Телефонное мошенничество: будте бдительны!

Изобретательность мошенников не знает предела. Они активно внедряют новые схемы преступлений с использованием услуг сотовой связи. Операторы мобильной связи дают советы, как не стать жертвой аферистов.
По-прежнему остаётся актуальной проблема раскрытия преступлений, связанных с мобильными телефонами. В последнее время, помимо краж соток, все чаще стали активизироваться и так называемые мобильные мошенники. Абонентам сотовой связи поступают звонки и СМС-сообщения о якобы выигранных в лотереи крупных призах. При этом обещают все что угодно — билеты в кино, дорогой сотовый телефон, денежные призы, туристические поездки, ноутбук, холодильник и прочее.
Мошенников, которые пользуются доверчивостью абонентов, меньше не становится. Более того, преступники внедряют новые изощренные способы мобильных мошенничеств. И люди должны быть информированы об этих схемах, это поможет им избежать обмана. Об этом шла речь на “круглом столе”, организованном участниками экспертного совета из числа представителей Атырауского областного филиала ТОО “КаР-Тел” компании “Beeline”, управления криминальной полиции ДВД Атырауской области.
Как проинформировал пресс-секретарь Атырауского филиала ТОО “КаР-Тел” ТМ Beeline Никита Гущин, абоненты сотовой компании часто обращаются с просьбой рассказать о тех или иных акциях, проводимых данной компанией. Однако компания “КаР-Тел” не проводит никаких рекламных акций, связанных с предоставлением секретного кода карты оплаты или отправкой денег на чужие счета. Представитель сотовой компании предупредил, что если кто-то вам звонит по телефону и говорит о выигрыше ценного приза, для получения которого необходимо назвать секретный код и номер карты оплаты “Beeline” или же отправить сумму денег на чужой счет, можете не сомневаться — звонивший ни кто иной, как мошенник со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.
На “круглом столе” был приведен свежий конкретный пример. Недавно компания “Самсунг” отметила юбилей, и многим абонентам мобильной связи стали звонить неизвестные и сообщать о якобы существенных выигрышах от компании “Самсунг”. “Вам повезло, вы выиграли холодильник!”, — бодро говорили в трубке незнакомцы. А что дальше? “Нужно перечислить 13 процентов от стоимости подарка и холодильник ваш”. Но выигрыши оказались блефом мошенников, компания никаких подобных акций не проводила. Среди пострадавших, то есть отправивших эту сумму – 13 процентов, люди самых разных возрастов и профессий.
Заместитель начальника управления криминальной полиции областного ДВД Олег Тушканов привёл статистику преступлений, связанных с мобильным мошенничеством. В 2007 году на территории региона было зарегистрировано 457 таких преступлений, из которых 408 совершены в городе Атырау, в Жылыойском районе – 23. За шесть месяцев нынешнего года совершено 155 мобильных преступлений, в числе которых 64 раскрыты, в основном это кражи и грабежи. В Атырауской области обманутые мобильными мошенниками (обещавшими призы) “стесняются” обращаться в правоохранительные органы: дескать, развели как лоха.
Мошенники действуют нагло и напористо. Раздается звонок, и сквозь сильные помехи слышится голос: “Мама, помоги, я сбил человека!”. Единственный способ вызволения “родного человека” – купить карты экспресс-оплаты мобильного телефона и продиктовать номера. Большинство шокированных людей в подобной ситуации теряются и выполняют требования. Кстати, немало примеров, когда достаточно известные, опытные, образованные люди стали жертвами подобных “разводок”. Полковник Тушканов в качестве превентивных мер предлагает ужесточить контроль регистрации абонентских номеров, а также упростить процедуру ответов на запросы ДВД о движении тех или иных “трубок”.
