«Сестра, срочно пришли деньги!»

О периоде охлаждения, дешёвых смартфонах и блокировке денег.
Почему интернет-мошенникам, несмотря на предупреждения о способах их афер, по-прежнему удается заманивать людей в свои ловушки? Что должно помочь снизить высокий уровень таких преступлений? И отчего в большинстве случаев найти аферистов не удается? На круглом столе «ПК» гости поделились своими мнениями.
Поговорить на актуальную тему пригласили оперуполномоченного управления по противодействию киберпреступности департамента полиции Атырауской области старшего лейтенанта полиции Расула Жолдаса, члена общественного совета Атырауской области Дидара Хамзина, адвоката Айдоса Ибраимова, а также пострадавшую от виртуальных проходимцев горожанку Лидию Ким.
Дотянуться до жулика
– Начнем наш разговор со статистики интернет-мошенничеств: Расул Амандыкович, сколько в нынешнем году зарегистрировано таких фактов? Какое количество удалось раскрыть?
Расул Жолдас:
– По итогам восьми месяцев нынешнего года в Атырауской области зарегистрировано более 500 фактов интернет-мошенничества. Из-за особенностей и трансграничности именно интернет-преступность раскрыть и направить в суд достаточно сложно. Такая тенденция не только в нашем регионе, можно сказать, по всему миру. Невзирая на это, мы направили в суд почти 100 уголовных дел, а по остальным ведется досудебное расследование, в рамках которого будет дана правовая оценка.
– Получается, за восемь месяцев ежедневно регистрировалось по два случая, когда люди становились жертвами аферистов…
Р. Ж.:
– Такие преступления совершаются по всему миру. С начала года мы отправили в суд около ста уголовных дел, по остальным идет досудебное расследование, будет дана правовая оценка. Около 40 процентов зарегистрированных дел удалось раскрыть, а по остальным расследование продолжается.
– Какой возраст атыраусцев, ставших жертвами аферистов? И как чаще всего обманывают людей?
Р. Ж.:
– Если посмотреть на статистику, которую мы выводим постоянно, возрастная категория – от 30 до 55 лет, именно люди этих возрастов чаще всего становятся жертвами аферистов.
Однако увеличивается и число молодых людей, которые передают свои банковские карты третьим лицам в попытке заработать денег.
Способов обмана с каждым разом все больше, и они развиваются. Хочу привести живой пример. Многие атыраусцы пользуются известной маркой телефона (в народе его еще называют «яблофон». Прим. ред.). Ежегодно эти телефоны выпускаются в новых моделях, а мошенники выставляют фиктивные объявления в соцсетях, на торговых площадках о продаже флагманской модели по заведомо заниженной цене. Молодежь хочет купить такой смартфон подешевле, но, оплатив покупку, остается при своих интересах. Помимо продажи несуществующих товаров через онлайн-площадки жулики используют другие схемы для обмана граждан. Среди самых распространённых можно выделить такие: звонки от лиц, выдающих себя за сотрудников банка, предложения по вложению средств в фальшивые инвестиционные платформы, убеждение перевести деньги на якобы безопасные счета, а также обещания поучаствовать в государственных программах или получить беспроцентные кредиты.
– Какое сейчас в вашей практике дело?
– Есть инвестиционное мошенничество, кредитный обман – популярный вид аферы, когда от имени ваших знакомых пишут в мессенджер, WhatsApp с просьбой одолжить денежные средства. Кроме того, идет разбирательство о фишинговых ссылках.
«У тебя есть деньги на карте?»
– Лидия Михайловна, а когда и как аферистам удалось ввести вас в заблуждение? Вы обращались в полицию? Нашли человека, который вас обманул?
