ГАЗОВЫЙ БАРТЕР

Российский газ в обмен на карачаганакский. Крупнейшее в мире месторождение поможет рассчитаться за газоснабжение Астаны. Об этом стало известно в ходе правительственного часа в Мажилисе Парламента.  В следующем году начнется строительство трубы. Голубое топливо из России в столичный регион доставят транзитом через Костанай и Кокшетау. В обмен на горючее Карачаганака.

Строительство газопровода Карталы — Астана стартует в 2013 году. Речь идет о строительстве трубы, которая пройдет через Костанай до Кокшетау и Астаны. А подаваться по ней будет газ российского месторождения. Министр нефти и газа Сауат Мынбаев предположил, что весь процесс займет два года. В настоящее время существует газовая ветка Карталы — Рудный — Костанай.

— Речь идет о том, чтобы карачаганакский газ менять на газ российского происхождения: отдавать карачаганакский газ на западе, и на севере получать эквивалентный объем газа российского происхождения для газификации центральных и северных районов, — пояснил Сауат Мынбаев на правительственном часе.

На сегодняшний день, по данным Министерства нефти и газа проект строительства данного нефтепровода утвержден, до конца года будет согласована проектно-сметная документация. Стоит отметить, что в январском Послании народу Казахстана Глава государства поручил  Правительству приступить к реализации трубопроводной системы, которая обеспечит газификацию центрального региона страны, включая столицу. «Это капиталоемкая, важная работа. Мы должны это сделать, чтобы уйти от зависимости по газу. Казахстан — страна, добывающая нефть и газ. Мы обязаны газифицировать нашу страну», — подчеркнул тогда Нурсултан Назарбаев.

Об огромном вкладе Карачаганакского месторождения в экономику страны рассказал депутат Мажилиса Парламента Асхат Бекенов.

— С начала года уже добыто 113,9 миллиона тонн жидкого углеводорода, а с начала работы самого проекта более 135-ти миллиардов кубического газа. Казахстан готов заплатить за долю в проекте Карачаганакского месторождения. Это 10 процентов. Половина из них — средства бюджета, остальное за счет взаимозачета, — отметил депутат в интервью «ПК».

Кроме этого, Асхат Бекенов в интервью отметил важность строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода. Модернизация таких объектов могла бы в настоящее время снизить колебание цен и дефицит на горюче-смазочные материалы на внутреннем рынке. Помимо этого, по словам парламентария, это позволит увеличить объемы мощностей.

— Один из депутатов, говоря о вопросе месторасположения завода, отметил, что подходящая для этого область — Мангистауская. На мой взгляд, вывоз оттуда нефтепродуктов будет дороже себестоимости. Лучше всего такой мощный объект строить либо в Атырауской, либо в Актюбинской областях, — подчеркнул депутат.

Министр ответил на вопрос о вывозе дешевого бензина из приграничных районов Казахстана в Россию, при этом, заявив, что бороться с этим невозможно, живя в Едином экономическом пространстве. В настоящее время, акцизы на ГСМ в стране, по данным Мынбаева, в 4, а то и в 5 раз ниже, чем в соседней России. При этом единственный выход он видит в уравнивании акцизов. Однако этот вопрос пока решается.

Министру было адресовано немало вопросов депутатов. К примеру, о том, почему цены на авиабилеты на внутренние рейсы постоянно растут. Отвечая на вопросы, Сауат Мынбаев сказал, что Казахстану приходится сталкиваться с дефицитом авиатоплива. Стране необходимо 20 процентов авиатоплива. Ситуация осложняется еще и тем, что периодически Россия ограничивает его вывоз.

— В те периоды, когда у нас есть возможность завозить авиатопливо из Российской Федерации, я хочу заметить, что эксплуатационного права ввозить это топливо ни у кого нет, все авиакомпании, кто хочет, тот и завозит. Когда есть административные ограничения на вывоз авиатоплива с территории Российской Федерации, мы эти 20 процентов ввозим откуда угодно. Понятно, все субъекты в лице авиакомпаний и аэропортов не хотят завозить по такой дорогой цене, — заявил Мынбаев. При этом он отметил, выход он видит в предельных ценах на авиатопливо, которое может установить Министерство нефти и газа. Но это лишь в том случае,  если выработается механизм возмещения убытков, которые, в частности, терпит «КазМунайГаз», завозя топливо по дорогим ценам. Мынбаев также добавил, что Казахстан должен сам себя обеспечивать авиатопливом на 100 процентов, когда будет завершена модернизация трех казахстанских НПЗ.

Лейла КАНАПИНА,

г. Астана