
С какими сложностями чаще всего сталкиваются предприниматели? Насколько эффективна защита бизнесменов? Об этом наш разговор с руководителем филиала Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» по Атырауской области Нурланом Суюнбаевым.
– Нурлан Болатович, в Послании Главы государства Касым—Жомарта Токаева «Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и их решения через цифровую трансформацию» отмечается, что движущей силой цифрового развития страны должны стать предприниматели. Говорится, что страна добилась значительного прогресса в цифровизации госуслуг, но для бизнеса бюрократические процедуры все еще представляют серьезный барьер, цифровизация, которая должна помогать предпринимателям, не выполняет своего предназначения.
– Цифровизация способна существенно упростить и ускорить ведение бизнеса за счёт сокращения бюрократических процедур и прозрачности процессов. Кроме того, автоматизация госуслуг и бизнес-процессов позволяет сократить бумажную волокиту, уменьшить количество посещений госорганов и устранить человеческий фактор, что снижает коррупционные риски.
Важно и упрощение доступа к госуслугам. Через цифровые платформы предприниматели могут быстро получать лицензии, разрешения, регистрировать бизнес, подавать налоговую и другую отчётность, что экономит время и ресурсы. Значительно упрощается доступ к аналитике и цифровым инструментам. Использование bigdata, ИИ и CRM-систем позволяет бизнесу более точно анализировать рынок, поведение потребителей, планировать и автоматизировать маркетинг, логистику и продажи.
Следующий фактор – развитие электронной коммерции и онлайн-услуг. Цифровизация расширяет рынки сбыта, помогая даже малому бизнесу выходить на национальный и международный рынок через онлайн-платформы и маркетплейсы.
Более прозрачными становится взаимодействие с контролирующими инстанциями. Электронные проверки, онлайн-документооборот и цифровые следы дадут возможность предпринимателям чувствовать себя более защищёнными в процессе взаимодействия с государственными органами.
Финансовая инклюзия, то есть цифровые инструменты, позволяют быстро открывать счета, получать кредиты, инвестировать и отслеживать финансовые потоки, особенно для малого и среднего бизнеса это критически важно.
Не штрафовать, а предупреждать
– Главе государства поступают сигналы, что государственные органы по—прежнему принимают максимально жесткие административные решения в отношении бизнеса вместо предупредительных мер, и он считает это недопустимым. Что имеется в виду?
– Президент указывает на системную проблему – государственные органы зачастую воспринимают бизнес не как партнёра в развитии экономики, а как потенциального нарушителя, к которому нужно применять карательные меры, а не помогать и сопровождать. Речь идет об избыточном и сложном регулировании. А множество законов и подзаконных актов вообще часто противоречат друг другу, меняются слишком часто, не учитывают реальную практику ведения бизнеса. Это создаёт путаницу, правовую неопределённость и риски санкций даже при добросовестной работе предпринимателей. Получается, что действует подход «штрафовать, а не предупреждать». Вместо того, чтобы сначала разъяснить, провести профилактическую работу, дать время на устранение нарушений, государственные органы сразу применяют максимальные штрафы, приостановку деятельности и другие жёсткие санкции.
Часто решения, принятые чиновниками или инспекторами, вредят бизнесу, но за это никто не несёт ответственности. Президент подчёркивает необходимость введения персональной ответственности за принятие избыточных или неправомерных мер, которые мешают развитию предпринимательства.
Законодательство должно быть понятным, стабильным и ориентированным на поддержку бизнеса, а не на его запугивание. Именно этим и должен заняться создаваемый центр регуляторного интеллекта при АСПИР: проводить анализ законодательства, устранять противоречия, устраивать нормативную «генеральную уборку».
Таким образом, позиция Президента чёткая: бизнесу нужны понятные правила, поддержка и партнёрский подход со стороны государства, а не излишний контроль, давление и страх.
– Кроме того, в Послании говорилось, что важным инструментом защиты бизнеса от избыточных проверок должен стать Реестр обязательных требований, и что требуется ускорить его полноценное внедрение с дополнительной ревизией норм на соответствие Предпринимательскому кодексу. Какие сейчас действуют проверки в отношении предпринимателей?
– Они делятся на несколько видов. Перечислю. Проверки, проводимые на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям по выданным разрешениям, требованиям, по направленным уведомлениям в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях». Есть внеплановые проверки и налоговые – согласно Налоговому кодексу РК.
Плечо поддержки
– Расскажите об итогах деятельности Региональной палаты предпринимателей.
– При РПП действуют восемь отраслевых советов, объединяющих предпринимателей из различных сфер. По итогам первого полугодия 2025 года проведено 18 заседаний отраслевых советов, на которых поднято 32 вопроса, из них положительно решены 12, остальные – в работе.