Л. Ким:
– В июле нынешнего года в процессе общения по WhatsApp с сестрой, а у нас была переписка на определенную тему, получаю от нее сообщение – есть ли у меня деньги на карте? Она просила отправить ей до вечера 80 тысяч тенге. Я естественно согласилась, отправила данную сумму. Позже выяснилось, оказывается, деньги просила не сестра, а мошенники, взломавшие ее WhatsApp. И они от ее имени рассылали такие просьбы. Но на тот момент у меня не было никаких сомнений. Они буквально вторглись в нашу переписку, разговор, поэтому ничего не заподозрила. В тот же день я позвонила в тот банк, откуда отправляла деньги, там устно приняли мое сообщение и посоветовали прийти на следующий день, уже в офисе написать заявление. Так и сделала. Позвонила и в другой банк, куда отправила деньги, там тоже выслушали, однако когда пришла непосредственно к ним, они не стали со мной разговаривать. Оказывается, согласно процедуре, никакие заявления не принимают, только после полиции могут что-то сказать. Поехала в полицию, написала заявление, со мной разговаривал следователь. Сказали: «Ждите». Позже следователь сообщил, что уголовное дело о мошенничестве переквалифицировано в гражданское. Теперь я сама должна найти юриста, с ним договориться, чтобы мне помогли. Естественно это платные услуги. Такая вот ситуация. Благодаря адвокату Айдосу Сайыновичу я узнала, что сначала надо написать досудебную претензию. В целом, мне непонятно: почему сейчас мы, физические лица, предоставлены сами себе, то есть, получается, обращаясь в полицию, с проблемой должны сами разбираться?
– А как вам объяснили переход дела в разряд гражданского?
Л.К.:
– Честно говоря, до конца так и не поняла объяснение.
Дидар Хамзин:
– Мошенничество не может быть гражданским делом, это уголовная статья. Думаю, полиция не вправе переводить его в гражданскую сторону.
– А нашли человека, кому перевели деньги?
Л.К.:
– Да. Как мне сказали в полиции, он сам стал жертвой мошенника. Получается, если его обманули, воспользовавшись картой, может быть, поэтому его не считают подозреваемым в преступлении?..
Когда искусственный
интеллект вредит
– Вопрос к адвокату Айдосу Ибраимову. Как можно вернуть деньги в ситуации с дропперами?
А. Ибраимов:
– Преступления, связанные с мошенничеством, совершаются людьми из дальнего зарубежья. Основным видом является обман в виде заблуждения человека, посягательства на его имущество. Одновременно граждане Казахстана используются в виде дропперов, которые совершают перевод денег по просьбе неизвестного лица. Я понимаю полицейских, когда они не могут найти преступника. В связи с развитием искусственного интеллекта аферисты получают возможность изменить лицо, голос. Физическое лицо, на карту которого обманутым человеком была переведена энная сумма денег, тоже может быть соучастником преступления. Они не могут отрицать, что снимали деньги, обналичивая отправленную сумму, либо переводили их на другую карту, действуя по указанию неизвестного, может быть за определенную плату.
16 сентября 2025 года был принят закон об ответственности дропперов. В связи с этим я, как юрист и адвокат, рекомендую всем людям, которым звонят и просят обналичить деньги, либо перевести на другую карту, указывая якобы на некоторые сложности, не делать этого. Если на вашу карту или лицевой счет поступила сумма, которую вы не ждете, значит, деньги вам не принадлежат. Человек, который без установленной сделки необоснованно обогатился за счет другого лица, обязан их возвратить. Надо сразу позвонить в банк и узнать, откуда они поступили. Если взяли деньги, перечислили на другую карту, то становитесь ответчиком. Будьте бдительны, так как это может причинить ущерб третьему лицу.
– Имеются ли проблемы технического плана при раскрытии подобных преступлений?
Р.Ж.:
– Конкретных проблем технического характера у нас нет, финансирование хорошее. Закупается специальная аппаратура, программные средства…
– …а большая часть преступлений все-таки не раскрыта…
Р.Ж.:
– Мы все знаем, что открытием в ХХI веке стал искусственный интеллект. И с его помощью можно создать дипфейки, когда преступники меняют свои лица и голос, это сильно усложняет их розыск. Имеются всякого рода законные в открытом источнике ресурсы, которые позволяют обеспечить анонимность. Тот же самый VPN (виртуальная частная сеть скрывает реальный IP-адрес и местоположение человека, шифрует его интернет-трафик и защищает личные данные от перехвата и отслеживания, обеспечивая конфиденциальность. С.Н.). Преступник может действовать, сидя в любой точке мира. Но подобное не означает, что его невозможно установить. Единственный минус в том, что для установления требуется канал связи с этими мошенниками, но они, доведя свой преступный умысел до конца, исчезают с поля зрения.
