Исполнительная власть — гарант защиты социальных прав граждан

Можно с уверенностью сказать, что многие жители области с огромным интересом прочитали материалы с совещания, проведенного по инициативе акима области с руководством компании «Аджип ККО» и его подрядными организациями 13 ноября текущего года. И, безусловно, им запомнились заявления акима области, направленные на защиту прав казахстанцев. Но хотелось бы более подробно остановиться на тех проблемных вопросах, которые поднимает областной акимат, поэтому редакция обратилась за разъяснениями к акиму области Бергею РЫСКАЛИЕВУ.
-Бергей Саулебаевич, с того времени, как акимат и лично Вы, едва приступив к новой должности, сумели показать иностранным партнерам, что не допустите никаких фактов нарушения прав казахстанских работников и сможете добиться, чтобы к мнению местной власти прислушивались, поставите заслон дискриминации, грубым нарушениям, способным вызвать социальное напряжение, что мешало бы реализации проекта по освоению Каспия.
-Северо-Каспийский проект стал мощным импульсом для развития нашего региона, в том числе и сопутствующих отраслей. В первую очередь, Аджип ККО для нас является одним из крупнейших инвесторов. И освоение месторождения Кашаган является мегапроектом Казахстана, с ним в значительной степени связывается дальнейшее экономическое развитие всей страны, поэтому вполне объяснимо пристальное внимание властей к ходу работ, к темпам реализации проекта. Вот, чтобы очертить круг имеющихся проблем в деятельности компании и её подрядных организаций, мы и собрали это совещание, чтобы ещё раз обсудить ситуацию. Решение этих вопросов затрагивает интересы атыраусцев и казахстанских граждан, работающих у нас в области.

-Было ясно, что один из основных вопросов, которые Вы поднимаете, касается нарушений трудового законодательства. Не можете ли Вы пояснить их?
-Безусловно, много положительных моментов в деятельности компании «Аджип ККО» для страны в целом и для нашего региона в частности. Но всё же мы не можем сегодня сказать, что нас полностью устраивают темпы и динамика решения проблем. Поэтому я вышел с инициативой к главе Правительства РК, чтобы рассмотреть круг имеющихся вопросов на месте, с привлечением ведущих министерств. И самое главное, найти совместные пути их решения. Это очень важно. Инициатива была поддержана, и 26 ноября в Атырау пройдет это совещание.
Но вернемся к совещанию 13 ноября.
Да, действительно, нас не устраивают те действия, которые происходят в подрядных организациях компании «Аджип ККО». В том числе и ситуация в вопросах трудового законодательства.
Очень важно, что в последнее время на объектах Аджип ККО не было социальных конфликтов. Но это отнюдь не значит, что в деятельности подрядных организаций Аджип ККО отсутствуют грубые нарушения трудового законодательства нашей страны. За этим стоит конкретная проводимая работа. Есть еще очень много моментов, которые не в полной мере согласуются с нашими законами. Именно в сфере трудовых и социальных отношений и кроется корень конфликтов и социального напряжения.

-О каких именно нарушениях идет речь?
-Я сейчас поясню. При том, что большинство работников — жители других регионов Казахстана, они работают по обычному графику. А трудовое законодательство Казахстана гласит, что в случае невозможности работника ежедневно возвращаться на постоянное место жительства обязанность работодателей — организовать особый метод работ. Это касается и местных работников, для которых работа начинается с 6 утра, а домой они попадают в лучшем случае в 21.00 час. Я задаюсь вопросом? Устроил бы такой ритм работы среднестатистического европейца? Уверен, что нет, поэтому и практика в Европе такая отсутствует.
Естественно, при такой ситуации они не могут уделять достаточного времени своей семье, участвовать в воспитании детей. Ну а чем может закончиться отсутствие в первую очередь главы семьи, неучастие в решении семейных проблем — можно предугадать. Подобная практика организации труда сказывается главным образом на психологическом состоянии граждан. И поэтому мы настаиваем на внедрении законного в данной ситуации вахтового метода организации труда. Но пока не нашли понимания. Сегодня ситуация на Карабатане стабильная только потому, что там работают представители акимата области и департамента внутренних дел, хотя это и не входит в нашу компетенцию. Мы вынуждены идти на такие методы работ, поскольку Аджип ККО бездействует. Хотя, напротив, Аджип ККО, как основной оператор, должен быть заинтересован в этом в первую очередь. Но поскольку благополучная социальная обстановка в регионе — наша задача, мы будем добиваться решения этого вопроса. Я вынужден, поскольку речь идет о прямом нарушении Закона РК, просить правоохранительные органы тщательно разобраться и наказать тех, кто виноват в затягивании решения столь важного вопроса, невзирая на их должности. А компании «Аджип ККО» совместно с департаментом контроля и социальной защиты тщательно проработать этот вопрос. Законность должна восторжествовать, а вахтовый метод быть внедрен.
-Бергей Саулебаевич, можно ли сказать, каким образом сдерживается обстановка общественного порядка на Карабатане?
-Специально для наведения должного общественного порядка на объектах строительства комплексной установки по подготовке нефти и газа «Болашак» был создан полицейский пункт департамента внутренних дел области.
На строительной площадке задействовано порядка двадцати тысяч человек, поэтому естественно, это потенциальный район для возникновения неблагоприятных, определенного рода ситуаций. В настоящее время прорабатываем вопрос о его дальнейшем финансировании и увеличении штатной численности до 200 человек.
Для решения же оперативных, текущих вопросов в деятельности компаний, проблем и нужд рабочих был создан отдел акимата области по связям с учреждениями на «Батыс-Ескене». Отдел располагается непосредственно на объекте строительства. Это сделано только ради того, чтобы стабилизировать обстановку. По большому счету, акимат не должен на строительных площадках организовывать свои отделы, но мы были вынуждены это сделать. Компания же «Аджип ККО» отказывается решать вопросы содержания отдела.
Поверьте, если на объекте будет отсутствовать отдел акимата области и полицейский пост, ситуация может в любой момент измениться, увеличатся случаи кражей, грабежей, обоснованных митингов. Созданный и налаженный механизм, действенный и реальный рычаг для сдерживания ситуации в таких сложных общественных коллективах необходимо сохранить. Поэтому обязательно надо решить вопрос финансирования.
-Бергей Саулебаевич, насколько острым и актуальным остается вопрос казахстанского содержания?
-Я недавно говорил об этом и повторюсь сегодня — ситуация не изменится до тех пор, пока не изменится политика предприятия в этом вопросе. Надо отказаться от приоритета привлечения зарубежных структур. Об отношении к данному вопросу можно судить даже по составу участников того совещания, где из 35 приглашенных подрядных компаний 33 являются неказахстанскими. Приведу еще один пример: из реально инвестируемых компанией «Аджип ККО» 12 млрд. долларов более 11 млрд. распределяется среди иностранных компаний. О каком казахстанском содержании может идти речь? Сегодня у нас уже достаточно отечественных компаний, которые готовы выполнять работы любой сложности. Необходимо обеспечить равноправный доступ казахстанских предприятий в предоставление услуг и в первую очередь выполнение подрядных работ.
Большие нарекания и к существующей практике отчетности компании «Аджип ККО» по этому вопросу, она не отражает реального положения дел. Поскольку по ним невозможно сделать элементарный анализ, сколько процентов составляет казахстанское участие в общей структуре закупа. Мы даже не знаем, какова величина отечественных компаний по отношению к иностранным компаниям. Все это настораживает. Когда отсутствует достоверная и полная информация, возникают обоснованные сомнения. И вообще исполняется ли эта часть Соглашения о Разделе Продукции. Кстати, хочу сказать, что мы не только будем поддерживать любую инициативу, а, если хотите, настаивать на организации именно в Казахстане, у нас в области, крупных промышленных объектов, продукция или услуги которых будут востребованы завтра, а, возможно, уже и сегодня в рамках проекта. На наш взгляд, это и есть одно из реальных проявлений казахстанского содержания. Если сегодня не поднимать, не инициировать эти вопросы, то мы вновь будем закупать товары и услуги, которые могли бы с успехом производить на месте, в других странах. Кроме этого, все затраты Казахстану необходимо будет возмещать.
Вы прекрасно понимаете, что подобные крупномасштабные проекты становятся толчком в развитии целых отраслей, я уже сегодня об этом упоминал. Сейчас я говорю о развитии машиностроения, приборостроения, судостроения и, соответственно, их обслуживания. И именно компания «Аджип ККО» как оператор должна инициировать подобного рода предложения. В её же интересах, чтобы продукция и услуги, которые будут использоваться на освоении месторождения, производились на месте. И на них будут заняты наши специалисты.
Акимат области неоднократно поднимал вопрос увеличения казахстанского содержания в проекте ТШО. На недавнем совещании с компанией «ТШО» руководство предприятия заявило, что при реализации проекта завода третьего поколения казахстанское содержание будет увеличено до 50%, начиная с объемов генеральных и заканчивая объемами субподрядных организаций. Это и есть результат нашего труда. Это правильно. Думаем, что и Правительство поддержит такой подход. Подобную практику необходимо внедрить и в реализации Кашаганского проекта.
