Нынче в школе первый класс вроде института

Вместе с большой психологической встряской по имени ент родители летом переживают еще один стресс. Он связан с поступлением ребенка в школу. Уже много лет проводится тестирование для будущих первоклашек. Правда, здесь надо сделать одну оговорку – речь идет о тех малышах, кого мамы и папы решили отдать в гимназические классы и элитные учебные заведения.
Туда принимают по строгому отбору. Мы бы даже сказали, по очень строгому отбору, потому что начинающему учиться в первом классе ребенку мало просто уметь писать прописью и бегло читать, а также проводить в уме (не на пальцах) арифметические действия. Ребенок должен уметь хорошо рисовать, иметь хорошую дикцию, быть эрудированным. В некоторых школах обращают внимание даже на внешний вид ребенка, а еще обязательно интересуются, где работают родители. Как бы невзначай, узнать, знает ли это ребенок. Но и с пользой для себя, чтобы иметь от этого выгоду в виде спонсорской поддержки школы и оказания строительных услуг учебному заведению.
К нам обратилась наша читательница А. В начале июня ее сын попробовал поступить в школу-гимназию №30. Кроме умения писать и читать ребенок должен был ответить на вопрос: «Где в нашем городе встречается название «Ак Жайык»? Мальчик растерялся, не смог вспомнить и заплакал. Потом его успокоили и попросили назвать имя первого казахского космонавта. Он не ответил и на этот вопрос. Тогда им предложили прийти в августе, когда будут формироваться классы. И, возможно, его примут, если окажутся свободные места.
-Почему к детям, поступающим в первый класс, предъявляются такие требования? Что они будут учить в школе в первом классе, если он уже должен уметь бегло читать. Не буквы узнавать, а именно бегло читать.
Мы позвонили директору школы-гимназии №30 Гульмире Мукановой. Она объяснила, что их школа в начале июня проводила не тестирование, а собеседование. Члены комиссии из числа учителей начальных классов вместе со школьными психологами общались с ребятами. Детей просили назвать имя нашего Президента, госсимволы, интересовались, какого цвета наш Флаг. Если дети умеют читать, это хорошо. Были и другие наводящие вопросы. Но вот про «Ак жайык», такого Гульмира Сагингалиевна не слышала. Из почти ста претендентов для обучения в первых классах учителя набрали два класса по 20 детей. Остальные пойдут в обычный класс, где собеседование не проводится.
История, думаем, многим знакома. Сегодня в элитную школу ребенка можно устроить только в том случае, если он умеет писать и читать. Причем, чтение по слогам многих учителей не устраивает. Надо уметь хорошо читать. Писать можно печатными буквами, но чтобы это было аккуратно, чисто и ровно. Знать Гимн Республики Казахстан и госсимволы – этого тоже мало. Педагоги стараются усложнять вопросы. Родители, чьи дети не ответили на несколько вопросов, начинают паниковать. Таким мамам и папам кажется, что их ребенок вырастет недорослем.
Что же должен знать вчерашний выпускник детского сада, который сейчас отдыхает и набирается сил к новому этапу в своей жизни – учебе в школе? Главный специалист городского отдела образования Гульнара Жолмуханова предлагает дать ребенку карандаш и бумагу.
-Попросите его нарисовать человека или конкретно папу или маму. Если он правильно нарисует руки и ноги, голову, нарисует черты лица, смело отдавайте его в школу. Он, как говорится, созрел. Насчет тестирования при зачислении в первый класс отвечу следующее. Требования к детям каждая школа предъявляет свои. Многие учителя ориентируются на российскую программу, забывая, что у нас есть своя, утвержденная Министерством образования и науки РК. Нормы эти рассчитаны на детей 6-7 лет. Но посмотрите, что сейчас делают родители? Тащат в школы своих детей, которым только пять лет исполнилось. Между тем даже полгода для физиологического развития ребенка многое значит.
Некоторые родители до сих пор не знают, что в Казахстане еще не внедрена 12-летняя система обучения. А есть и такие, и их число с каждым годом растет, которые считают что их ребенок — гений или просто очень способный.
-Между тем школьная программа даже для семилетнего способного ребенка непростая, — продолжает Гульнара Днишевна. — А детям, которым не исполнилось шесть лет на момент поступления в школу, будет совсем тяжело. Да что школа? Продвинутые мамы, решившие готовить своих пятилетних детей ко взрослой жизни уже сейчас, выбирают лингвистические центры изучения английского, китайского и японского языков. Обязательно записывают детей в хореографические кружки, секции самбо или плавания или по обучению игре на музыкальном инструменте. У них в голове просто засела мысль, что детей надо развивать всесторонне, чтобы их чадо росло уникальным. Прощайте тогда игрушки, футбол во дворе с ребятами, «классики» с девочками. Даже мультик по телевизору посмотреть некогда. Режим малыша расписан по минутам – репетиторство, посещение секции, сложная домашняя работа, школа, где в один день могут быть три урока математики. Обратите внимание, как зимой в лютый мороз через весь город из Лесхоза до Стройконторы, а из Привокзального в элитную среднюю школу №30, что в Авангарде, едут в переполненной маршрутке дети. Занятия начинаются в восемь-полдевятого. Чтобы проехать сложный маршрут, требуется не меньше часа. Так что приходится вставать к половине седьмого. И первый урок для таких детей проходит как в сонном царстве – многие откровенно спят за партой. А если и пытаются бодрствовать, настроения такое состояние не прибавляет.
Такому режиму сопротивляется организм. По итогам школьных проверок медики обнаружили, что 80 процентов детей болеют различными заболеваниями. На первом месте – плохое зрение.
Так стоит ли насиловать своего ребенка ради его же будущего? К чему все это? Взрослым надо научиться быть, прежде всего, другом своему ребенку – строгости хватит и с учителей. И если он почти плачет, когда вы его тащите силой в музыкальную школу, а занятия по английскому уже давно стали ненавистны — зачем вам детские слезы, которые потом оборачиваются стрессом, плохим самочувствием?
А что должны требовать учителя при поступлении ребенка в школу? Как нас проинформировала методист детского сада №17 «Шамшырак» Галия Жолмуханова, при подготовке ребенка воспитатели руководствуются единой программой «Предшкола». Эта программа является продолжением проекта «Балбобек», по которому занимаются дети 3-4-х лет. По программе «Предшкола», рассчитанной на детей 6-7 лет, их учат писать печатными буквами, делать простые математические действия, знать буквы, уметь читать несложные слова. Кроме этого, дети должны уметь разделить животных и птиц на диких и домашних, назвать предметы мебели, дни недели и месяцы, геометрические фигуры. Дополнительно могут задаваться вопросы о семье и друзьях, то есть у ребенка должны спрашивать те вещи, которые он знает в силу возможностей своего возраста. Читать бегло или писать прописью — это уже лишние требования.
Многие родители недоумевают, почему ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать все буквы и желательно уметь читать. Тогда что же он будет делать в первом классе? Такая учеба просто наскучит ему, и он быстро потеряет интерес. И зачем ему уметь писать, если по программе на первых уроках по письму их учат правильно держать ручку и выводить незамысловатые палочки и крючочки.
Педагог-психолог школы №1 с большим опытом работы, теперь уже на пенсии, Надежда Разумова в этом году тоже определяет своего внука в первый класс. Но в гимназию отдавать не спешит. Она считает, что если он потянет программу и будет хорошо учиться, проявит способности, только тогда и можно будет говорить о гимназическом классе. Часто бывает так, что вроде бы подготовленный ребенок, а на самом деле по указке родителей выучивший ответы, оказывается слабым, плохо осваивает школьную программу. Пятерки одноклассника его раздражают. Он злится, что кому-то легко дается сложная программа, а ему многое непонятно. К тому же мама без конца теребит, и учитель многое требует. У такого ребенка интерес к учебе пропадает. И ни о какой гимназии говорить не приходится.
На ее взгляд, надо просто показать ребенку картину и попросить её описать. Или предложить описать какой-нибудь знакомый предмет. Таким образом можно определить интеллект ребенка, его умение фантазировать, делать анализы, сравнения. Или же задать вопросы на логическое мышление. Если он легко ответит на все ваши вопросы, то в будущем без труда сможет и читать бегло, и писать прописью. А родителям необходимо выбирать школы поближе к дому. Очень вредны детскому организму большие физические нагрузки. Взрослые и сами-то с трудом добираются до работы.
Следует также обратить внимание на работу репетитора. Иной такой педагог просто-напросто делает за вашего ребенка домашнюю работу, а ребенок потом аккуратно переписывает ее в тетрадь. И каждый день по несколько часов вести дополнительные уроки нельзя. Получается, что ученик обучается весь день – полдня в школе, полдня – дома. Это очень утомительно.
Детский психолог также советует записать ребенка в секции и кружки, начиная со второго класса. Первый класс для малышей — очень большое событие: смена обстановки, обретение новых друзей, знакомство со школьной жизнью, домашняя работа. К тому же он уже немного самостоятельный человек, будет учиться оставаться дома один. Поэтому первый класс для детей — очень ответственный период.
И уж ни в коем случае нельзя своего ребенка попрекать: «Аяжан из твоего класса отличница и стихи хорошо читает. А где твои пятерки?». Каждый человек индивидуален. Пусть лучше он будет учиться на твердую четверку, чем на слабую пятерку. Не забывайте поощрять ребенка, почаще говорить ему, что для вас он самый лучший и самый умный. А двойка означает, что он просто плохо освоил тему. Это можно наверстать. Вот и все.
Если уже в пять лет записать ребенка во всевозможные секции, детские центры и кружки, а также в гимназию со сложной программой, когда ж он будет просто играть или даже просто отдыхать? Тут депрессий и нервозности не избежать. Так сделайте же правильный выбор.

Марина КУАНЫШЕВА