Великой Победе - 80!НовостиОбщество

Гордого статуса Гурьев достоин – 3

Атырау присвоен статус «Город трудовой славы. 1941-1945 годы»! Как отмечают в исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, основание для присвоения – значительный вклад жителей города в достижение Победы в Великой Отечественной войне, их массовый трудовой героизм и самоотверженность в обеспечении бесперебойного производства военной и гражданской продукции, снабжении фронта необходимыми ресурсами, организации работы военных госпиталей.

(Начало в №36 за 11.09, №38 за 25.09)

Нужда в нефти была отчаянная

…Гурьев в то время был перевалочной базой кавказских нефтепродуктов. По Каспию шли нефтеналивные баржи с бакинской нефтью до острова Пешной. Нефть транспортировалась по морю: Баку — Гурьев, Гурьев — Кандагач и по нефтепроводу на Орск. По водному пути через Гурьев на фронт направлялись боеприпасы, продовольствие, воинские части. С помощью ГКО была решена задача строительства нефтепровода Пешной – Гурьев — Орск и морского порта. Был сдан в эксплуатацию Гурьевский морской порт на острове Большой Пешной, который являлся перевалочным пунктом для отправки нефтепродуктов и других грузов военного значения. Здесь впервые в мире был применен способ транспортировки нефтепродуктов по воде в цистернах путем буксировки. Работники морского флота в шесть раз увеличили перевозки нефтепродуктов — Гурьев стал тыловой коммуникацией южной группы войск фронта. Он связывал фронт с Кавказом и Средней Азией.

В апреле 1942 года начали строить нефтепровод с Пешного до нефтебазы на Ширине с двумя наливными эстакадами. Затем за 15 дней была проложена железная дорога от станции Гурьев до нефтебазы, и с 10 августа этого года через наш город двинулся поток кавказских нефтепродуктов вглубь страны. Были построены и введены в эксплуатацию нефтепровод Гурьев — Орск, промысел Комсомольский, установки с отбором бензина и дизельного топлива на промысле Кульсары и Искене. Завершение строительства Урало-Эмбинского нефтяного комплекса явилось еще одним подвигом тружеников республики, увеличившим добычу ценного стратегического сырья — высокооктанового горючего, столь необходимого для победы над врагом.

Во время Сталинградской битвы самолеты, участвовавшие в боевых операциях, для заправки прилетали в Гурьевскую область. Территория Гурьевской области считалась в полном смысле слова прифронтовой зоной. Фашисты ожесточенно рвались на расположенные здесь объекты, нефтехранилища. Несмотря на то, что линия фронта оставалась очень далеко, на территорию области все же падали бомбы, забрасывались диверсионные группы.

За годы войны только по нефтепроводу Гурьев – Орск было отправлено более 3 млн тонн топлива. Кроме этого, по железной дороге на заводы страны ушли сотни тысяч тонн нефти с собственных нефтяных месторождений Прикаспия. Нужда в нефти выросла многократно. Когда на полях сражений в воздухе, на земле, на воде и даже под водой работали тысячи и тысячи моторов, становится ясно, насколько возросла ценность горючего, и как важно было добывать этого горючего больше и больше. А ведь страна, вставшая на смертный бой, уже не могла столько оказывать поддержки, да и работать на промыслах оставалось все меньше специалистов. Хоть и давали им бронь, но все-таки война — ненасытная истребительница человеческих жизней — требовала все новых жертв. Уходили на фронт нефтяники, а вместо них вставали жены, сыновья.

Нефтяники Эмбы работали в напряженном ритме, по 12-13 часов в сутки. На всех нефтепромыслах были организованы фронтовые бригады. Ветераны и подростки, рабочие и инженеры, ученые и конструкторы вносили рационализаторские предложения, в которых ярко проявлялась инженерно-техническая мысль и рабочая смекалка.