Хотел бы еще упомянуть, что в наших обязанностях найти преступника и привлечь к ответственности. Но, как только что коллега упомянул, практикуем такой метод, когда даем советы потерпевшим по уголовным делам обратиться в гражданский суд, подать иск для того, чтобы возместить себе причиненный материальный ущерб. Повторюсь: с 16 сентября текущего года вводится ответственность за дропперство. Честно сказать, так надо было давно сделать, у нас не было законодательных рычагов. Мы устанавливаем тех же дропперов, однако привлечь к уголовной ответственности раньше не могли.
Ряженые полковники и банкиры
А.И.:
– Есть такое понятие, как закон о защите персональных данных. В нашей стране был случай задержания преступной группы, осуществлявшей нелегальную продажу персональных сведений казахстанцев в интернет-пространстве. И соответственно, когда интернет-мошенники звонят человеку, они прекрасно знают, кто он, где живет. Были факты, когда аферисты представлялись полицейскими и банкирами, называя чужие подлинные имена. Это говорит о том, что персональные данные физических лиц Республики Казахстан не полностью защищены. В дальнейшем я, как юрист, рекомендую ответственным ведомствам исключить слово ИИН, к которому прикрепляются все данные. Может, возможно изменить его кодовое назначение?
– Дидар, а вас пытались обмануть мошенники? Что, по вашему мнению, необходимо еще сделать, чтобы максимально снизить интернет-аферы? Есть ли законодательные пробелы, которые надо решать, чтобы успешно раскрывать такие преступления?
Д.Х.:
– Года четыре назад у меня было списание из Америки около 300 долларов, с моего счета в банке. Я подготовил заявление в банк, что если никакой реакции не будет, напишу в полицию. Банк решил вопрос, тогда интернет-мошенничество не так было развито, и мне вернули деньги. А так, если посмотреть, интернет-мошенничество сильно развивается, люди должны быть осторожны. Например, сейчас многие звонки идут по WhatsApp и Telegram-каналу, различным мессенджерам. Если вам позвонит неизвестный номер посредством упомянутых мессенджеров, попросите позвонить именно на телефон, потому что у нас с недавнего времени каждый номер телефона прикреплен к IMEI. Потом начинайте выяснять, есть ли какие-то вопросы. В случае звонка по WhatsApp перезвоните на обычный номер телефона и спросите, нужны ли контакту, который к вам только что обращался через интернет, деньги. Если телефонная связь, это уже другой разговор. Недавно мне родственник написал, что у него проблема – срочно нужны деньги. Я позвонил ему на телефон, но он был отключен (оказывается, мошенники делают таким образом, что не дают возможности позвонить). Потом я написал сообщение: нужны ли тебе эти деньги? И тот опять написал: «Да, да, попал в тяжелую ситуацию!» Я не стал торопиться и позвонил его жене, а она каким-то образом смогла связаться с супругом, в итоге – никаких денег не было нужно. Через час родственник перезвонил: оказывается, взломали номер телефона.
Сценарии разные. Был такой случай: я уволился с одной работы, и якобы новый директор, который туда пришел, позвонил и сказал, что у меня остались невыплаченными какие-то средства, хотят их перевести на мой счет. Даже называл имена некоторых коллег…
А вообще, сценарии меняются, и люди должны быть готовыми. Советую тем, кто попадет в такую ситуацию, просто перезвонить на телефон. Все может быть.
Я думаю, дропперы – тоже потерпевшие люди. Отдел внутренней политики, полиция, прокуратура должны представить жителям небольшой обзор и показать, как дропперы попали на этот путь, на какую сумму. Пока дропперы не поймут тяжесть этого преступления, они будут продолжать помогать мошенникам. Из-за 50 тысяч тенге за услугу станут переводить миллионы на чужие счета, а люди, которые сидят у источника, всегда останутся в тени – они заработали и ушли. Думаю, здесь больше должна быть информационная поддержка.
– Какие методы использует полиция для профилактики афер?
