НА РАЗРИСОВАННОМ АВТО ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ

120131 11 Право

В редакцию «Прикаспийской коммуны» обратились несколько атырауских автолюбителей, которые столкнулись со следующей ситуацией. На свои автомобили они собственноручно нанесли аэрографический рисунок, кто-то сделал наклейки. Останавливая авто, инспекторы дорожной полиции сообщали о том, что подобное «художество» идет вразрез с требованиями правил технического состояния транспорта. Мы и попробовали разобраться в этом, как оказалось, совсем непростом вопросе.

«ЗАКОННЫЕ» НЕСТЫКОВКИ
Мы позвонили в комитет дорожной полиции МВД РК и нам сообщили, что аэрография в Казахстане на транспорте запрещена. Но посоветовали проштудировать официальные положения правил дорожного движения и технических правил эксплуатации автомобилей. Обзор нескольких интернет-ресурсов разного характера, государственного и просто пользовательского, дал следующий результат: в нашей стране нанесение рисунка, росписи (аэрографии) на корпус транспортного средства должно выполняться в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года №508 «О рекламе» и государственного стандарта Республики Казахстан СТ РК ГОСТ Р 51709-2004 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям обеспечения безопасности движения. Методы проверки». При этом регулирование данного вопроса остается все-таки противоречивым. Дело в том, что существуют наклейки и аэрографические рисунки рекламного и не рекламного характера. Между тем в правилах оба этих вида определены под один стандарт. На официальном сайте комитета дорожной полиции на часто задаваемый казахстанскими, и, в частности, атыраускими, автолюбителями вопрос о процедуре регистрации аэрографии не рекламного толка и правомерности действий дорожных инспекторов, которые штрафуют за это, мы нашли следующий ответ: «Эксплуатация транспортного средства с нанесенной виниловой пленкой и аэрографией не допускается, так как согласно статье 5 ГК РК в случаях, когда правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствуют применимые к ним обычаи, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяются нормы гражданского законодательства, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). Исходя из этого, термин «аэрография» идентичен с термином «наружная реклама на автотранспортных средствах»». Вот тут-то и начинаются, собственно, нестыковки. Значит «закон дороги» не может регулировать вопрос прямо и в ход идут гражданские нормы. Непонятно, почему именно гражданские и почему не смогли четко и ясно отделить аэрографию рекламного и не рекламного характера именно по линии правового акта «Об утверждении Правил государственной регистрации транспортных средств и прицепов к ним в Республике Казахстан»? Недочет разработчиков, человеческий фактор или что-то еще? При этом в ответе также сказано, что рекламное изображение не должно занимать более 40% от общей площади авто. Получается, что, все-таки, и не рекламная аэрография тоже разрешена, раз она попадает под Закон «О рекламе». Только рисовать и наклеивать можно где-то на 30-35 процентах площади кузова. Вместе с тем, большинству автолюбителей представляется, что определение рекламности аэрографических рисунков и наклеек, прежде всего, должно исходить из их сути, смыслового значения, а не трактоваться так: раз изображение, значит уже реклама. К примеру, есть грузовые ГАЗели, развозящие продукцию по торговым точкам Атырау, на корпусах которых со всех сторон нанесена реклама «Кока-колы», это понятно. Единственное — нет там сорока процентов, а есть все сто. Если задаться этим и понаблюдать — дороги областного центра просто пестрят такими «товарняками». А вот как можно отнести к «пиару» рисунок с тигром или змеей? Что он рекламирует? Дорожные полицейские ссылаются на графу правил дорожного движения, где сказано, что цвет авто должен нести в себе четкое определение для идентификации машины при каких-либо мероприятиях в техпаспорте. Тут можно понять полицейских, потому что, с другой стороны, существует аэрография, которую сложно описать одним-двумя словами в техпаспорте. Но почему не представляется возможным сделать пометку в техпаспорте, если рисунок прост — снова неизвестно.

«ВЪЕЗД ТОЛЬКО ЗАВОДСКИМ»
В управлении дорожной полиции департамента внутренних дел Атырауской области нам сообщили, что дорожные инспектора действуют по следующему принципу: если в техпаспорте при заводских установках нет особых пометок касаемо дополнительных атрибутов (аэрографии или наклейки), то самовольное их нанесение грозит водителям штрафом либо предупреждением.

«У нас в городе, например, ездят машины с аэрографическим рисунком, но они уже такими с завода пришли. То есть, в техпаспорте у них прописан цвет как комбинированный», прокомментировали в атырауском ведомстве дорожной полиции. Если идет наклейка, которая не указана в техпаспорте с завода, то это уже нарушение».
Хотя, возвращаясь к Закону «О рекламе» и вышеуказанным разъяснениям комитета дорожной полиции, выходит, что самовольное наклеивание не запрещено. Только вносить такие пометки при самовольном нанесении рисунка или наклейки почему-то не разрешается. Мы провели опрос среди атырауских автолюбителей. Некоторые высказали такую точку зрения.

— Я считаю, что автомобиль — частное средство передвижения и право им владеть, пользоваться и распоряжаться может быть ограничено только законами, — говорит житель Атырау, автолюбитель Алибек. — В Законе «О безопасности дорожного движения», отсылающего нас к ПДД, установлен запрет на нанесение на лобовое стекло и передние боковые стекла пленок и других ограничивающих обзор предметов. В том числе аэрографии и наклеек. Но вот если я наклейкой займу не стекольную площадь, которая согласно Закону «О рекламе» будет не более 40% и при этом не будет никакой проблемы с обзором, какое уж тут нарушение?
— Я видел на многих форумах в интернете обсуждение этого вопроса, но там до сих пор нет никакой конкретики. Ни сами автолюбители не могут толком разобраться, ни комитет дорожной полиции, — поделился с нами другой автолюбитель Андрей. — У меня была наклейка на капоте моей машины. Мне сказали, что техосмотр с ней не пройти. Пробовал как-то зарегистрировать ее — отказали, сославшись пространно на какие-то пункты ПДД. К слову, в них я ничего не нашел.

В общем, дела обстоят так. Самостоятельно нанесенные аэрография и наклейки запрещены, поскольку вредят четкой идентификации авто (при этом уже нельзя делать особые пометки в техпаспорте), аэрография и наклейки не запрещены по Закону «О рекламе». Вывод мы смогли сделать только один — определенного ответа просто нет.
Евгений Самарин

СПРАВКА «ПК»
Аэрография или аэробрашинг — это техника нанесения художественных изображений на различные поверхности жидким или порошкообразным красителем при помощи сжатого воздуха. Рисунки наносят с помощью специального устройства, которое называется аэрографом. Он обеспечивает подачу непрерывной струи краски. Ширина струи регулируется — так можно получать грубые мазки и мазки более тонкие. После нанесения краски рисунку дают высохнуть и затем покрывают несколькими слоями закрепляющего лака. Такой рисунок становится несмываемым.

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна