Новый Налоговый Кодекс: что он даёт налогоплательщику

Известно, что Глава государства Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана от 6 февраля 2008 года дал поручение Правительству о подготовке нового Налогового Кодекса. Согласно данному поручению новый Налоговый Кодекс готовился и обсуждался в течение всего 2008 года, был принят, и с 1 января 2009 года введён в действие. Какие изменения содержит новый документ, на что они направлены, и как отразятся на налогоплательщиках, — об этом сегодня рассказывает начальник Налогового департамента по Атырауской области Н.Б. ТАУШОВ.
Самым главным является снижение с 1 января 2009 года налоговой нагрузки. В новом Налоговом кодексе предусмотрено последовательное, в течение двух лет, снижение ставки корпоративного подоходного налога (КПН). Так, на 1 января 2009 года ставка КПН составляет 20%, с 1 января 2010 года она составит 17,5%, а с 1 января 2011 года будет равна 15%. Таким образом, за ближайшие два года она будет снижена практически в два раза. При этом удлинился срок переноса убытков — с 3 до 10 лет, что позволит в полной мере пользоваться преимуществами инвестиционных льгот.
В новом Налоговом Кодексе предусмотрена ликвидация обязанности по расчету и уплате авансовых платежей по КПН для малого и среднего бизнеса. Это обосновано тем, что субъекты малого и среднего бизнеса подчас не могут достаточно точно определить доход на предстоящий период. Данное послабление, на наш взгляд, упростит жизнь этой категории налогоплательщиков.
Кроме того, снизилась ставка налога на добавленную стоимость (НДС). В 2009 году она составляет 12%. Это делает нашу казахстанскую ставку НДС одной из самых низких в мире. При этом существенным изменением является поэтапный переход, в течение двух лет, на классическую схему взимания НДС. В ней предусмотрен возврат всего превышения дебетового сальдо по НДС. То есть, если сейчас возврат НДС считается только по оборотам, облагаемым по нулевой ставке, то с 1 января 2009 года, но не сразу, а постепенно, мы будем переходить на возврат и по внутренним оборотам. Эти меры направлены в первую очередь на решение проблемы отвлечения оборотных средств, которые сейчас имеют место. Вместе с тем это позволит государству уйти от предоставления налогоплательщикам многочисленных индивидуальных льгот по НДС, которые сегодня мы имеем.
Полное внедрение системы возврата превышения по НДС предполагается ввести 1 января 2012 года. До этого времени планируется провести ряд мер по улучшению администрирования данного налога. Для этого до 2012 года будут продлены льготы по НДС, в том числе на импорт оборудования, свободный склад, финансовый лизинг. До 2014 года предполагается произвести освобождение от НДС оборотов по реализации инфраструктурных проектов.
Следует отметить, что в случае регистрации юридического лица в качестве плательщика НДС с 1 января 2009 года, финансовые показатели будут рассматриваться за календарный год.
Важным изменением налогового законодательства является введение единой ставки социального налога. С 1 января 2009 года ставка социального налога составит 11%.
Индивидуальный подоходный налог (ИПН) в 2009 году остался на прежнем уровне — 10%.
Существенные изменения коснулись и налога на имущество. По налогу на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сокращается перечень объектов обложения этим налогом. В частности, выводятся из перечня обложения основные средства и нематериальные активы. Таким образом, с 2009 года облагаться налогом на имущество будет только недвижимость.
При этом, как адекватная мера для сохранения местных бюджетов, в новом Налоговом кодексе увеличены ставки налога на имущество для юридических лиц с 1 до 1,5%. Льготная ставка 0,5% в отношении индивидуальных предпринимателей по данному налогу сохраняется.
Изменения по налогу на имущество коснулись и физических лиц. Повысилась ставка этого налога на дорогостоящее имущество с 0,5 до 1%. Это коснётся недвижимости стоимостью свыше 120 млн. тенге. Для другой недвижимости ставки сохранились.
По налогу на транспортные средства исключены поправочные коэффициенты на легковые, грузовые и специальные транспортные средства в зависимости от срока их эксплуатации. Если сейчас у нас действуют понижающие коэффициенты в зависимости от срока эксплуатации, то с 2009 года их не будет. Вместе тем, в целях недопущения значительного повышения налоговой нагрузки, ставки налога на автотранспортные средства снижены практически в 2 раза.
