Секьюрити в школах — необходимость или чей-то каприз?

«Ну что, принес два “листа”? Как это «нет» — найди, это не мои проблемы. Сейчас поставлю тебя на счётчик, завтра в два раза больше принесёшь!».
«Если бы вы знали, сколько раз у моей дочки крали сотовый телефон, а учителя хоть бы хны — не ищут, им прямо до лампочки!».
Первый отрывок разговора можно услышать чуть ли не у каждой школы и даже в её коридорах. А вот со второй жалобой уже не раз обращались к нам читатели. Обеспокоенные родители всё чаще поднимают проблему охраны среднего общеобразовательного учреждения. Только одни говорят — это надо, это очень необходимо, а другие, наоборот, выражают мнение — зачем в школе охранник, что и кого там охранять? В начале нового учебного года мы решили раскрыть эту проблему — а она, поверьте, действительно существует. Главное, чтобы
БЫЛА «СМЕНКА»?
…Школа №21. Время — послеобеденное, т.е. как раз начало второй смены занятий. Симпатичных школяров с яркими ранцами – уйма. На “проходной”, то бишь у входа в школу — лишь дежурные из того или иного класса. Насупив грозно брови, они требуют сменку (естественно, с учащихся). Остальных “преград” для того, чтоб зайти сюда, например, их же ровесникам, нет. Можно солгать, что ты с первой смены или, наоборот, со второй (смотря из какого класса сами дежурные, чтоб они конкретно тебя в лицо не знали). Взрослым ничего не стоит “прикинуться” чьей-то сестрой, тетей, родственником или даже соседом – пропустят (хотя, справедливости ради, надо заметить – иногда у входа стоит класрук того или иного дежурного класса и контролирует вход чужих). Между тем здесь район — “дай Бог каждому” — до рынка рукой подать, очень оживленное место, а значит, даже во дворе школы бывают посторонние, и это некоторые ребята из школы нам сами говорили, и вот здесь охранник стопроцентно нужен. Почти такая же ситуация и во всех остальных СШ. Чему не рады ни учителя, ни родители.
Учить, искать,
ОХРАНЯТЬ, РАЗНИМАТЬ…
Преподаватель К. работает в Малой академии искусств уже порядочно, и знания с помощью неё получил не один десяток учащихся. Поэтому постоянные нервотрепки с той или иной пропажей какой-нибудь вещи ученика (как правило, в последние несколько лет это мобильные телефоны) или с разбирательствами со школьниками из других школ, гимназий и лицеев, которые часто пребывают на территории данного учреждения, выматывают. “Приходится, порой, в прямом смысле слова выполнять роль собаки-ищейки. Ведь то деньги у ученика пропадут, то сотка; то из рюкзака что-то вытащат сами же школьники друг у друга. А ведь ещё нужно осваивать новый материал на уроках. Не успеваешь переключаться. Но толку нет, что мы ходим по всей школе и вместе с учеником ищем пропажу. Всё равно на территорию нашего учебного заведения заходят чужие. Был бы охранник, как в одном из городских лицеев, — это просто идеальный вариант…”.
Директор средней школы №14 имени Чехова Клара Нигметова тоже солидарна со своей коллегой: “Охранники в школах необходимы. В школу постоянно заглядывают пришлые школьники. То ли они друзья ученикам, а может, наоборот, враги — тут нужен глаз да глаз. Какую-то функцию в этом плане выполняют школьные инспекторы. Но, если говорить о нашей школе, у нас они совсем мало работают, если не сказать больше.
Знаю, например, что среднюю школу №30 одно время охраняли специалисты охранной фирмы. Но там охранникам платили родители, а, оказывается, фактически с них за это плата не должна взиматься. Но наши коллеги, учителя тридцатой школы, делились тогда: прок от охраны в школе был…
Я — обеими руками за охранников в общеобразовательных учебных заведениях!”
Недолго думая, мы связались с педколлективами упомянутых СШ. Гульмира Муканова, директор школы №30, подтвердила информацию об охранниках в руководимом ею заведении и тут же огорчила нас: “Это было в 2006 году. Тогда, наверное, это проводилось в качестве эксперимента, но, надо сказать, весьма удачно. Было несколько охранников, и они знали каждого ученика, учителя и даже родителей в лицо. Просто так постороннему представлялось сложным зайти в школу. Контроль был жестким. В том же году значительно сократилось количество краж соток, вещей школьников”.
Как рассказывает Гульмира Сагынгалиевна, по прошествии некоторого времени родители начали высказывать претензии — мол, почему мы платим охранникам, а не школа, не государство? И пошло-поехало, да так, что пришлось отказаться от услуг секьюрити. “Но они очень необходимы, с ними в школе настоящий порядок!”
