СТАРЫЙ ФЛОТ УХОДИТ В ЛЕТУ
Вопрос санитарной очистки реки урал неоднократно поднимался атыраускими экологами и ставился перед природоохранными структурами. Особенно остро звучала тема подтопляемых кораблей, разбросанных по береговой линии. Эти посудины давно отслужили свое и теперь догнивают, постепенно ржавея и загрязняя воду. Кроме всего прочего, в реке полным-полно арматуры и лохмотьев оборванных рыболовецких сетей. Однако в настоящее время дело сдвинулось с мертвой точки. По распоряжению акима города создана специальная комиссия, которой предстоит провести оценку ситуации. В ближайшее время комиссия определит объем работ и организации, которые будут заниматься ликвидацией старых кораблей
ОТСЛУЖИВШЕЕ ЧЬЕ-ТО
В Атырауском управлении водных путей нам сообщили, что эти плавсредства, в основном, бесхозные, брошенные с незапамятных времен их хозяевами — уже давно не существующими организациями. Две громадные баржи в районе моста Мечникова-Баймуханова остались еще от советских мостоотрядовцев — некогда работавших там строителей, перевозивших грузы на этих водных «грузовиках». Когда Урал разливался – суда находились в воде. Хотя, есть и старые суда «Атыраубалыка».
— Если двигаться вниз в сторону Каспия, то можно увидеть по правую руку атыраубалыковское судно. Нос его задран и находится на берегу, а корма – в воде. Говорить о его работоспособности, конечно, уже не приходится, — рассказал главный специалист отдела контроля межрегиональной инспекции транспортного контроля «Каспий» по Атырауской и Мангистауской областям Юрий Жидков. – Так вот, за все время, которое оно там лежит, неизвестно сколько могло вытечь в Урал горючего и масел.
Не стоит забывать и об облетающей краске – она так же попадает в воду, когда конструкции кораблей начинают ржаветь.
— По другую сторону реки до сих пор стоят затопленные азербайджанские рыболовецкие суда. В свое время их арестовали в территориальных водах Республики Казахстан за браконьерский лов рыбы, — сообщил Юрий Жидков.
После этого они были переданы в распоряжение судебных инстанций Атырауской области и пришвартованы на пристани. А в один прекрасный день они затонули. У кого сейчас в подшефстве находятся эти баркасы – сказать толком никто не может. Теперь, они так же медленно, но верно травят жайыкскую воду, которая по течению идет в Каспийское море.
Стоит, кстати, вспомнить, что это был беспрецедентный случай – затонули сразу шесть браконьерских судов. Эти конфискованные промыслово-транспортные суда встали на прикол в ноябре 2007 года. Поскольку зима была довольно холодной, они вросли в метровый лед. Обколка льда, естественно, не производилась. После этого резкое потепление вызвало подвижку ледяной массы, в результате чего, как считают специалисты, и произошло разрушение обшивки кораблей и они превратились в «титаники». Мачты затонувших плавсредств торчат из воды до сих пор. Тогда на месте ЧП работали спасатели. Они извлекли из воды двухсотлитровые металлические бочки с дизельным топливом. Но все же, какая-то часть ГСМ попала в реку.
Вопрос, связанный с очисткой Урала от затонувших бесхозных плавсредств, решался на уровне министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. Волна пошла дальше по инстанциям, дошла до нас, и теперь местные власти взялись за исполнение задачи.
ЖДЕМ ПЕРЕМЕН
Для улучшения гидрологического режима Урала в пределах Атырауского региона в областном акимате было разработано ТЭО с оценкой воздействия на окружающую среду. Там предусмотрены дноуглубительные и дноочистительные работы на шестнадцати точках. Проект оценивается в 1,7 миллиарда тенге.
— Проект предполагает республиканское финансирование, — сообщил начальник управления природных ресурсов и регулирования природопользования Ербол Куанов. — Запланированная смета и другие проектные документы уже рассмотрены тремя министерствами – окружающей среды, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций. В настоящее время они переданы на рассмотрение в республиканскую бюджетную комиссию.
Правда, утилизация отслуживших свое бесхозных кораблей в проект не входит. Но все-таки это кое-что. А то разговоры об очистительных работах длятся уже несколько лет. Если воз сдвинется, есть надежда на изменение ситуации в сторону меньшей нагрузки на Жайык.
Между тем, как считают в природоохранных учреждениях Атырауской области, воды Урала на сегодняшний день характеризуются как умеренно-загрязненные. Основные источники загрязнения находятся в ее верхнем течении. Это Магнитогорский металлургический комбинат, Орский промышленный узел (нефтехимия, производство цветных металлов, машиностроение), Актюбинский завод хромовых соединений. На территории Западно-Казахстанской области организованный сброс сточных вод в реку не производится. В то же время она, наряду с Оренбургской и Актюбинской областями, является источником поступления загрязнителей сельскохозяйственного происхождения — биогенных элементов и пестицидов. Однако независимые специалисты все же склонны полагать, что состояние реки оставляет желать лучшего.
Евгений САМАРИН