ГОДА ИДУТ, А В ДУШЕ — ВЕЧНАЯ ПЕСНЯ ВЕСНЫ

120414 03 Актуально

Композитору, писателю, публицисту, музыковеду, заслуженному деятелю культуры Казахстана и Кыргызстана Илье Жаканову 75 лет и 50 лет совместной жизни со спутницей Тиышкуль. Его песни звучат в душе у нас постоянно, его мелодии полны любви. Это человек редкого музыкального дара, самородок. Мир дышит его мелодиями, кружащими голову и заставляющими биться сердца еще сильнее.

На днях в университете имени Х. Досмухамедова было организовано грандиозное торжественное мероприятие в честь юбилея этого замечательного человека.

Первая часть этого мероприятия проходила в конференц-зале университета, где его встретили стоя, бурными аплодисментами. Со вступительной речью выступил ректор университета Бейбит Мамраев. Он поздравил юбиляра и затем, с восхищением, говорил о его  творчестве. Юбиляра тепло поздравили  профессор кафедры казахской литературы и журналистики, доктор филологических наук Жусуп Отегенулы, директор областного музыкального колледжа имени Д. Нурпеисовой Гульнар Садуакасова, директор детской музыкальной школы Куаныш Кипиев.

Илья ага на торжество пришел с супругой Тиышкуль апа, вместе они уже 50 лет.

— Помню, как сейчас, это было в начале апреля 1961 года. Я тогда был в командировке от газеты «Казахстан пионери», — рассказывает Илья ага. — В эти дни проходил слет пастухов Сарсуского района. Как всегда на таких мероприятиях не обходилось без концертных программ. И вот среди парней и девушек мне запомнилась одна, которая пела киргизскую песню. И в этот же вечер родилась песня «Мендыкыз». Слова к песне сочинил поэт Дулат Шалкарбаев, в то время редактор районной газеты. Через неделю ребята провели встречу в ауле Мендыкыз — в Доме культуры совхоза «Коммунар». Эту песню исполнила сама Мендыкыз (Тиышкуль). А через несколько дней она переступила порог нашего дома, став невесткой. Это была знаменательная дата не только для нашего дома или аула, а для всей страны. Потому что это случилось 12 апреля — в день, когда человек покорил космос. Она всю нашу совместную жизнь всегда понимала, в чем нуждается моя душа, чего она хочет. Она привыкла к моим «выходкам», свойственным лишь творческому человеку. Пройдя через все это вместе со мной, она стала главным критиком моих песен. Она раньше всех замечает все тонкости новых песен, и делает замечания, когда я начинаю невольно повторяться. Ну и редактором моих прозаических произведений и исследовательских трудов тоже является она. Все мои многочисленные рукописи набирала именно она. Я считаю себя счастливым человеком. Благодарен судьбе за то, что на моем жизненном пути встретилась такая любовь.

Вторая часть торжества продолжилась в актовом зале университета. В фойе были выставлены фотографии юбиляра, его опубликованные произведения. Илью Жаканова зал встречал бурными овациями. Концерт открылся символичным и в то же время «зажигательным» и любимым слушателями «Едил мен Жайык» в исполнении оркестра народных инструментов областной академии имени Дины Нурпеисовой под руководством  дирижера Талгата Камалиденова. С оркестром исполнили его произведения замечательные солисты, это — Аманжан Басыгариев «Балкантау», Акмарал Ногайбаева «Бозкараган», Маржан Туреханова «Есил озен».

После этих выступлений Илья Жаканов поднялся на сцену и как будто загипнотизировал весь зал своими чудесными рассказами о том, как он писал эти песни. Зал с интересом и вниманием слушал его. А юбиляр не просто говорил, запевал между рассказами. Его неповторимый голос завораживал, дарил слушателям ощущение счастья.

— Я часто повторяю слова Шопена о величии и магии Музыки, потому что он как никто иной смог в своих произведениях настолько полно выразить это, — говорит Илья Жаканов. — Я сам нередко переживаю подобное состояние, когда, казалось бы, вот они — сюжет и образ, волнующие все мое существо, а вот выразить это словами невозможно. Именно тогда на помощь приходит музыка. Шопен сумел точно передать не только величие музыки, но и состояние души музыканта в моменты вдохновения. До Шопена об этом говорили Моцарт и Бетховен. Ну, теперь и я попытаюсь рассказать об этом по-своему. Помню, в молодости, когда я учился на третьем курсе филологического факультета КазГУ, во всем искал романтику. Так вот, однажды меня потянуло в галерею. Наверное, и ностальгия была. Ведь я с детства люблю рисовать. В этой галерее я встретил своего давнего знакомого — Храпковского, учителя художественного кружка средней школы имени Сталина, что в городе Каратау Жамбылской области, где я и учился. Этот человек был знаменитым художником. Его сослали в наш городок по политическим мотивам. Эта встреча принесла мне много пользы. Храпковский пригласил меня в свою художественную студию, где я в течение 7-8 месяцев обучался работе с кистью и холстом. Однажды Храпковский провел персональную выставку, которая поразила всех и после, неожиданно, уехал в Москву. Меня среди его творений больше всего поразила картина «Карагачи». Я до сих пор помню этот пейзаж. И каждый раз, когда я вижу старые карагачи с опавшими листьями на берегу Жайыка, я вспоминаю ту картину. Видимо, любовь к литературе и изобразительному искусству и привели меня в музыку. Будучи в плену вдохновения, я не мог передать свое состояние ни в стихах, ни с помощью кисти. И вдруг я почувствовал, как заиграли клавиши моей души, как из меня льется музыка. И эта музыка передавала то, что я чувствовал. Вот именно тогда я полностью осознал слова Шопена. Воистину: «музыка начинается там, где заканчивается слово».

