Освоение Кашагана: проекты и споры вокруг них

Аджип ККО планирует создать в нашей области в дополнение к уже строящемуся заводу «Болашак» ещё одно нефтехимическое предприятие – установку для наземной подготовки нефти. А также проложить по суше и морю целую сеть трубопроводов. Сделано это будет не в этом году и даже не в будущем, а в перспективе. Так что пока речь идёт о выборе места под строительство новых объектов, которые понадобятся консорциуму в связи с последующими этапами освоения месторождения Кашаган. Но по закону компания обязана посоветоваться с общественностью о своих намерениях.
Обсуждению этого весьма важного для всех нас вопроса и были посвящены общественные слушания, проведённые в посёлке Макат и городе Атырау.
Основной целью общественных слушаний является предоставление общественности и всем заинтересованным сторонам информации о будущих планах освоения месторождения Кашаган, в частности, об избранной концепции и процессе выбора участка для размещения наземной установки подготовки нефти и маршрутов трубопроводов для будущих этапов освоения, а также о текущих достижениях первого этапа разработки.
В городе, предваряя слушания, первый заместитель акима области Сарсенбай Енсегенов проинформировал собравшихся о важности этого проекта не только для нашей области, но и всего Казахстана. Сделал краткий обзор текущей работы по освоению шельфа Каспийского моря, особо выделив социальные моменты и проблемы, над совместным решением которых работают местные исполнительные власти и компания «Аджип ККО». Говоря же конкретно о проекте, Сарсенбай Енсегенов подчеркнул, что несмотря на его значение, нужно взвесить все за и против, сделав всё возможное, чтобы проект не навредил экологии региона, не повлиял пагубно на здоровье живущих здесь людей.
Что же это за проект? Зачем он нужен? Где предполагается его реализовывать? Почему именно в этом месте? Об этом и многом другом участникам слушаний рассказали региональный директор Аджип ККО Лучано Васкес, менеджер программы полномасштабного освоения месторождения Кашаган Брюс Стинсон, руководитель отдела по проектированию с учётом требований ООС Лиино Темис.
Освоение гигантского месторождения Кашаган, расположенного в 80 километрах от Атырау в казахстанском секторе Каспийского моря, реализуется поэтапно.
Первый этап или опытно-промышленная разработка (ОПР) находится на стадии реализации. Два морских искусственных острова уже готовы и еще несколько будут построены. Установка комплексной подготовки нефти и газа (УКПНиГ) «Болашак» строится в Западном Ескене, в 35 км от г.Атырау. Проектная мощность технологического оборудования на этапе ОПР составит около 20,9 миллиона тонн в год (1375 тысяч баррелей в сутки). При полномасштабном же освоении общий средний уровень добычи составит примерно 70 миллионов тонн нефти в год, или 1500 тыс. баррелей в сутки.
Концепция опытно-промышленной разработки предусматривает частичную стабилизацию нефти на морском комплексе и транспортировку нефти и части сырого газа на УКПНиГ «Болашак» по промысловым трубопроводам. Оставшийся попутный газ будет закачиваться обратно в пласты на морских объектах с целью увеличения добычи нефти.
На «Болашаке» предусматривается вести подготовку нефти и газа. Очищенный газ будет реализовываться, а также использоваться в качестве топливного газа на наземных и на морских объектах, куда он будет поступать обратно с наземного комплекса по трубопроводу топливного газа.
Технологический процесс предполагает его дальнейшую оптимизацию, которая позволит избежать поступления с морского комплекса на сушу газа, содержащего сероводород. Согласно концепции, на наземных объектах не будет осуществляться очистка сырого газа от сероводорода, и не будет производиться сера. Производство серы полностью исключается и на морском комплексе благодаря полной закачке сырого газа.
На морском комплексе будет производиться полная стабилизация и очистка сырой нефти от соединений серы, а на наземном комплексе будет осуществляться только обессоливание и удаление меркаптанов. Стабилизированная нефть будет поступать на сушу по двум трубопроводам, причем не будет необходимости в трубопроводе сырого газа с моря на сушу.
Но для полномасштабного освоения Кашагана завода «Болашак» недостаточно. Поэтому и предполагается построить ещё одну установку подготовки нефти. Для её размещения были определены четыре потенциальных участка, которые изучались и сравнивались в рамках исследования по выбору предпочтительного участка: Центральный Ескене возле УКПНиГ «Болашак»; Западный Корсак в 30 километрах на восток от УКПНиГ «Болашак»; Северный Тенгиз к северу от месторождения Тенгиз, в восточном направлении от месторождения Кашаган; Западные Бузачи к югу от месторождения Кашаган, в западной части полуострова Бузачи.
Как сообщили специалисты Аджип ККО, при выборе предпочтительного участка учитывался ряд факторов, включая технические, социально-экономические и экологические аспекты. В результате сравнительной оценки технических и экономических аспектов этих четырех участков Центральный Ескене был определен в качестве предпочтительного варианта по ряду причин. Во-первых, он наиболее близко расположен к существующим автодорогам и железнодорожным объектам и сможет воспользоваться преимуществами от усовершенствованной компанией «Аджип ККО» инфраструктуры автодорог и железных дорог в результате строительства УКПНиГ «Болашак». В рамках ранних работ на этапе опытно-промышленной разработки, выполнявшихся с 2003 года по декабрь 2005 года, были построены железнодорожная ветка, разъезд и станция, подъездные дороги и вахтовый поселок. Покрытие автомобильной трассы Атырау-Западный Ескене было обновлено. Кроме того, было обустроено несколько дамб у дорожных мостов. Непосредственно к строительной площадке УКПНиГ «Болашак» было подведено 15 километров отдельной дороги, идущей от основной трассы. Эти и другие усовершенствования дорожно-транспортной сети были необходимы для обеспечения безопасной и своевременной доставки персонала, материалов, а также негабаритных грузов на строительную площадку УКПНиГ «Болашак». В поселке Карабатан, недалеко от строительной площадки в Западном Ескене, было построено новое железнодорожное пересечение (разъезд) на участке основной железной дороги Атырау-Макат.
Участок Центральный Ескене обеспечивает наилучший дренаж по сравнению с другими вариантами благодаря расположению на более высокой отметке от уровня моря и более низкому залеганию грунтовых вод. Участки Северный Тенгиз и Западный Корсак расположены на более низком уровне, в связи с чем может возникнуть необходимость в специальных мерах защиты от паводков. Месторасположение участков Западный Корсак, Северный Тенгиз и в особенности Центральный Ескене благоприятно с точки зрения материально-технического обеспечения и возможностей трудоустройства казахстанских специалистов и рабочих. Эти участки расположены вблизи крупного города Атырау, поселков Кульсары и Косшагыл, в то время как участок Западные Бузачи находится в 185 километрах по автодороге от Актау, что делает его наименее привлекательным с точки зрения транспортной инфраструктуры, необходимой для обеспечения трудоустройства.
При расположении новой установки на удалении от площадки «Болашака» неизбежно потребуется строительство дополнительных сооружений и инфраструктуры, включая дополнительный трубопровод топливного газа к более удаленным участкам. При расположении её на участках Центральный Ескене и Западный Корсак мощность трубопровода топливного газа «Болашака» будет достаточной для обеспечения объектов.
Объем ожидаемых затрат на строительство экспортных трубопроводов и развитие инфраструктуры при размещении установки в Центральной Ескене будет меньшим в сравнении с участками Северный Тенгиз и Западные Бузачи. В связи с этим участок Центральный Ескене является самым экономически выгодным среди четырех рассматриваемых вариантов.
Социально-экономическая оценка показала, что участки Западные Бузачи, Западный Корсак и Центральный Ескене являются в равной степени подходящими вариантами. Что касается варианта Северный Тенгиз, он является менее подходящим из-за близости к действующим и ликвидированным нефтяным скважинам, а также к крупным предприятиям по добыче и переработке нефти, в частности, ТОО «Тенгизшевройл».
Кроме того, создание инфраструктуры, необходимой для участков Западные Бузачи или Западный Корсак, может вызвать существенное нарушение сельскохозяйственных угодий, в то время как аналогичные воздействия, связанные с развитием инфраструктуры в Центральном Ескене, будут минимальными.
Согласно одной из точек зрения, близость к населенным пунктам делает потенциальное строительство на участке Центральный Ескене чувствительным вопросом. Однако оптимизированная концепция ПЭО, не предусматривающая ни очистки сырого газа от сероводорода на наземных объектах, ни связанного с ней производства серы, поможет ответить на вопросы общественности по поводу потенциального воздействия на окружающую среду.
По мнению специалистов Аджип, все четыре рассматриваемых участка имеют одинаковый низкий уровень потенциальной экологической чувствительности на суше. Что касается маршрутов будущих промысловых трубопроводов, наибольшее воздействие ожидается в тростниковой зоне, а также на популяции птиц в местах берегового примыкания при строительстве промысловых трубопроводов вдоль маршрутов для участков Центральный Ескене и Западный Корсак. Эти маршруты проходят через зону специальных экологических требований. Промысловые трубопроводы в направлении участка Северный Тенгиз также пересекают эту зону, значительно дальше от экологически чувствительного района возле дельты реки Урал.
Строительство установки и её эксплуатация на участке Центральный Ескене будут иметь самое низкое воздействие на грунтовые воды, почву, флору и фауну, поскольку здесь существует возможность использования существующей инфраструктуры, созданной для УКПНиГ «Болашак» на Западном Ескене. При этом строительство дополнительных объектов наземной инфраструктуры, включая вахтовый поселок, офисы, подъездные дороги, железнодорожную ветку и т.д. вдали от Ескене приведет к увеличению объемов выбросов в атмосферу, увеличению потребности в водных ресурсах и большим объемам накапливаемых отходов.
Оптимизированная концепция ПЭО, основанная на полной стабилизации нефти и газа на морских объектах, не предусматривает ни извлечения сероводорода на суше, ни производства серы. Поэтому общая площадь земельного участка, необходимого для новой установки, будет значительно меньшей по сравнению с первоначальной концепцией, предусматривающей извлечение сероводорода и производство серы. Оптимизированная технологическая концепция для последующих этапов разработки Кашагана позволяет существенно снизить объемы выбросов в атмосферу и потенциальное воздействие на окружающую среду и население. Предварительные расчеты санитарно-защитной зоны подтвердили низкий уровень воздействия на качество воздуха в результате будущей эксплуатации. Эти расчеты также подтвердили отсутствие воздействия от одновременной эксплуатации УКПНиГ «Болашак» установки, а также нового нефтехимического комплекса, который Казахстан планирует построить неподалёку.
Данные расчеты, основанные на наиболее консервативных предположениях, будут подвергнуты дальнейшей проверке и подтверждены на последующих этапах проектирования. Перенос отдельных наземных технологических процессов на морской комплекс не приведет ни к существенному повышению нагрузки на Каспийскую экосистему, ни к повышению производственных рисков. По мнению консорциума, размещение установки подготовки нефти на участке Центральный Ескене представляет собой наиболее сбалансированное решение, основанное на принципах устойчивого развития и обеспечивающее существенные выгоды для населения региона.
Как и ожидалось, представленная информация вызвала, очень, мягко говоря, далеко не однозначную реакцию участников слушаний. Критический тон задал самый известный в области защитник природы Прикаспия академик Муфтах Диаров. Он напомнил, что огромные объёмы добычи нефти — это и огромные объёмы выбросов загрязняющих веществ. И очень наивно думать, что они не повлияют на здоровье людей.
-На наши головы будут сыпаться, литься миллионы тонн всякой отравы. Даже трудно представить это влияние. Не могу я представить и то, как отреагирует на это уникальное мелководное море, — заявил академик.
Он представил свои расчёты выбросов. Подсчитать их можно и самим. На Кашагане планируется со временем довести добычу нефти до 60 миллионов тонн в год. С каждой тонны добытой нефти около 4 килограммов всякой гадости попадёт в воду, на сушу, в атмосферу. Не легче будет, даже если с каждой тонны добытой нефти выбросы удастся сократить до 3 или даже 2 килограммов. Так что прав академик, что эти выбросы негативно отразятся не только на нашей области – пострадают соседние регионы и даже страны. Кстати, М.Диаров напомнил, что такое уже «проходили» в соседней Астрахани, где Аксарайский комплекс вынужден был до четверти сократить объёмы своей работы. Сделано это было для того, чтобы окончательно не загубить регион.
Раскритиковал проект создания установки в Центральном Ескене и представитель Казахского общества охраны природы Попов, куда он был представлен на общественную экспертизу. По его словам, проект не даёт главного – гарантии полной безопасности. Мало того, он предполагает, пусть и маловероятные, но взрывы и пожары на объектах, разливы нефти. В тоже время не сказано, кто и как их будет устранять. В проекте не учтено влияние на миграцию рыб, тюленей.
Нет в нём и главного – итоговой оценки влияния на окружающую среду морского комплекса. Вывод: он не может быть одобрен государственными органами.
Специально на общественные слушания прибыл и известный далеко за пределами нашей страны защитник природы – председатель экологического союза ассоциаций и предприятий Казахстана «Табигат» Мэлс Елеусизов.
-Этот проект убьёт Каспий, — высказал он свою точку зрения, основанную на его детальном анализе. – Ведь невозможно проконтролировать работу более 200 скважин, из которых будет добываться нефть с огромным содержанием сероводорода. Считаю, предлагаемый Аджип ККО вариант совершенно неприемлемым. Думаю, будут протестовать и другие страны каспийского региона. Поэтому мы сделаем всё возможное, чтобы информация о проекте была рассмотрена на парламентских слушаниях.
Руководитель НПО «Каспий табигаты» Махамбет Хакимов напомнил участникам слушания и специалистам Аджип ККО одну деталь. Когда они говорят о добыче нефти, количестве скважин, то по каким-то неведомым причинам упускают тот факт, что в агрессивной среде срок службы скважины максимум 6 лет. После этого её нужно демонтировать. Но после демонтажа бетонируется лишь устье скважины. Сама же она продолжает оставаться постоянным источником опасности. Это тоже мы проходили – старые заглушенные скважины, затопленные морем, через какое-то время вновь начинали фонтанировать. А, учитывая давление на Кашагане до тысячи атмосфер, вероятность выброса из старой скважины повышается многократно.
Разумеется, нельзя говорить, что все участники слушаний выступали против факта освоения шельфа Каспия. Этот вопрос давно решён и обсуждению как бы не подлежит. Выступали они за то, чтобы все реализуемые проекты были максимально безопасными. Так заявил и член национального совета по Иницитиве прозрачности нефтедобывающий компаний Малик Исабеков, прямо сказав: «Мы не против проекта. Мы против того, чтобы новый завод находился так близко от города. Поэтому будем настаивать на парламентских слушаниях, новых общественных слушаниях, только в другом формате».
Эту мысль поддержали и другие выступающие, подчёркивая, что без прогресса жить нельзя, но всё новое не должно нести опасности.
Вот об этом – потенциальной опасности, которую несёт проект всему живому, необходимости её полного устранения очень эмоционально и говорили руководители НПО «Глобус» и «Тан» Галина Чернова и Шынар Изтлеуова, Бекет Карашин.
Затем руководители «Аджип ККО» ответили на вопросы участников слушаний, поступившие в письменной форме. В частности, они касались объёмов воды, которую потребляет и планирует потреблять компания. Сейчас этот объём составляет 1,25 кубических метра в час. Во время эксплуатации Кашагана потребление возрастёт до 200 кубометров в час, а со временем до 250 кубометров. Вода поступает и будет поступать из Волги по водопроводу.
Касаясь вопроса о страховании возможных рисков, Лучано Васкес сообщил, что «страховое покрытие существует, и оно намного превышает уставленный законодательством РК минимум».
Подводя итоги общественный слушаний, их участники настояли, чтобы Аджип ККО внёс в протокол все прозвучавшие замечания и предложения. Консорциуму было рекомендовано доработать материалы «Декларации о намерениях для программы последующих этапов освоения месторождения Кашаган» и вновь вынести их на рассмотрение общественности.

Виктор СУТЯГИН