Что мы ждём от нового Налогового Кодекса?

Глава Государства в своем Послании народу Казахстана от 6 февраля 2008 года “Повышение блогосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики” поручил Правительству разработать новый Налоговый Кодекс и предусмотреть в нем решение следующих задач: создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики, сокращение её теневого сектора, снижение общей налоговой нагрузки на несырьевые секторы; повышение экономической отдачи от добывающего сектора экономики; оптимизация (сокращение) налоговых льгот; совершенствование налогового администрирования.
Для реализации этих задач была создана рабочая группа по разработке проекта Налогового Кодекса. В состав рабочей группы вошли работники налоговых органов, предприниматели, члены НЭП “Союза “Атамекен”, мажилисмены и представители НПО.
Уже в апреля 2008 года на заседании рабочей группы были презентованы предложения Налогового Комитета МФ РК по дальнейшему совершенстованению налогового администрирования.
Надо отметить, в разработке данных предложений принимали участие все региональные налоговые комитеты, эти предложения были обсуждены с представителями бизнес-сообщества. Ход разработки предложений в Налоговый Кодекс также широко обсуждался в средствах массовой информации и семинарах с участием предпринимателей и общественных организаций. 18 апреля 2008 года в здании Налогового департамента по Атырауской области состоялась встреча его работников с сенатором, председателем комитета по финансам и бюджету М.Утебаевым, где основным вопросом повестки дня стало обсуждение проекта Налогового Кодекса. На данной встрече принимали участие представители бизнес-сообщества области. В ходе встречи налоговики внесли более 30 предложений, касающихся вопросов налогового администрирования и налоговой политики: уменьшение ставки корпоративного подоходного налога до 20 процентов; отмену начисления авансовых платежей по КПН; возможность отнесения на вычеты расходов налогоплательщика, направленные на оказание матеральной помощи для лечения детей-инвалидов (при наличии потверждающих документов); установление ставки бонуса коммерческого обнаружения в размере 0,5 процента; установление роялти по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам по единой фиксированной ставке 10 процентов; исключение понятия моделей налогового режима (первая и вторая модель); отмена льгот по налогу на транспортные средства и другие.
Представители бизнес-сообщества области поддержали эти предложения и со своей стороны внесли свои. Например, предлагалось налоговые проверки проводить со следующей периодичностью: комплексные – не чаще одного раза в год, а для малого и среднего бизнеса — не чаще одного раза в три года, тематические – не чаще одного раза в год для всех субъектов предпринимательства; предложили введение единой формы одежды и знаков отличия для работников органов налоговой службы; повышение им заработной платы.
В концепции нового Налогового Кодекса, внесенной в рабочую группу, вошли основные положения в части налоговой политики, а именно: сокращение налоговых льгот, а также оптимизация механизма предоставления инвестиционных налоговых преференций; уменьшение ставки КПН; увеличение срока переноса убытков, упрощение порядка исчисления и уплаты авансовых платежей по КПН / ИПН и т.д. В целом предложения налоговых работников республики ориентированы на достижение трёх основных целевых показателей: упрощение налоговых процедур, повышение качества услуг, предоставляемых налоговыми органами, усиление налоговой дисциплины.
Основные предложения налоговиков в части администрирования такие, как введение возврата всего превышения НДС, а не только по оборотам, облагаемым по нулевой ставке; оптимизация налоговой отчетности (в частности, за счет исключения налоговых льгот предлагается упростить отчетность на 40процентов), а также порядке ее представления в налоговые органы; оптимизация сроков уплаты налогов; упрощение процедур по уплате платежей в бюджет; упрощение порядка применения налоговых конвенций; внедрение системы управления рисками для отбора на налоговую проверку.
26 августа проект Нового Налогового Кодекса одобрен Правительством и будет направлен для рассмотрения в Мажилис Парламента республики.
Какие же изменения по ставкам налогового обложения предусмотрены в проекте? Они коснутся корпоративного подоходного налога — предложена ставка в размере 20 процентов. Ожидается повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию. Налог на добавленную стоимость будет реформирован в том же ключе, т.е. в направлении упрощения и унификации. Вместо существующей совокупности льгот по НДС будет введен единый, эффективный, автоматический возврат суммы превышения зачетного НДС над начисленным. Эта мера направлена на устранение замораживания оборотных средств налогоплательщика в виде НДС, уплаченного поставщикам, особенно, в период модернизации и обновления основных средств.