Юбиляр рассказал и о том, что одна из самых известных и любимых народом песен — это «Едiл мен Жайық». Даже автор слов этой песни Жубан Молдагалиев как-то заметил: «Ой, я еле избавился от муки этой песни, теперь она мне дарит лишь наслаждение».  Эта песня была написана в 1981 году, с тех пор Илья Жаканов слышал в свой адрес и хвалу, и хулу — и это неизбежно.

— Вот одно из последних мнений по поводу этой песни, — говорит Илья Жаканов. — Стоял ноябрь 2010 года, я проводил мастер-класс по казахским песням в Актюбинском государственном университете. В один из дней ректор университета, доктор математических наук, профессор Кенжегали Кенжебаев поведал мне очень интересную (конечно, на мой взгляд) историю. «В 2005 году, — сказал он, — мы были в Италии в гостях у знаменитого на весь мир математика Моторацо, по специальному приглашению. Мы разгуливали по улицам, паркам и скверам, радушный хозяин знакомил нас с достопримечательностями Сольярно, где живет сеньор Моторацо. Он очень любил петь. И во время приготовления пиццы, и во время застолья, где мы пили знаменитые итальянские вина, он пел. Во время одного веселого застолья и я решил спеть. Начал с первого куплета песни «Едiл мен Жайық». Всем понравилось. Некоторое время спустя Моторацо попросил меня снова спеть эту песню. Я спел. Он попросил еще, потом еще… Повторялось это до тех пор, пока он не запомнил один куплет с припевом. Одна из ярких особенностей характера итальянцев — они считают себя «самыми поющими». Поэтому часто не признают песни других народов. «Но, знаете, — сказал мне господин ректор, — вашей песней он восхитился. Наверное, итальянцы и вправду думают, что они самый «певчий» народ в мире. Но мой друг Моторацо — человек светлого ума и тонкого вкуса, признал: «Казахи — тоже поющий народ!».  Мы — дети войны. Мои матери Жамиля, Сабига и жена брата Батима были кыргызки. В ауле наряду с казахскими песнями пелись и кыргызские. Поэтому для меня кыргызский мотив такой же родной, как и казахский. В конце пятидесятых и в начале шестидесятых годов теперь уже минувшего века, повести Чингиза Айтматова «Жамиля» и «Тополек мой в красной косынке» были переведены на казахский язык. Когда их начали публиковать в газетах и журналах, я был в восторге от духа киргизского мотива, присутствовавшего в этих произведениях. Лирические нюансы и глубокий психологизм чувств этих произведений вдохновили меня,  тогда и родились песни — в 1963 году «Песня Данияра», в 1964 году — «Песня Жамили», ну, а в 1965 году появились песни по мотивам повести «Тополек мой в красной косынке» — «Асель», «Асылым»… Много лет спустя я сочинил песню «Бибижан» от впечатления после прочтения «Прощай, Гульсары!». Мне действительно везло и везет. Мне часто встречаются простые люди, которые хранят в себе столько историй, что только сиди и записывай. Именно они помогли мне восстановить многие песни. Это очень трудная и даже нудная работа. Не знаю, как бы я справился с этим без помощи людей. Сейчас я занимаюсь свободным творчеством. Выезжаю на природу. Гуляю по берегу. Слушаю Моцарта, Бетховена, Бизе, Глинку и Чайковского… ради того, чтобы избавиться от разных ненужных и обыденных мыслей. Классика дает человеку возможность обогатить себя духовно. Ведь только духовно богатый человек может творить. Я живу музыкой, в ней живет надежда и  мечта. А человеку нельзя жить без мечты.

«Моя муза утихнет, когда остановится мое сердце» — такими словами завершил свой творческий вечер Илья Жаканов.

Динара КАНБЕТОВА,

фото Ерлана

Алтыбаева

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна

Комментарии закрыты.

  1. Сабырбек Орозалиев

    Ассаламалейкум. Могли бы отправить слова и музыку «Песни Данияра», был бы премного благодарен. Мы в юности очень любили эту песню, и часто пели.Сейчас мне 70 лет. Хотелось бы вспомнить свою молодость, Заранее благодарю.