В рамках сервисной поддержки бизнеса субъектам малого и среднего предпринимательства оказана 321 услуга 313 субъектам малого и среднего бизнеса, и это то, что касается ведения бухгалтерского и налогового учета, составления статистической отчетности, а также разработки бизнес-плана.
Консультантами по информационному обеспечению в районных ЦОП оказано 2 385 услуг по государственным программам без малого 800 клиентам.
По проекту «Деловые связи» принято шесть заявок от предпринимателей, из них двое пройдут стажировку в Германии.
Проведена выставка проекта «Одно село – один продукт», в её работе приняли участие 33 предпринимателя со всей области, определены 10 полуфиналистов. На сегодняшний день РПП выдается несколько видов сертификатов: индустриальный, СТ КЗ и экспортные.
Необходимо отметить рост количества выданных индустриальных сертификатов – почти в 2,3 раза, также выросло количество выданных экспортных сертификатов. Был проведен региональный этап конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана», в котором приняли участие порядка 50 предпринимателей, были определены девять победителей в трех номинациях.
– Бизнес должен работать спокойно, стабильно, законно и эффективно. В целом, в каких случаях бизнесмены ищут защиту в Региональной палате предпринимателей?
– За защитой своих прав и законных интересов они обращаются в случаях, когда сталкиваются с административными барьерами, нарушением законодательства со стороны госорганов или недобросовестными действиями со стороны заказчиков и партнёров.
Наиболее распространённые обращения касаются земельных вопросов. Например, когда предпринимателю отказывают в предоставлении дополнительного земельного участка без достаточных оснований либо с нарушением сроков рассмотрения заявки. Также происходят длительные задержки в оформлении прав на землю.
По государственным закупкам. Поставщик выполнил все обязательства по договору, однако заказчик (государственное учреждение) не оплачивает товар или услугу в установленный срок. Еще при проведении тендера создаются условия, ограничивающие участие добросовестных поставщиков.
Теперь о налогообложении. Предпринимателю доначисляют налоги по спорным основаниям, без учёта специфики бизнеса или с нарушением процедуры проверок. Возникают проблемы с возвратом НДС, блокировкой счетов.
За полугодие было рассмотрено 30 обращений по линии защиты прав предпринимателей, из них 47% решены положительно. Сумма защищенных имущественных прав составила 4 677 000 тенге.
Кроме этого, отдел по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров ведет консультативную помощь субъектам бизнеса региона, на сегодняшний день более 200 субъектов бизнеса получили такую поддержку.
– Обозначьте системные проблемы, препятствующие развитию бизнеса в регионе?
– В Атырауской области предприниматели регулярно сталкиваются с рядом системных проблем, которые затрудняют стабильную и эффективную работу бизнеса. Они касаются местного уровня – если проблема связана с правоприменительной практикой на уровне региона (неправильное или избыточное применение норм), и республиканского характера – если возникшая трудность требует внесения изменений в законодательство или нормативные акты.
Кадровый голод
– Следующий вопрос о развитии человеческого капитала. Проводите ли среди бизнесменов и руководителей производств опросы относительно кадров для работы на объектах предпринимательского сектора? Какие специалисты им нужны, какие компетенции?
– Да, ежегодно опрос по определению потребностей в кадрах проводится Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» и Министерством труда и социальной защиты населения РК. В январе-феврале текущего года был проведен очередной опрос предприятий на 2025-2027 годы. В онлайн-анкетировании приняли участие 1 625 предприятий – 887 ИП и 748 юридических лиц. В разрезе получилось: микропредприятия (до 10 человек) – 1 118, малые предприятия (10-99 человек) – 387, средние предприятия (100-249 человек) – 72, крупные (250 и более человек) – 48. На 2025 год потребность в кадрах составила 586 работников, на 2026 год – 536 и на 2027 год – 693 работника. В том числе с высшим образованием требуется 586 человек, с ТиПО (техническое и профессиональное образование) – 536, с краткосрочным профессиональным образованием – 172 человека, сумма вариантов не имеет значения, и среднее образование – 344 человека. По видам экономической деятельности наибольший спрос наблюдается в обрабатывающей промышленности – 336 человек, в оптовой и розничной торговле – 196, в предоставлении прочих видов услуг – 171 человек, в сельском хозяйстве – 177. Минимальная потребность прогнозируется в финансовой деятельности и в области информации и связи.
– А какие профессии наиболее востребованы?
– Наибольшее количество наблюдается в производстве химической продукции (250 человек), поваров-кондитеров (68), бригадиров животноводческих комплексов (66), парикмахеров (50). Также востребованы программисты 1-С, главные бухгалтеры, инженеры энергетики и водоснабжения, продавцы. Всего в анкетах были указаны потребности в 30 профессиях.
