ЯДОВИТЫЙ ДЫМ СТАРЫХ АВТО

110906-04Атырау сталкивается с гуляющей процентной шкалой загрязненности от автомобильного транспорта. К такому заключению приходят многие местные специалисты-экологи. За последние несколько лет ситуация с загазованностью нефтяной столицы менялась от лучшего к худшему и обратно. Как объясняют экологи, это связано с колебаниями автомобильного потока и качества ГСМ. Чтобы разобраться в ситуации, корреспонденты газеты «Прикаспийская коммуна» приняли участие в рейде по экологической безопасности на автотранспорте, проведенном сотрудниками УДП ДВД Атырауской области и специалистами лаборатории Жайык-Каспийского департамента экологии.

ГАЗ ДО УПОРА
Место для этого выбрали соответствующее – участок дороги, расположенный неподалеку от железнодорожного вокзала, где скапливается множество разнообразных по характеристике машин.
— Такие совместные рейды мы проводим в плановом режиме. В основном, там, где часто собираются такси, автобусы, да и крупногабаритный грузовой вид транспорта присутствует. Одна из таких точек – район остановки «Ж/д вокзал» в Привокзальном, — комментирует начальник отделения УДП ДВД Талгат Марденов. — Она, естественно, не единственная – охват идет по всем городским участкам.
«Командовать парадом» было поручено инспектору дорожно-патрульной службы отдельного батальона УДП ДВД сержанту полиции Жубану Косаеву. Он останавливал водителей, требуя предъявить документы и попутно пройти тест по экологической безопасности. К тому времени специалисты аналитической лаборатории уже развернули свою аппаратуру.
— Мы используем стандартный электронный газоанализатор, с помощью которого проверяется выхлоп автомашин на наличие вредных веществ. Тестируются автомобили как на бензине, так и на дизельном топливе, — рассказывает эколог лаборатории Гаухар Жумагазиева.
— Учет ведется по содержанию диоксидов углерода и ряда других канцерогенных компонентов, — в свою очередь говорит ее коллега Нургуль Аязбаева.
Сама по себе процедура тестирования занимает немного времени. Газоанализатор чаще используют в створке с аккумулятором авто, на котором перемещаются экологи. Оборудование подсоединяется специальными приводами-фиксаторами и поэтому, как правило, находится в стационарном состоянии.
— Поэтому проверяемая машина подгоняется к газоанализатору выхлопной трубой, в которую помещается шланг с индикатором. Водитель нажимает на педаль газа на полную мощность и держит так порядка пяти-десяти секунд, — поясняет Гаухар Жумагазиева. — Выхлоп, соответственно, поступает по полому кабелю в оборудование. Порог нормы содержания вредных веществ — 1200 %.
С этими словами она командует водителю выжать газ до упора.
В ходе рейдовой проверки было протестировано около пятнадцати различных автомашин. Каждый раз газоанализатор выдавал результаты, идущие в пределах нормы. Цифры колебались от 0,18 до 0,80% содержания диоксидов. В то же время, если сравнивать в рамках допущенного, больший процент показывали «Нивы», «Жигули» и ГАЗели. Зарубежные авто, сколько не «газовали» их хозяева, оставили газоанализатор почти в равнодушном состоянии.
— Обычно иномарки такого эффекта не дают. Особенно легковые, — говорит сержант полиции Жубан Косаев. — Тем более, что большая часть легкового автомобильного парка города Атырау за последние два-три года, если так можно выразиться, обновилась — очень много автолюбителей пригнали в областной центр новые иномарки, которые пока еще не «страдают» какими-то поломками.
Как сообщили специалисты, основной поток загрязняющих веществ идет от старого транспорта, оставшегося еще с советских времен, а также от крупногабаритной грузовой техники — КамАЗов, КрАЗов, различных марок специализированных грузоподъемников. Кроме того, вредными выбросами грешит и общественный транспорт — старые ПАЗы и уже далеко не новые ГАЗели.
— Помимо рейдовых проверок на дорогах, мы проверяем еще и автомобильные парки различных организаций. Как в городе, так и области. Все транспортные средства при этом фиксируются в специальном журнале, — сообщает эколог Нургуль Аязбаева. — Каждый водитель обязан оставить в журнале свою подпись. Собранные данные анализируются у нас в лаборатории.

НАУЧНОЕ МНЕНИЕ
— Автомобили в той или иной степени все равно загрязняют атмосферу химиче¬скими соединениями, содержащимися в отработанных газах. Общий мировой парк автомобилей сейчас насчитывает 800 миллионов единиц, из которых 85% составляют легковые автомобили, а 17% — грузовые и автобусы. Если тенденции роста выпуска автотранспортных средств останутся неизменными, то к 2015 году число автомобилей может возрасти до 1,5 миллиардов единиц, — считает магистр техники и технологии Динара Мырзабекова, много лет занимающаяся проблемой загазованности. — В отработавших газах двигателей автомобилей содержится более 200 токсичных химических со¬единений, большую часть из которых представляют различные углеводороды. Ввиду такого многообра¬зия и сложности идентификации отдельных соединений к рассмотрению обычно принимаются наиболее представительные компоненты или их группы. К примеру, диоксид углерода. Могу добавить, что этот компонент негативно воздействует практически на все составляющие биосферы: атмосферу, водные, земельные ресур¬сы, литосферу и человека.
По словам Динары Мырзабековой, основная причина вредных выбросов заключается в неполной переработке автомобилем топлива — в случае некачественного ГСМ, либо в случае неудовлетворительного состояния моторной части.
— Фоновое загрязнение атмосферы в городе и регионе, если брать в целом, в каком-то количестве все равно идет, — говорит руководитель экологического НПО «Глобус» Галина Чернова. – Не может же такого быть, чтобы выхлопы не содержали никаких вредных компонентов. Другое дело, что в Казахстане до сих пор не существует четкой методики расчета выбросов от автомобилей.

Евгений САМАРИН
Фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА