ПАУТИНЫ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ

Организация закупок — всегда головная боль для менеджеров любой компании или учреждения. Пока существует риск нарваться на недобросовестного партнера, нужно принимать все меры для того, чтобы не угодить в ловушку и соответственно избежать злоупотреблений. Ведь если оказаться в сети липовых предпринимателей, то все это может отрицательно сказаться на результатах работы предприятия, принести солидный ущерб. К сожалению, реалии жизни таковы, что нужно держать ухо востро. Что же делать?

КАК РАСПОЗНАТЬ ФИКТИВНОГО ПОСТАВЩИКА
Мы уже поднимали тему проведения государственных закупок, рассказывали о выявленных нарушениях. В одном из материалов «Конек» госзакупок» от 8 февраля шла речь о конкретных правилах и принципах законодательства Республики Казахстан о государственных закупках.
Как показывает жизнь, заключение договора с поставщиками для заказчика — большой риск. Поэтому мы вновь возвращаемся к столь актуальной теме. Откуда может исходить проблема для заказчиков? Как могут подставить подножку, сорвать условия договора, обмануть?
Начальник отдела инспекции финансового контроля Атырауской области Бакыт Казыбаева объясняет, что при выборе поставщика надо его непременно пропустить через сито проверки. Выяснить: не включен ли участник государственных закупок в реестр недобросовестных поставщиков? Оказывается, такой список существует, и туда попадают компании, мягко говоря, показавшие себя не с лучшей стороны.
— На сегодняшний день в реестр недобросовестных участников государственных закупок включено 2107 товариществ и индивидуальных предпринимателей, из них 18 — поставщики Атырауской области, — информирует Бакыт Казыбаева. — Это предприниматели и организации, которые нечестно повели себя с государственными заказчиками. Те, кто выиграли конкурсы, аукционы или запросы котировок, а контракт заключать отказались, и те, кто плохо исполнили условия контракта или совсем его не исполнили. В реестр (он действует с 2007 года) включают по решению суда. Потенциальные поставщики, включенные в этот список, не допускаются к участию в закупках от 18 до 30 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о признании их недобросовестными участниками. Вот сегодня нам принесли еще одно решение специализированного межрайонного экономического суда о внесении очередного атырауского ТОО в «черный список». К сожалению, число недобросовестных поставщиков растет.
Надо заметить, что поначалу бизнес отнесся к нововведению, то есть реестру, весьма скептически. Поставщики и производители не понимали, чем грозит внесение их товарищества в реестр недобросовестных поставщиков. Тем самым на определенный срок они теряют возможность участвовать в торгах на заключение контракта на выполнение работ, оказание услуг и поставку товаров. Более того, организация и ИП могут не единожды включаться в реестр недобросовестных поставщиков.
— Индивидуальный предприниматель Мансур Арыков, житель города Атырау, трижды включен в реестр недобросовестных участников, — приводит пример Бакыт Казыбаева. – Инспекцией финансового контроля признаны и включены в реестр недобросовестных потенциальных поставщиков ТОО «Курылыс–Кызмет–S», ТОО «Беркин Жылыой» и ТОО «ТрансКомСтройСервис».
Реестр публичен и доступен каждому – заказчикам, организаторам, поставщикам. За информацию не надо ничего платить, и это очень важно. Когда на сайт госзакупок Республики Казахстан, где размещен реестр, начали заглядывать коммерческие партнеры поставщиков, предприниматели призадумались. Если попадаешь туда, ничего хорошего не жди. Попавшим в список недобросовестных участников приходится поставлять товары победителям госзакупок по низкой цене или продавать их на рынке. А куда деваться? К слову, немало было случаев, когда потенциальные поставщики даже обращались с жалобами – им известно, что конкретная компания включена в реестр недобросовестных, а ее руководитель создал другую фирму.
Заботящиеся о своей репутации бизнесмены стараются в этот список не попадать, пересматривают взгляды на ведение своего дела. Угроза может исходить также в том случае, если за одним бизнесменом зарегистрировано несколько товариществ, или он является соучредителем, более того, числится в какой-нибудь аффилированной фирме замдиректором, инженером или главным бухгалтером. Они себя не обидят. А заказчики не в курсе подобного. Хитрых ходов на самом деле много. Если и специалистам подчас трудно предупредить махинацию, то что говорить о простых заказчиках?
Может быть, полную уверенность в добросовестности партнера фирма может получить только заключая договора с постоянными поставщиками? Вряд ли, в современных условиях это фактически нереально. Рано или поздно у каждой компании появляется потребность в новых контрагентах. Например, если предприятие расширяет свой бизнес или открывает филиалы в другом регионе.

