НЕ «ПОДМОЧИТ» ЛИ НАШ БРЕНД БЕЛЬГИЙСКИЙ МАЛЬЧИК?

Недавно в интернете появилась информация о том, что в день 20-летия Независимости Казахстана 16 декабря 2011 года знаменитую статую-фонтан в виде нагого карапуза, во всём мире известную под названием «Писающий мальчик», в бельгийской столице Брюсселе облачат в национальную казахскую одежду. На Жульена, как зовут бронзового мальчика, наденут белый казахский чапан и национальный головной убор. За прошедшие столетия вокруг скульптуры, ставшей всемирно известной, возникло несколько любопытных традиций. Одна из них – время от времени наряжать статую в костюмы. История сохранила факт, что первый костюм «Писающему мальчику» прислал курфюст Баварский Максимилиан-Эмануил в 1698 году. С тех пор наряжать скульптуру, надевая на неё тот или иной костюм, стало не просто традицией, это ещё и большая честь. И каждый месяц на решётке фонтана вывешивается список, согласно которому Жульен будет менять наряды в течение месяца. Его гардероб состоит из нескольких сотен различных одеяний.
Инициатором акции «одевание мальчика в казахскую национальную одежду» стала Бельгийская Ассоциация народа Казахстана «Арман» и её председатель Айнур Касенова, согласовавшая этот вопрос с Посольством Казахстана в Бельгии и местными властями.
Замысел инициаторов мероприятия состоит в том, чтобы продемонстрировать жителям и гостям европейской столицы казахскую культуру и традиции. Ведь знаменитую скульптуру «Писающего мальчика» в казахском одеянии смогут увидеть не только жители Брюсселя, но и других стран Европы, да что там говорить, всего мира. Бельгийская столица — очень популярное место у путешественников.
Намерения устроителей акции благие, но вот реакция на неё, как показали отклики в интернете, звонки в редакцию и опросы наших соотечественников, неоднозначна.
Послушаем мнение на этот счёт людей разного возраста и разного статуса.

Гарифолла ЕСИМ, депутат сената парламента Республики Казахстан, член комитета по социально-культурному развитию:
— Я охотно поддерживаю акцию, которую планирует провести Бельгийская Ассоциация народа Казахстана «Арман» 16 декабря, в день 20-летия Независимости Казахстана, в центре европейской столицы. Мне хорошо известно о том, что образ этого мальчика по имени Жульен для брюссельских властей и для жителей города имеет огромное национальное значение. Не будет лишним сказать, что «Писающий мальчик» является своего рода народным героем. Интерес к этой необычной скульптуре с каждым днем только растет, как у жителей бельгийской столицы, так и у туристов, которые приезжают со всех концов земли посмотреть и сфотографироваться на фоне необычного фонтана.
Я считаю, что нам, жителям Казахстана, не стоит стремиться найти в проведении этой акции какой-либо негативный смысл. Нам всем известно, что многие народы мира дарят и одевают этого скульптурного героя в свои национальные костюмы, тем самым заявляют о себе европейской столице и всему миру. Почему мы не можем провести подобную акцию? Что же касается нашего подарка — чапана и головного убора, то я считаю, что не стоит расценивать их как одеяние, которое дарится лишь почетным людям. Чапан и соответствующий головной убор, прежде всего, национальный костюм казахского народа. И я считаю, что проводить эту акцию нужно именно 16 декабря, в день 20-летия Независимости Казахстана. В любой другой день это мероприятие не получит столь символичного значения, ведь в этот день многомиллионный народ Казахстана будет праздновать свой главный праздник.

Улугбек ТНАЛИЕВ, председатель молодежного общественного объединения «Независимое поколение Казахстана», г.Атырау:
— Я считаю, что эта акция — не самый лучший способ заявить всему европейскому сообществу о Казахстане. Я бы лично воздержался от подобной идеи. Конечно, мне известно какое значение имеет этот памятник-фонтан для бельгийцев. Но, несмотря на его широкую популярность, я считаю, что нашей стране подобная пиар-кампания ни к чему. За двадцать лет независимости наше государство стало узнаваемым для всего мира благодаря множеству мероприятий общественно-политического, экономического и культурно-просветительского значения.
То, что чапан и головной убор хотят надеть на «Писающего мальчика», у меня вызывает негодование. Во все времена у казахского народа был прекрасный обычай: дорогому гостю, акыну, батыру, борцу или уважаемому человеку накидывать на плечи чапан. Это является высоким почетом. Этот обычай продолжает жить и в наши дни. Он — яркий показатель традиции многогранной культуры казахского народа. В связи с этим, мне лично непонятно, какое отношение бельгийский мальчик-памятник имеет к нашему государству, и за какие такие заслуги чапан и головной убор 16 декабря будут надеты на него?! Я считаю, что бельгийской ассоциации для того, чтобы отметить День Независимости и заявить о Казахстане европейской столице, можно провести любое другое мероприятие, соответствующее именно нашему менталитету. Например, 16 декабря на центральной площади Брюсселя можно было бы пустить в небо огромный прозрачный шар с государственным Флагом Республики Казахстан небесного цвета. Это мероприятие, я думаю, выглядело бы более патриотично, чем акция с «Писающим мальчиком».