На наш взгляд, в такой сложный момент — финансовый кризис — подобное увеличение казахстанского содержания стало бы очень хорошей, реальной помощью для нашего бизнеса. Мы считаем, что, как минимум, 20-30% малого и среднего бизнеса было бы обеспечено работой и гарантированными, стабильными объемами и заказами.

-На совещании была озвучена информация, что при большой потребности в кадрах казахстанским специалистам отказывают в трудоустройстве по причине отсутствия опыта работы. К примеру, по поданным резюме было отказано 300 молодым специалистам. Как Вы это прокомментируете?
-Это безобразие, если идти по такому пути, тогда вся молодежь должна будет сидеть дома. Это в корне неправильный подход. Мы с этим не можем мириться. Откуда у молодого человека, который только что окончил ВУЗ, может быть опыт? Он и идёт на производство, чтобы его наработать. Я поручил Управлению координации занятости и социальных программ совместно с Аджип ККО вновь рассмотреть все кандидатуры молодых специалистов и доложить в аппарат акима области о том, кто из этого списка принят, а если кому-то отказано, то почему конкретно.
В решении этого вопроса есть определенный прогресс. Но все же есть еще аспекты, над которыми надо работать.
Компании к подготовке и переподготовке казахстанских кадров относятся формально. Конечно, с таким подходом дела мы не сможем заменить иностранные кадры на местные. Более того, обученные казахстанские специалисты продолжают работать на своих прежних местах, не имея карьерного роста. Так не должно быть. И мы над этим сейчас работаем.
Официальная позиция акимата области в вопросе привлечения иностранной рабочей силы заключается в том, чтобы резко ограничить выдачу разрешений на ввоз иностранных специалистов по третьей категории (рабочие специальности). Мы не позволим компаниям самоустраниться от вопросов подготовки и трудоустройства незанятого населения, быть в стороне от проблем региона.

-А как на сегодня обстоят дела с ещё одним больным вопросом — заработной платой? Год назад компания «Аджип ККО» ввела поощрительную надбавку, «ЛАРУ», казахстанскому персоналу по 1000 тенге за каждый проработанный день. А получают ли её наши работники?
-Опять же, только при непосредственном участии акимата области был решен вопрос о введении данной поощрительной надбавки.
Да, надбавка выплачивается к основной заработной плате. Я думаю, это ощутимая помощь. Но сегодня в некоторых компаниях возникают проблемы уже другого характера — несвоевременная выплата. Выплату не производят, прикрываясь разными причинами. Недопустимо ставить людей в роль просителей, унижать их достоинство. Поэтому мы и поднимаем этот вопрос.
Здесь же хочу сказать, поскольку некоторые руководители подрядных компаний намеренно идут на нарушения законодательства нашей страны, мы вынуждены будем подобные факты и в целом противоправную деятельность руководителей таких компаний сделать достоянием всей общественности, через средства массовой информации. Нарушать законные права граждан не имеет право никакой руководитель, какой крупной бы компанией он не руководил.
-Расскажите, Бергей Саулебаевич, пожалуйста, о реализации социально-инфраструктурных проектов.
-Компания «Аджип ККО», начиная с 1998 года, ежегодно выделяет финансовые средства на реализацию социально-инфраструктурных проектов региона. Все они направлены на решение острых социальных проблем области.
Вместе с тем акимат области выражает глубокую обеспокоенность текущим состоянием дел по указанным проектам.
Анализ хода реализации программы показывает, что проекты продвигаются крайне медленно. Ситуация повторяется из года в год.
Основная проблема — длительные процедуры Аджип ККО по оценке и отбору потенциальных подрядчиков и присвоению контрактов.
Достаточно указать, что проекты, утвержденные на 2004-2006 годы, до сих пор не реализованы. В подтверждение сказанному можно привести данные по освоению: 2005 год — 22%, 2006 год — 36%, 2007 год — 42%.
По всем проектам идет удорожание. Удорожание не согласуется с заказчиком, то есть с акиматом области. В итоге, в силу лимита выделенных финансовых средств, практически в полтора-два раза уменьшается количество реализуемых проектов. Из-за этого мы неловко себя чувствуем перед населением, так как в начале года на активах области мы озвучиваем их предстоящую реализацию. В этой связи возникают определенного рода недовольства и социальная напряженность среди населения региона. За исполнением проектов стоят конкретные ожидания и нужды жителей области. Акимат области в рамках бюджетных средств и компания «ТенгизШеврОйл» по программе «Игилик» взятые на себя обязательства выполняют в полном объеме. Как Вы видите, этого нельзя сказать про Аджип ККО.