Представители мобильной компании высказались в том плане, что одной из мер профилактики подобных преступлений является информированность о методах и способах действия мошенников. И привели удручающую статистику, основанную на опросе казахстанцев. Оказывается, в нашей стране мобильному мошенничеству подверглись полтора миллиона человек! При анонимном опросе респонденты отвечали честно и открыто. И еще они говорили, что даже не предполагали о грубом мошенничестве.
А между тем, мошенники не сидят сложа руки. Вот одно из последних ноу-хау преступников. Звонит мужчина и говорит, что нашел ваши документы. И поскольку это соответствует действительности, вы верите. Звонивший предлагает в качестве благодарности за находку перекинуть деньги. Естественно, вы соглашаетесь, выполняете просьбу “благодетеля”, ведь хочется документы получить обратно. Это ж сколько времени придется восстанавливать утерянные паспорта и водительские права, мало не покажется. Но как потом выясняется, документов нет, как нет, а телефон звонившего вообще замолчал. А нужную информацию для своих черных делишек преступник почерпнул из газетных объявлений, в которых даются сообщения об утере документов. В подобных случаях надо бы попросить того, кто нашел их, продиктовать номер документа. Чего, естественно, злоумышленник попросту не сможет сделать, так как в объявлениях …отсутствуют такие данные.
На первый взгляд помочь обманутым людям в подобных ситуациях вполне реально — после подачи заявления в правоохранительные органы телефон, с которого звонил мошенник, следует заблокировать (тогда он не сможет больше никого надуть) и начать его розыск. Ан нет, по закону заблокировать телефон разрешается только с согласия владельца. А раз нет заявления, то невозможно и закрыть ход мобильной трубке.
И еще. Сегодня как один из вариантов розыска похищенных телефонов и выявления мобильных мошенников предлагается регистрировать не только номер телефона и его владельца, но и код телефона. Однако подобные предложения застопориваются и не по причине отказа оператора мобильной связи “Beeline”. Заблокировать телефон можно без проблем, однако существует одно “но”. В настоящее время в страну ввозится большое количество так называемых “левых”, “серых” телефонов, наштампованных в какой-либо подпольной иностранной лавчонке. И у всей партии товара один (!) код, те самые секретные цифры, которые являются сугубо личными для только одной мобильной “трубки”. Если заблокировать один такой телефон, то по цепочке одновременно отключатся сотни аппаратов — и краденые, и которые к этому не имеют никакого отношения. Законопослушные владельцы, как говорится, ни сном ни духом, поэтому могут, по понятным причинам, предъявить претензии. И ведь они будут правы.
Мобильные мошенники, воры и грабители понимают, что пока “достать” их бывает очень сложно. Печально, но это так. Четыре года назад при ДВД был создан специальный отдел группы “К”, который призван раскрывать уголовные дела, связанные с преступлениями в сфере услуг сотовой связи, борьбой с ввозом “серых” мобильников, а также пресечением фактов реализации контрафактной продукции.
Старший оперуполномоченный управления криминальной полиции ДВД Мереке Кусепов сообщил, что работа в этом направлении ведётся совместно с ДКНБ, финансовой полицией, таможней, департаментом юстиции. Штат группы “К” не столь впечатляющий, но этот момент не мешает полицейским вести активное наступление на мобильных мошенников. Хотя, надо признать, достать преступника в связи с вышеописанными обстоятельствами — задача далеко не простая.
Приобретая сотовый телефон не в специализированных отделах и серьезных магазинах, вы рискуете нарваться на краденую трубку. Чего греха таить, покупая мобильник, бывший в употреблении, да еще без документов, можно догадаться, что он краденый. А почему бы операторам сотовой связи в пику ворам не сделать так, как, например, в Голландии? Там действует специальная функция, которая начинает работать в ворованных телефонах. Если телефон криминальный, то в телефоне роботообразный голос доводит до сведения, мол, ваша трубка краденая.
