета».
Взявший слово руководитель дизайнерского бюро «Акберен» Серик Тасмуханов заметил, что в первые годы независимости дизайнерами все больше назывались самоучки, которые могли самостоятельно на компьютере набрать текст и красочно оформить его, чтобы понравилось заказчику.
— Сейчас специалисты дизайнерских студий проходят курсы, семинары и тренинги, получают сертификаты. Их работа контролируется, есть серьезные конкуренты, — подчеркнул Серик Тасмуханов. — И поэтому в последние годы население чаще получает грамотно написанный, хорошо оформленный рекламный текст или агитационный плакат. Дизайнеры уловили направление, выработали вкус при оформлении плакатов на патриотическую тему. Усилились требования, люди стали разборчивее. И в результате уличные баннеры, плакаты, панно стали намного качественнее. При этом выдерживается художественный стиль.
Как было отмечено, по итогам республиканского конкурса на лучшую уличную рекламу работа сельского округа Кара Арна по визуальному оформлению своей территории была признана лучшей. На заседании ономастической комиссии акиму этого сельского округа Ерболату Елеусинову был вручен диплом «Лучшая визуальная реклама».