В ПОИСКЕ НОВЫХ ЖЕРТВ
Угроза попасть в реестр недобросовестных поставщиков стимулирует бизнесменов к более тщательному обдумыванию своих действий. Пересматриваются взгляды на ведение бизнеса: с одной стороны, учтенный опыт усиливает правовые позиции деловых людей, но, с другой стороны, и нарушения мошенников становятся изощреннее. Те, кто не собирается выполнять условия договора, а хочет «навариться», ищет различные способы. Махинации и уловки придумываются разные — недобросовестные поставщики в поиске новых контрагентов, поэтому создаются другие компании, при этом, разумеется, меняются названия. Прикрывается истинное лицо. Фирма, вроде, чистая, не включена в «страшный список», а если копнуть, то выяснится, что учредитель новой компании возглавлял ТОО, попавшее в реестр. Поэтому специалисты финконтроля за то, чтобы в базу данных поставщиков, в списки руководителей ТОО включали и сведения об учредителях.
— ТОО «Карагандинский базисный магазин», где учредителем является Лебедев, — рассказывает Бакыт Казыбаева, — на основании решения специализированного межрайонного экономического суда города Астаны от 22 февраля 2010 года за недобросовестное выполнение договорных обязательств было зарегистрировано в реестре недобросовестных потенциальных поставщиков. Уже через два дня он вновь создал ТОО под названием «Базисный магазин» и назначил директором Шехватова. Новая компания принимает участие в поставке учебных кабинетов. В прошлом году при участии в конкурсе, проведенном городским отделом образования города Атырау, конкурсной комиссией было выявлено, что учредитель созданного ТОО «Базисный магазин» — тот же Лебедев. Поэтому, исходя из норм законодательства, конкурсная заявка фирмы была отклонена. Но не каждый умеет работать с информационной системой через веб-портал, или не всегда потенциальные поставщики публикуют полную информацию.
Надо отметить, что немаловажную роль играет состав конкурсной комиссии. Оказывается, зачастую в нее назначаются люди, не имеющие понятия о букве закона, и трактуют они его по-своему. На многих коммунальных предприятиях, в учреждениях вообще не предусмотрена должность юриста. Именно поэтому в конкурсную комиссию нередко включаются люди, совершенно далекие от процесса проведения и правил госзакупок. Раз такое дело, нельзя видеть в упущениях конкурсной комиссии криминал. Поэтому инспекция финансового контроля рекомендует руководителям учреждений, предприятий при подборе состава конкурсной комиссии учитывать образование, интеллект, занимаемую должность членов комиссии.
— Когда им разъясняешь Закон о госзакупках, только тогда они начинают понимать, какую ошибку допустили, — говорит Бакыт Каиргалиевна. – Наверное, на законодательном уровне нужно что-то менять, чтобы не допускать подобные моменты.

СПАСТИ БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ
Так как не попасть в капкан недобросовестного поставщика? Путей для этого несколько. Во-первых, нельзя планировать предварительную оплату. Ведь многих поставщиков, фирм-однодневок манит именно предоплата. Получила такая компания аванс и исчезла или поставила некачественный товар, не соответствующий требованиям технической спецификации. Заказчик не обязан выплачивать аванс, если его нет в плане, он не указан в объявлении или в проекте договора, опубликованного на веб-портале уполномоченного органа. Указывать авансовые платежи в государственных закупках – право, а не обязанность заказчика. Это надо помнить. Вообще, каждый конкретный случай должен тщательно анализироваться. Если предварительная оплата не предусмотрена и должна проводиться только по факту поставки товара, то недобросовестные поставщики не станут представлять свои конкурсные заявки или ценовые предложения. Смысл для них теряется. Победят добросовестные поставщики, а это гарантия поставки качества товаров, выполнения работ или оказания услуг без риска для бюджетных средств.
Во-вторых, при подготовке конкурсной документации на госзакупку учреждениям-заказчикам особое внимание надо обращать на грамотное составление технической спецификации закупаемых товаров, работ и услуг, поскольку качество закупаемой продукции будет зависеть от характеристик, описанных в спецификации. Дело в том, что нужно указывать все детали закупаемых товаров и услуг. Не забыть указать срок выпуска товара и срок гарантии. Да не только их описать, но и включить планы, чертежи, эскизы, даже указать такие сопутствующие услуги, как монтаж, наладка, обучение. Когда закупаются строительные работы, то тут нельзя обойтись без описания строительной площадки, географических, инженерно-геологических и других условий, наличия инфраструктуры и коммуникаций и т.д. А что происходит на деле? Зачастую заказчиками техническая спецификация не разрабатывается своевременно или разрабатывается теми, кто не имеет малейшего представления, что хотят приобрести. Объект уже строится, а документы только-только оформляются. Нонсенс. Отсюда и возникают конфликты. Заказчики отказываются принимать поставленный поставщиками товар – не соглашаются, например, на тот или иной цвет или рисунок плитки или требуют ее заменить ламинатом, паркетом, а покраску стен на покрытие из гранитных плит и так далее.
Но и тут есть выход, который предлагает инспекция финансового контроля Атырауской области. Если заказчику сложно сформулировать подробные технические спецификации закупаемых товаров, работ и услуг, определить их технические и другие характеристики, то надо запросить у потенциальных поставщиков предложения. Сесть с ними за стол переговоров. Еще можно провести конкурс с использованием двухэтапной процедуры — сначала утрясти все эти моменты и только потом проводить конкурс.
И еще один важный фактор. Наибольшие меры государственной поддержки предоставляются отечественным товаропроизводителям. При участии в конкурсе казахстанским производителям дается скидка — на 10 процентов уменьшается условная цена товара. Но так будет не всегда. Отечественные товаропроизводители должны быть конкурентоспособными, так как с июля следующего года конкурсы и аукционы по государственным закупкам будут проходить в электронном формате, и в них будут принимать участие предприниматели России и Беларуси. Более того, с 2014 года меры государственной поддержки начнут предоставляться не только нашим бизнесменам, но и двум государствам Таможенного союза. Так что нужно делать выводы.

Светлана НОВАК

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна

Комментарии закрыты.

  1. Игорь

    Согласен с доводами данной статьи. Хотя и поставщика бывают обстоятельства когда подводит производитель, например. Особенно если импортозависимая. Насчет поддержки отечественного производителя тут не совсем согласен. В конце концов эта мера направленна на то, чтобы ограничить ввоз той продукции, которая производиться в стране. Надо понимать, что любая вещь купленная за рубежом — это деньги ушедшие за рубеж. Государство сейчас один из крупнейший ( по финасам) потребитель.