Практически все проекты реализуются с отставанием от графика. На сегодня насчитывается 22 нереализованных проекта.
До сих пор не получена резолюция Управляющего комитета на проекты 2008 года. Это заведомо ведет к их неисполнению в текущем году.
-Большое спасибо, Бергей Саулебаевич, за открытый и конструктивный диалог, удачи и успехов в решении поставленных задач. От их решения зависит улучшение благосостояния нашего населения.
-Сегодня я озвучил только некоторые вопросы. Существует отдельный, не менее важный блок, касается он экологической темы, затрагивает аспекты нового Налогового Кодекса РК. По этому вопросу будет отдельное расширенное совещание. По его итогам мы обязательно поговорим и позже более подробно на них остановимся. В заключение могу передать вам для опубликования протокол совещания от 13 ноября. В нем вы найдете все конкретные поручения, которые я дал в ходе совещания. Спасибо за беседу.

Уважаемые читатели, хотим вам ещё раз напомнить о той огромной работе,
которая была проведена областным акиматом во главе с акимом области Б.Рыскалиевым
за период 2006-2008 годов по решению проблем на проектах «ТШО» и «Аджип»
Деятельность затрагивала большой круг социально-значимых вопросов.
Более того, вопросов, которые крайне остро стояли на повестке дня, затрагивали интересы десятков тысяч жителей нашего края.
В процессе этой работы было организовано более 20-ти крупных совещаний и встреч. Проблемные вопросы затрагивались и озвучивались на самых высоких уровнях: в Правительстве РК, центральных Министерствах и ведомствах. По приглашению акимата области проводились выездные совещания центральных исполнительных органов власти на местах. По его же инициативе велись многочасовые переговоры и встречи акима области с первыми руководителями иностранных компаний. Порой встречи были очень сложными и трудными.
Но главными итогами и результатом стало принятие конкретных решений.
С основными и наиболее значимыми мы сегодня хотим поделиться с читателями нашей газеты.
Первое — увеличение заработной платы отечественным специалистам и рабочим в компаниях, занятых на реализации тенгизского проекта, до 90000 тенге.
Всем было понятно, что те 30-35 тысяч тенге, которые получали казахстанские специалисты в подрядных и субподрядных организациях нефтяного гиганта ТенгизШеврОйл, несправедливо. И этот факт имел место, когда рядом работающие иностранные специалисты, выполняющие идентичную работу, получали гораздо больше.
Однако, чтобы изменить ситуацию, необходимо было системно ею заняться. Что и было сделано. Безусловно, пришлось немало потрудиться. Если хотите, заставить ТенгизШеврОйл пойти на эти меры. Результат — проблема решена.
Второе — введена выплата поощрительной надбавки казахстанскому персоналу (ЛАРА), задействованному на строительной площадке установки «Болашак» компании «Аджип ККО» в Карабатане.
Аналогичным образом обстояли дела в оплате труда отечественным специалистам, занятым в реализации Северо-Каспийского проекта на строительстве крупнейшей установки по подготовке нефти и газа «Болашак».
В этом случае был найден немного другой механизм повышения заработной платы. Эту надбавку к заработной плате назвали Поощрительная надбавка казахстанскому персоналу (сокращенно П.Н.К.П), в английской транскрипции L.A.R.A.(ЛАРА).
Надбавка составляет 1000 тенге в чистом виде за каждый отработанный день. Думаем, это неплохая ежемесячная прибавка к основной заработной плате.
Третье — значительно улучшены бытовые условия проживания казахстанских специалистов в вахтовых поселках.
Условия проживания рабочих, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Отсутствовали элементарные человеческие условия. Нарушались права человека. Приоритетные и привилегированные условия отдавались иностранным кадрам. Все это не могло не вызывать справедливого возмущения. Происходили конфликты на бытовой почве. Исполнительной власти удалось решить и эту проблему. Компаниями были выделены дополнительные финансовые средства на приобретение мебели, инвентаря и т.д. Изменены принципы отношений в коллективах.
Четвертое — улучшена санитарно-эпидемиологическая обстановка в пунктах питания.
До решения этого вопроса ситуация имела вопиющее положение. Где, помимо нарушения чисто санитарных условий, вновь имело место затрагивание прав и интересов граждан Казахстана. Места приема пищи были разделены на прием пищи казахстанских и иностранных граждан, меню для казахстанских и иностранных граждан и т.д. Пришлось прибегнуть к жестким мерам пресечения и наказания, но изменить противозаконное положение дел. Сейчас права иностранных и казахстанских специалистов одинаковы. Так и должно быть.