Р.Ж.:
– В новом Послании Президента говорится, что первостепенно нужно усилить борьбу против наркопреступности и интернет-мошенничества. Вместе с тем в нынешнем году МВД сделан акцент на профилактике преступлений. И мы ежедневно проводим информационные и агитационные мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение преступности, проводим встречи, выступаем в прямых эфирах. Любое современное преступление требует современных решений. В связи с этим усиливаем работу в информационном поле именно в соцсетях. В черте города совместно с управлением внутренней политики Атырауской области разместили на LED-экранах информационно-профилактические ролики. Да, ведем работу, однако имеются некоторые нюансы, которые требуют внимания. Наше подразделение было открыто только в январе текущего года, мы пока разрабатываем различные алгоритмы действий. Интересно, что на профилактику наркопреступности выделяются бюджетные средства, а на предупреждение интернет-мошенничества пока нет. Надеемся, что со следующего года будут положительные изменения. Путем профилактики найти или задержать человека, который совершил преступление, сидя зачастую за границей, довольно сложно. Радует одно: скоро дропперов будем привлекать к ответственности, именно дропперство – инструмент для вывода денег. Национальным банком страны совместно с МВД создан национальный Антифрод-центр, данная система мониторинга предотвращает мошеннические операции, блокируя сомнительные транзакции в режиме реального времени. Служба безопасности банка также реагирует: если раньше человек не брал кредиты, вдруг открывает счет и оформляет кредит на крупную сумму, его счет на определенное время будет заблокирован.
Д.Х.:
– Слышал, с 30 сентября при выдаче кредитов вводится так называемый период охлаждения, чтобы банки его выдерживали. Вдруг человек попал под влияние мошенников, и его заставляют взять деньги и передать им, он может обдумать и отказаться.
Считаю, что период охлаждения нужно увеличить до трех суток. И даже при экспресс-кредитах, чтобы человек мог прийти в себя, понять, что это мошенники, поговорить с родственниками. Моя рекомендация такая: больше информации на двух языках поможет снизить уровень мошенничества.
Р.Ж.:
– Я с вами согласен и хочу отметить: безопасность в интернете – да, это профилактика. И еще. Человек сам за себя должен отвечать.
В госучреждениях, в школах, поликлиниках часто проводим профилактические мероприятия совместно с управлениями здравоохранения, образования. Объясняем все, рассказываем реальные случаи с видеороликами – как хитро действуют мошенники, какие слова они говорят. Казалось, все поняли. Но спустя пару недель женщина, которая присутствовала на нашем профилактическом мероприятии, стала жертвой кибермошенников. Я спросил ее: «Как же так? Вы же знали, как они действуют!» Отвечает: мол, была будто в тумане. Человеку самому нужно проявлять бдительность.
Язык – друг мой и враг мошенника
– Расул Амандыкович, как не попасть на уловки мошенников, которые придумывают все новые способы афер?
Р.Ж.:
– Мошенничество видоизменяется. Ранее было лотерейное мошенничество, потом телефонное, когда по домашнему номеру звонили, теперь интернет-аферы. На всех периодах развития таких видов преступности всегда был легкий способ предостеречь себя. У нас, в Казахстане, государственный язык казахский, и мошенники, которые в основном из русскоязычных стран, им не владеют. Можно просто в разговоре перейти на казахский язык. Любой госслужащий должен ответить человеку на том языке, на котором он задает вопрос, и если звонивший не может ответить – это уже звонок. Достаточно просто оборвать связь, если почувствовали что-то подозрительное. Зачастую мошенники пугают, торопят, и здесь главное – не спешить, посоветоваться с родными.
Л.К.:
– А я думаю, это – дело времени: мошенники настолько продвинуты, и много инструментов, которые переводят языки, и их цена не столь высока, они могут его освоить. Напишут на бумаге и будут разговаривать с вами. На любом языке мира они смогут так сделать! Думаю, надо запретить выдачу онлайн-кредитов. Если человек берет крупную сумму, нужно лично прийти в банк.
Д.Х.:
– Да, это на какое-то время, а в будущем, конечно, период охлаждения – защита нашего населения.
А вообще, легких денег не бывает. Мой совет: не верьте никому. Как говорится, без труда не вынешь рыбку из пруда, старайтесь заработать честно, своей головой, руками.
Подкаст по данной актуальной теме можно посмотреть на канале YouTube и там оставить свои комментарии.
Вставка
Период охлаждения при выдаче займов банками и микрокредитными организациями
Не менее восьми часов после заключения договора банковского займа при сумме от 150 МРП (589 800 тенге) до 255 МРП (1 002 660 тенге) и не менее 24 часов при сумме банковского займа свыше 255 МРП (1 002 660 тенге), микрокредита свыше 75 МРП (294 900 тенге).
Если заемщик передумал в течение периода охлаждения брать кредит, договор займа аннулируется, и кредитные средства ему не перечисляются Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка
Светлана НОВАК