В 2012 году предполагается полное внедрение системы автоматического возврата дебетового сальдо на основе системы управления рисками. Этот год можно определить в качестве момента перехода на классическую систему НДС и ликвидации следующей совокупности льгот: отсрочки уплаты НДС на импорт, уплаты НДС на импорт методом зачета, освобождение реализации с территории “свободного склада”. Льготы по импорту оборудования, непроизводимого в Казахстане, сохранены до 2012 года. В целях сохранения равенства в условиях, освобождение реализации с территории “свободного склада” также будет сохранено на аналогичный срок. Прочие льготы, не соответствующие лучшей международной практике, не связанные с социальной сферой, будут ликвидированы с момента введения в действие нового Налогового кодекса.
В рамках реформирования социального налога предлагается осуществить переход от регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале со ставкой 11 процентов. Принимая во внимание, что сумма социального налога уменьшается на отчисления в Государственный фонд социального страхования, реальная ставка социального налога, зачисляемая в бюджет, будет равна 7 процентам в 2009 году и 6 процентам в 2010 году. Проектом предусматривается изменение порядка взимания налога на имущество. Предлагается сократить объект налогообложения со всего имущества (основные средства и нематериальные активы) до недвижимости. Это позволит не взимать налог с оборудования и машин. При этом в целях сохранения доходов местных бюджетов предлагается увеличить ставку с 1 до 2 процентов. По налогу на имущество физических лиц предлагается методику оценки недвижимого имущества закрепить в Налоговом Кодексе, также будут повышены ставки на дорогостоящее имущество с 0,5 до 1 процента, начиная со стоимостью свыше 30 млн.тенге. Эти изменения позволят полноценно облагать дорогостоящую недвижимость и придать большую прогрессивность в налогообложении физических лиц. По налогу на транспортные средства предлагается исключить поправочные коэффициенты на легковые, грузовые и специальные автотранспортные средства в зависимости от срока эксплуатации. Это упростит расчеты, и главное — сделает равным возмещение экологического загрязнения при одинаковой мощности мотора.
Изменения налогообложения недропользователей подготовлены в соответствии с поручением Главы государства и предусмотривают снижение налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики и компенсацию ожидаемых потерь бюджета за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. Проектом нового Налогового кодекса предполагаются следующие основные изменения при налогоболожении недропользователей, вводимые с 1 января 2009 года: замена платежа роялти налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ будет производиться от стоимости объема добываемых недропользователем полезных ископаемых, рассчитанных по мировым ценам; при этом для недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, обводненные, малодебетные и выработанные месторождения будут установлены льготные ставки, упразднение контракта на недропользование в виде Соглашения о разделе продукции (СРП), кроме СРП, заключенных до 01.01.2009 года. Предусмотрено исключение положения “стабильности” налогового режима контрактов для всех недропользователей, кроме контракта ТШО (утвержден указом Президента Республики Казахстан) и действующих СРП, начиная с 1 января 2009 года; установление базовых принципов ведения раздельного налогового учета по контрактам, как основы для построения системы распределения доходов и расходов.
Порядок определения стартовых размеров подписного бонуса; ставки НДПИ по твердым полезным ископаемым будет введены в текст Налогового кодекса. Предусмотрено установление официальных источников информации для определения биржевой цены полезных ископаемых, в случае отсутствия расчетной цены, определяемой по процентному содержанию в концентрате, и уровню биржевой цены. Ставки специальных налогов недропользователей (НДПИ, рентный налог на экспортируемую сырую нефть и газовый конденсат, налог на сверхприбыль) определены в размерах, которые обеспечивают недропользователям не менее 20 процентов рентабельности.
По налогу на сверхприбыль увеличен размер необлагаемого чистого дохода с 20 до 25 процентов. Кроме того, изменен механизм исчисления налога, предусматривающий обложение следующей более высокой ставкой только сумму прироста к налогооблагаемой базе от предыдущей ставки, а также учтена инвестиционная составляющая будущих расходов. По горнорудному сектору налог на сверхприбыль изымается только в рамках контрактной деятельности.
Как видим, основные предложения налоговиков и предпринимателей в проекте нового Налогового Кодекса были учтены. Если проект будет одобрен законодателями, Кодекс вступит в силу с 1 января 2009 года.

Б.ЮСУПОВ,
начальник Управления организационного обеспечения
Нагового департамента по Атырауской области