Красные нефтяники

Первыми в стране эмбинцы внедряли вторичный метод эксплуатации месторождений. 28 августа установка по заводнению впервые была запущена в Доссоре, в итоге прирост добычи нефти из второго юрского горизонта составил до 10 тонн в сутки. А вскоре уже по всем старым промыслам распространили площадное и внутрискважинное заводнение. Все делалось для того, чтобы больше и больше нефти получала страна. Рекордным был 1943 год, когда было выдано около миллиона тонн нефти.

По «Казахстаннефтекомбинату» действовало 79 комсомольско-молодежных фронтовых бригад и участков. Сколько было починов интересных, вахт, посвященных той или иной победе, городу-герою! К этому времени советский народ уже сломал хребет фашистскому зверю, нанеся ему страшные удары под Москвой, но очень и очень тяжелое положение было. Враг бросал в бой все новые силы и технику, которую ему поставляла вся Европа. Своей задачей все жители нашей страны считали внести свой вклад, чтобы полнился нефтяной поток Прикаспия, чтобы достаточно горючего получали танки и самолеты, несущие врагу смерть, приближавшие Победу.

Оператор цеха добычи Кульсары Мендыкара Мустафединов предложил добыть сверх плана эшелон нефти и направить его в подарок воинам, оборонявшим Ленинград. Комсомольцы месторождения подхватили этот почин и вместо 350 добыли 530 тонн сверх плана. И 30 апреля один эшелон нефти был сдан на базу под названием «Красные нефтяники». И потом эшелон сопровождала группа нефтяников во главе с бригадиром комсомольско-молодежной бригады Василием Данченко. Делегацию из Казахстана под Ленинградом встретили казахстанские воины и провели митинг. «Наш танк «Т-34», несмотря на зиму, будет работать лучше, преодолевать препятствия, — сказал танкист Хиуадолла Сапаулы. — Почему, спросите вы. А потому, что советские танки работают на масле МД, которое производится из нефти Казахстана, об этом вы лучше меня знаете и знаете, что МД значит «Макат — Доссор». Чем больше нефти вы будете добывать, тем быстрее мы загоним врага в его логово».

Нефтяники Эмбы совершили, казалось бы, невозможное. При отсутствии многих кадровых специалистов объемы бурения, добычи не падали, а росли.

Они давали рекордную выработку, стали пионерами внедрения новых методов и технологий. Большой эффект дала воплощенная идея главного геолога геолого-поисковой конторы В.Я. Аврова — совместная разработка нескольких горизонтов, извлечение нефти из заброшенных горизонтов путем тартания.

Саламат Мукашевич Мукашев, бывший руководитель области, председатель Президиума Верховного Совета КазССР, отмечал в прессе во времена своего руководства, что в годы войны и годы послевоенного восстановления разрушенного хозяйства на Эмбе было много мастеров-нефтяников, которые показали молодым образец самоотверженного труда. Бермагамбетов Назен, Тулекбаев Базаргали, Аманбердиев Ермаш, Сонабаев Каби, Кошкимбаев Малдыбай, Даулетов Арон, Абдигалиев Макиат, Шамеков Шымырбай – их опыт работы был признан учеными. Возможно, поэтому из этой среды выросло много руководителей крупных производств, руководителей хозяйств, общественных деятелей. В годы войны выросли такие замечательные кадры нефтяников-женщин, как Б. Даужанова, Ж. Каспаева, Р. Махамбетова, А. Алтаева, Ш. Тлеугалиева, Н. Шагирова, ставшая позднее Героем Социалистического Труда. А также мастер по добыче нефти Б. Доспаева, удостоенная орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, так как возглавляемая ею бригада систематически перекрывала плановые задания.

На всех нефтепромыслах были организованы фронтовые бригады. Ветераны и подростки, рабочие и инженеры, ученые и конструкторы вносили рационализаторские предложения, в которых ярко проявлялась инженерно-техническая мысль и рабочая смекалка.

 Благодаря трудовому героизму казахстанских нефтяников добыча нефти в 1941-1945 годах выросла в четыре раза по сравнению с дореволюционным периодом. Построен и введён в строй ГНПЗ — первенец новой отрасли экономики Прикаспия.

Любовь МОНАСТЫРСКАЯ

Продолжение следует

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button