Катимулла РИЗУАНОВ, председатель областного совета ветеранов войны и труда:
— Не совсем правильно, считаю, одевать мальчика в белый костюм аксакала, если уж говорить о наших традициях. Белый дорогой и нарядный чапан наш народ надевает на весьма уважаемых, чаще всего убелённых сединой аксакалов, заслуживших уважение народа. А тут мальчик, да ещё «писающий». Я бы предложил надеть на него детский национальный костюм: брючки и пиджак с казахским орнаментом, плюс головной убор. Таким образом, мы сможем показать Европе нашу культуру, заложенную в традиционной одежде.

Асель ГАББАСОВА, магистр факультета журналистики МГУ им.М.Ломоносова, выпускник государственной программы «Болашак»:
— Признаться, поначалу идея облачить знаменитую статую в казахское одеяние для меня показалась немного эксцентричной. Однако, поразмыслив немного, я вдруг поняла, что это очень креативно и вполне продуктивно, если исходить из цели рекламы страны и экспорта ее культурных и национальных ценностей далеко за пределы Казахстана. Необходимо принять во внимание и то, что мы — не первая страна, пытающаяся заявить о себе и привлечь внимание «доброй старушки Европы». Я вполне одобряю замысел казахской диаспоры в Бельгии касательно подобного рода празднования 20-летия Независимости. Думаю, что данная пиар-кампания даст ощутимый результат и, несомненно, повысит узнаваемость нашей страны – потому как на «Писающего мальчика» приезжает полюбоваться множество туристов, многие из них охотно фотографируются рядом с достопримечательностью Брюсселя. Я считаю, что культура, история выступают в качестве мощного бренда.
Итак, надеть на бельгийского «мальчика» казахский национальный костюм в день 20-летия Независимости Казахстана — это все-таки честь для нашей страны или баловство, насмешка? Как видно из этих интервью, мнения разделились.
Резюмируя, стоит отметить, что, конечно, инициаторами акции движет любовь к своей Родине, желание вызвать к ней интерес, показать себя с самой лучшей стороны.
Просто стоит ли делать это в такой день, когда все казахстанцы будут отмечать по-настоящему серьезный юбилей своего государства.
Да, очень многое из традиций предков сегодня дорого нашей душе, нашему сердцу, и мы бережно храним это многое, возрожденное за годы независимости. Может, стоит поразмыслить о том, что является символом, брендом независимого современного Казахстана? Мы — молодая, динамично развивающаяся страна, сумевшая сделать за 20 лет то, что другим странам не удавалось и за столетия. И это признаёт и уже оценило всё мировое сообщество. А ставшая реальностью Независимость — это самое главное достижение, самая большая наша гордость, это наша святыня. Мы не ханжи, но возникает вопрос, а не «подмочит» ли наше родное, завоеванное этот бельгийский мальчик — образ из совсем другой культуры, иного восприятия мира? Вопрос, который, как мы поняли, тревожит наших респондентов, и, на наш взгляд, остаётся открытым. Может, на эту тему выскажутся и наши читатели? Время ещё есть.

Айнур АБДЕШОВА,
Тамара МАКСИМИХИНА

СПРАВКА «ПК»
Точное время и обстоятельства возникновения статуи «Писающего мальчика» неизвестны. Предполагают, что она существовала уже в 1388 году. По одной легенде ее установили в напоминание о событиях гримбергенской войны, когда люлька с сыном правящего тогда монарха Гортфрида III Лёвенского была подвешена на дереве, чтобы видом будущего монарха воодушевлять горожан, а ребёнок оттуда мочился на сражающихся под деревом воинов. По другой легенде этот мальчик струёй мочи потушил разложенные неприятелем под городскими стенами боеприпасы. Потому и захотели увековечить его образ.