Пятое — увеличена сумма расходов на развитие региона по программе «Игилик» с 12 до 22 миллионов долларов США.
Для решения и этой проблемы пришлось приложить немало сил, так как это касается достаточно внушительных финансовых средств. Удалось совместно с ТШО убедить членов Совета Партнеров увеличить инвестиции практически в два раза, даже при падении цен на нефть практически в три раза. Это значительный финансовый успех для региона.
Шестое — в большинстве трудовых коллективов созданы профсоюзные организации и подписаны коллективные договора.
Вновь — победа исполнительной власти. Предпринятыми мерами практически все компании были вынуждены подписать коллективные договора и создать профсоюзные комитеты, а те, кто еще этого не сделал, до конца текущего года должны выполнить это требование. За этим, бесспорно, стоит стабильность каждого конкретного работника, его уверенность в завтрашнем дне. Рабочий может себя чувствовать защищенным и быть уверенным, что будет услышан работодателем.
Седьмое — налажена работа по обучению казахстанских специалистов.
Этой работой стали заниматься все компании, которые ввозят иностранную рабочую силу. Вопрос находится на особом контроле в акимате области. Благодаря этому резко увеличилось число работающих отечественных специалистов в иностранных и отечественных компаниях.
Для примера, если два-три года назад они составляли 50-55%, то сегодня это уже 80-85%. Цифры говорят сами за себя. И мы уверены, что исполнительной власти удастся достичь еще более высоких показателей.
Восьмое — значительно увеличено число учебных центров по подготовке и переподготовке кадров.
Для решения одной из главных задач исполнительной власти — снижения уровня безработицы, увеличения занятости населения, повышения квалификации отечественных специалистов — пришлось увеличить и создать материально-техническую базу для профессионального обучения. Эта работа носила характер убеждения руководителей иностранных компаний, предпринимателей о необходимости заняться этим видом деятельности. Это в первую очередь необходимо самим же операторам, недропользователям, чтобы решить вопрос с кадрами. Поэтому на базе крупных предприятий были открыты учебные центры. Разработаны графики, планы, программы по этому вопросу.
Сейчас по области функционирует более 13 негосударственных учебных центров.
Девятое — улучшен социальный климат в трудовых коллективах и налажен общественный порядок. Созданы отделы акиматов и полицейские посты на Карабатане и ТШО.
Недоработки и нарушения в деятельности иностранных компаний приводили к частым всплескам конфликтных ситуаций в трудовых коллективах. Ситуация порой выходила из-под контроля, и только благодаря своевременным и правильным действиям со стороны областной исполнительной власти удавалось локализовывать большие негативные последствия.
На реализации тенгизского и кашаганского проектов занято порядка шестидесяти тысяч человек. Это число целых крупных административных районов, при этом многонациональных.
Опять требовалось решать проблему основательно и конструктивно.
Было принято решение создать специальные отделы акиматов, которые дислоцированы непосредственно на Карабатане и Тенгизе. Отделы занимаются решением оперативных вопросов на местах. В целях поддержания общественного порядка на объектах были организованы полицейские посты, которые оснащены необходимой техникой и помещением. Работа в этом направлении будет продолжена.
Десятое — значительно увеличены платежи в бюджет за ущерб экологии.
Все эти средства работают на развитие нашего региона. Я думаю, что здесь даже излишне что-либо говорить, потому что все мы видим те наглядные изменения, которые происходят в жизни города и районов области. Плоды этой работы являются тому примером.
Строятся школы, больницы, Дома культуры и реабилитационные центры, дороги. Возводятся мосты и транспортные развязки. В дома приходят электричество, вода и газ. Благоустраиваются дворы и улицы. Строятся жилье, дворцы спорта и физкультурно-оздоровительные центры. Город пестрит строительными площадками и башенными кранами. Смотря на это, поднимается патриотический дух за родной край. Средства работают на улучшение качества жизни атыраусцев и жителей области.
В заключение остается только пожелать успехов и удачи исполнительной власти. Писать легко, а сколько сил и усилий положено для достижения поставленных целей. Есть твердая уверенность, что осуществление намеченных мероприятий, обозначенных в интервью акима области нашей газете, привнесет большую эффективность во взаимоотношения между иностранными компаниями и местными властями и будет способствовать росту экономики и дальнейшему повышению благосостояния жителей Прикаспия.

Соб.инф.