И всё же самым первым учебным заведением в Атырау, которое применило на практике опыт южноказахстанских коллег с охранниками в школе (о чем чуть ниже), явилась школа-лицей №17. “Инициативу тогда, шесть лет назад, проявила родительская общественность учащихся, — вспоминает известный в городе педагог, учитель школы-лицея №17 Виктор Рассухин. — В целях безопасности детей, обучающихся в нашем учебном заведении, был введён контрольно-пропускной пункт, и на входе-выходе проверялись абсолютно все входящие. В нашей школе ведь практически из всех уголков Атырау учатся, поэтому в первую очередь учитывалось и это. Велась усиленная охрана самого здания лицея”.
В прошлом году администрация школы и ассоциация родителей здешних учащихся шагнули вперед — на собранные деньги мам и пап школьников заключили договор с охранной фирмой и всё это оформили через банк, т.е. фактически ни одной тенге никто в руках не держал. И педагоги это считают правильным, и родителям нравится — нет никаких косых мыслей, взглядов, мол, вдруг кто-нибудь, что-нибудь прикарманил. Но отчего Виктор Александрович говорит обо всём в прошедшем времени? Что же, в этом году СШ №17 останется без охранника? “На этот год пока договора нет. Всё решится на родительской конференции, которая состоится в этом месяце”, — сообщает педагог. Но обычно практически не возникает возражений об оплате охраннику из кармана родителя учащегося. Лишь единицы порой возражают: мол, зачем эти охранники и проч. Явное большинство согласных все же преобладает. “Безусловно, охранник в школе весьма необходим, — считает В.Рассухин — Учителя с этой функцией справиться уже не в состоянии, как, быть может, в былые годы. Учитель должен непосредственно учить. Сейчас какие новые школьные программы — ой-ой-ой!” Вот куда следует все усилия направлять, а не другими делами заниматься, как то: искать пропажу вещи школьника или разбираться с “гостями” школы, говорит Рассухин.
ВАХТЁРАМ…
Да, есть такая песня у одной известной группы. А мы хотим сказать про другое — вахтёрам уже, извините, не место в школе. И это звучит отнюдь не жестоко. Посмотрите на них другими глазами. Вахтёры в школах это ведь, как правило, почти что как та самая тётя Глаша из всем известного киношедевра “Большая перемена”, которая и техничкой была, и звонки на уроки и переменки давала, и за охранника в школе оставалась. А время-то нынче уже совсем другое. И сейчас сами ученики эту тетю Глашу охранять смогут. А их кто будет охранять?
Другое дело, какие сейчас охранники в школах. Вот мы тут о СШ №17 завели речь. А на днях с нами связался бывший её ученик, выпустившийся из стен родной школы буквально 2 года назад, назовем его Романом (почему-то не захотел поведать настоящее имя), и вот что сообщил.
“Охранник, нет слов, должен быть в школе. Но следует ещё чётко определить его обязанности. Например, когда я учился, у нас работал такой охранник!.. Он сидел только на одном месте, он терроризировал учащихся, которые опаздывали на уроки, допытывая их с важным, властвующим видом — почему опоздал, где был, покажи справку (!), если таковая имелась. Думается, что эти вопросы — прерогатива учителей. Да, и ещё когда этот охранник работал у нас, в школу свободно с “черных” входов заходили чужие, поэтому, сами понимаете, какие были результаты работы того секьюрити…”.
Действительно, охранник не должен превышать права, и в данной ситуации, безусловно, с таким специалистом должны проводиться разъяснительные беседы.
“…И всё равно мы рады. Сейчас, когда время такое опасное, когда порой по новостям сообщают о тех или иных терактах, мы спокойны за наших чад. Знаем, что они под бдительным оком секьюрити”, — делится с нами родительница одной из учениц СШ №17.
Ну а что же в других школах? Пока ничего. Но, как вы уже смогли в начале материала убедиться, немало педагогов различных учебных заведений города рады бы появлению охраны на их рабочем месте. Тогда бы они смогли полностью предаться учению.
Этим вопросом мы поинтересовались в городском отделе образования. Начальник отдела по всеобучу Дарига Шоханаева сообщила: в штате школы как таковых охранников нет. Охранников берут те школы, которые предварительно заключают между родительским комитетом и охранной фирмой договор об этом.
Какую-то роль секьюрити выполняют школьные инспекторы. По информации руководителя пресс-службы ДВД Атырауской области Гульназиры Мухтаровой, сегодня по городу работают 53 школьных инспектора, что значит — все школы охвачены (хотя ещё года 3 назад таких специалистов очень не хватало). Именно с помощью школьных инспекторов за восемь месяцев этого года было зарегистрировано 88 преступлений, совершенных несовершеннолетними. Как правило, это мелкие грабежи — у своих же ровесников крали сотовые телефоны, были вымогательства. Да, и ещё что немаловажно — удалось не без помощи школьных инспекторов зафиксировать 220 фактов распития спиртных напитков подростками. Специалисты утверждают: был бы в каждом общеобразовательном учебном учреждении охранник, работалось бы намного легче.
К слову, сегодня практически в каждой школе южных городов страны, таких как, Алматы, Тараз, работают секьюрити. За безопасность юных граждан с рюкзаками на спине отвечают они, чему родители несказанно рады. А что нам мешает перенять сей опыт?

Надежда ШИЛЬМАН