В новом Налоговом кодексе сохранены специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса. Единственным изменением здесь является то, что с 2011 года предлагается ликвидировать специальный налоговый режим на основе разового талона. Исключение этого режима не отразится на лицах, осуществляющих эпизодическую деятельность, поскольку в новом Налоговом кодексе предусмотрен необлагаемый минимум дохода, — в размере 12 минимальных заработных плат (МЗП). Этот предел позволит таким физическим лицам не регистрироваться в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП).
Ни для кого не секрет, что основные нарекания у бухгалтеров вызывают формы налоговой отчетности, вернее их чрезмерная сложность и объёмность. В целях решения этого вопроса Налоговым Комитетом МФ РК в течение трех лет была продлена колоссальная работа.
Для недопущения необоснованного увеличения объема и числа форм налоговой отчетности предлагается установить определенные требования к формам налоговой отчетности, с тем, чтобы налоговые органы на местах не смогли добавлять к ним что-либо.
С этой целью исключены дополнительные формы к декларациям и расчеты. Исключенные сведения из форм налоговой отчетности будут содержаться в Налоговых регистрах. Их отличием от форм налоговой отчетности является то, что они будут составляться налогоплательщиками самостоятельно в целях систематизации информации для налоговой отчетности. Они не будут сдаваться в налоговые органы, а будут предъявляться представителям налоговых органов при проведении налоговой проверки.
В Кодекс вводится единый срок представления налоговой отчетности — не позднее 15 числа второго месяца после окончания налогового периода.
Срок уплаты налогов устанавливается в течение 10 календарных дней со дня окончания срока представления налоговой отчетности. Однако это не касается акцизов.
В Кодексе предоставлено право территориальным налоговым комитетам при условии сдачи налоговой отчетности в электронном виде, продлевать срок сдачи по КПН на 30 календарных дней, по другим налогам – на 15 календарных дней.
С 1 января 2009 года Налоговый Комитет МФ РК будет продлевать сроки сдачи налоговой отчетности юридическим лицам только по мониторингу.
Немаловажным изменением налогового законодательства является предоставление права не сдачи налоговой отчетности всем юридическим лицам в период приостановления их деятельности. Однако это не касается таких налогов, как налог на имущество, транспортные средства, земельный налог.
Есть новшество и в части налоговых проверок в случаях реорганизации юридических лиц. С 1 января 2009 года налоговой проверке будут подлежать только юридические лица, реорганизуемые путем разделения. При других видах реорганизации налоговые проверки исключаются. Кроме того, вводится упрощенный порядок ликвидации индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на основе патента и упрощенной декларации.
Одним из важных направлений реформирования налогового администрирования является изменение принципа построения налогового контроля. В настоящее время эта система характеризуется тотальным налоговым контролем, что противоречит мировой практике, которую применяют налоговые службы других стран. С учетом предложений международных экспертов, а также казахстанских налогоплательщиков, с 1 января 2009 года будет поэтапно внедряться система управления рисками. Все развитые страны взяли на вооружение именно такую систему налогового контроля. Она позволяет отбирать налогоплательщиков для точных налоговых проверок, то есть, система управления рисками будет отбирать тех, у кого выявлены какие-то проблемы, и там будут проводиться проверки.
В 2009 году изменения коснуться и применения международных Конвенций об избежании двойного налогообложения. В частности, налоговым агентам предоставляется право самостоятельно применять положения налоговых конвенций, в том числе применять сниженные ставки подоходного налога в соответствии с международными договорами на основании документов, подтверждающих резидентство. Сохраняется порядок возвращения из бюджета инвестиционных банковских вкладов в случаях не предоставления документов, подтверждающих резиденство. При этом перечень документов, предъявляемых нерезидентом, максимально сокращен.
Увеличены сроки создания постоянного учреждения по многим видам деятельности — вместо двух месяцев до шести. Это не коснется таких видов деятельности, как разведка и добыча природных ресурсов, строительство, которые приводят к образованию постоянного учреждения с самого начала деятельности.
Новый Налоговый кодекс дополнен новой главой: “Помощь налогоплательщику”, которая предусматривает меры налоговых органов, направленные на облегчение налогоплательщику процедуры исполнения налоговых обязательств. Так, с 1 января 2012 года предлагается внедрить автоматическое формирование электронных платежных поручений по уплате налогов и др. Изменится порядок погашения недоимки, то есть, вначале погашается недоимка, а затем — пеня и штрафы.
Новый Налоговый Кодекс – это заметный шаг в совершенствовании казахстанского налогового законодательства, что облегчит бремя налогообложения для налогоплательщиков и упростит процедуру исполнения налоговых обязательств, позволит улучшить качество налоговых услуг налоговым органам.