На “круглом столе” полицейские сообщили, что в нашем городе есть точки, в которых покупают бэушные сотки. С санкции прокурора их периодически проверяют. И имеются факты, когда в таких отделах выявлялись краденые мобилы.
Даже если полицейские нашли похищенную “трубку”, очень сложно доказать, что новый ее владелец — вор или грабитель. Он ссылается на то, что, дескать, купил телефон с рук по дешёвке или нашёл. “Возьмите, пожалуйста, но я ни в чём не виноват”, — утверждает он. И, может быть, на самом деле это так. Если не взяли преступника в момент кражи, сложно доказать его причастность к краже. Так что же остаётся делать пользователям сотовой связи? Постигать и еще раз постигать мобильную грамотность!
Итак, надо следовать следующим рекомендациям по противодействию мошенничеству с использованием услуг сотовой связи. Знание, как говорится, сильнее обмана. Если будет известно о механизме преступных действий, то это даст шанс не попасть на удочку ушлых криминальных личностей.
Вот какие действия предлагает “КаР-Тел” для конкретных случаев.
Получив по мобильному телефону сообщение о проблемах близких людей и предложение решить их вопрос путем передачи определенной суммы денег (или активацией карт оплаты), не впадайте в панику, не торопитесь собирать деньги. Нужно постараться любым способом связаться с близкими, о которых идёт речь, и незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.
Если с незнакомого вам номера мобильного телефона поступил звонок человека, голос которого похож на голос вашего родственника, сообщающего, что он попал в беду, и выручить его можно только деньгами (передачей наличных денег или опять-таки активацией карт оплаты), надо обязательно задать звонящему вопросы личного характера. Ответы помогут определить, точно ли звонящий является родственником, а не мошенником, умело имитирующим голос близкого вам человека. Например, куда он ездил отдыхать в последний раз, как зовут других ваших родственников, номер его дома, местоположение дачи и т.д. И опять-таки сделать звонок на “02”.
Получив звонок от человека, представляющегося сотрудником радиостанции или оператора сотовой связи о том, что вы выиграли приз, для получения которого необходимо активировать карты оплаты на определенную сумму, не торопитесь все это выполнять. Нужно позвонить на радиостанцию или в абонентскую службу оператора сотовой связи и уточнить, проводится ли такая акция, о которой сообщили неизвестные. Включите радиоприемник, чтобы удостовериться, что вы слышите себя, когда общаетесь с ведущим – поскольку приз реально можно выиграть только в прямом эфире.
Получив СМС-сообщение с незнакомого телефонного номера, подписанное якобы знакомым вам человеком, с просьбой пополнить баланс его счета для срочного подключения телефона, постарайтесь связаться со своим знакомым другим способом (например, по известному вам номеру телефона), чтобы уточнить, есть ли у него проблемы с отключением телефона. Перезвоните на указанный номер и выясните, на самом ли деле к вам обратился ваш знакомый.
Получив СМС-сообщение с чужого телефонного номера с просьбой вернуть деньги, случайно переведенные на ваш баланс, немедленно проверьте баланс вашего счета. Это поможет удостовериться, действительно ли был он пополнен на запрашиваемую незнакомым человеком сумму.
Если к вам дозвонился человек, представившийся сотрудником службы технической поддержки оператора сотовой связи (абонентской службы), с требованием срочно ввести цифровые коды на вашем телефоне в связи с якобы проводимыми техническими мероприятиями или акциями, не торопитесь следовать инструкциям. Перезвоните в упомянутую звонящим службу и уточните, проводится ли указанная акция ли же мероприятие.
И последнее. Если незнакомый вам человек попросил у вас телефон, чтобы сделать всего один звонок, и вы хотите ему помочь, то сами наберите номер и передайте информацию самостоятельно, не отдавая мобильный телефон в руки незнакомого вам человека.
Если вы будете следовать этим рекомендациям, у вас будет шанс не попасть на удочку аферистов и мошенников всех мастей.

Светлана НОВАК