– Известно, что при Палате на постоянной основе работает Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции как консультативный орган, в состав которого входят бизнесмены, представители контролирующих госорганов, общественных объединений, депутаты. Проводятся заседания, на которых поднимаются и решаются актуальные вопросы.
– В целях эффективного решения вопросов защиты бизнеса под эгидой НПП «Атамекен» создан постоянно действующий республиканский Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции, который возглавляет видный политический деятель, заслуженный работник МВД РК, генерал-полковник Каирбек Шошанович Сулейменов.
Аналогично республиканскому Совету при Региональной палате также создан Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей Атырауской области, а председателем является Алибек Аманжанович Семгалиев. Совет создан для оперативного и системного решения задач по вопросам представления, обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и противодействию коррупции, а также их публичного освещения. Рассматриваются как системные проблемы (например, затрагивающие большое количество предпринимателей), так и частные вопросы на сотни миллионов, не остаются без внимания и трудности совсем малого бизнеса. Каждое обращение – будь то от индивидуального предпринимателя или большой корпорации – тщательно изучается.
За первое полугодие было проведено пять заседаний Совета по защите прав предпринимателей Атырауской области. На них рассмотрено девять вопросов, даны 17 рекомендаций, из них 13 решены положительно.
Отмечу, что его деятельность широко освещается в средствах массовой информации, а это вооружает дополнительным инструментом в виде общественного контроля.
– В Палате работает отдел по защите прав предпринимателей, по экспертизе проектов нормативно—правовых актов местных исполнительных органов и маслихатов, затрагивающих интересы субъектов бизнеса. Какие выявлены недоработки?
– Недоработки в основном типичные. Неаутентичность текстов на казахском и русском языках Часто проекты НПА (нормативно-правовые акты) на двух государственных языках содержат разночтения или разные формулировки, что приводит к путанице в правоприменении и создает правовую неопределённость. Отсутствие ясности и прозрачности в содержании таких проектов. Искажение наименований адресов в тексте постановления на казахском языке создает трудности при обеспечении взаимного соответствия двух языковых версий и препятствует однозначному пониманию и сопоставлению данных.
Вопреки требованиям законодательства, некоторые проекты НПА не размещаются на портале для публичного обсуждения, что лишает бизнес возможности вовремя дать обратную связь. А это нарушает принципы открытости, транспарентности и подрывает доверие к процессу нормотворчества. Одним словом, если проект постановления с пояснительной запиской и дополнительные документы не размещаются на открытом портале НПА, то обязательные приложения проекта недоступны для ознакомления и обсуждения субъектами предпринимательства.
– На каком уровне происходит взаимодействие с акиматом Атырауской области, органами прокуратуры, департаментом по делам госслужбы и другими структурами?
– В целом, взаимодействие с государственными органами находится на высоком уровне. Совместно с акиматом области разрабатываются и реализуются программы по развитию малого и среднего бизнеса.
Совместно с прокуратурой защищены права 412 предпринимателей, в том числе разрешено шесть кейсов по крупным инвестиционным проектам.
Совместно с антикоррупционной службой ведется работа в рамках проекта «Бизнеске жол». РПП также на постоянной основе взаимодействует с департаментом экономических расследований, на нашей площадке руководитель данного ведомства на ежемесячной основе проводит личный прием предпринимателей. Таким образом, совместная работа с вышесказанными государственными органами способствует созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионе.
Допустите к госзаказам
– Что беспокоит предпринимателей на сегодняшний день?
– Волатильность цен – резкие колебания стоимости сырья и материалов, а также энергоресурсов, влияющих на рентабельность. Доступ к финансированию: несмотря на наличие госпрограмм, не всем предпринимателям легко получить кредиты на выгодных условиях. Кадровый дефицит: по-прежнему ощущается нехватка квалифицированных специалистов. Изменения в законодательстве: бизнесмены опасаются новых законодательных инициатив, которые могут усложнить их работу.
– Произошли ли изменения в системе госзакупок?
– Да, и они направлены на повышение прозрачности и эффективности. Сокращены сроки процедур, обновлены правила обжалования, повышена поддержка отечественных поставщиков (условные скидки, авансы), усовершенствованы реестры и порядок проверки опыта поставщиков. В августе 2025 года вносились дополнительные изменения в Правила госзакупок. Для бизнеса это означает: новые требования, но и потенциально более быстрый доступ к госзаказам при соблюдении условий.
– В целом, какие нужны реформы для развития бизнеса в регионе?
– Перечислю. Расширение и упрощение государственных программ кредитования и субсидирования, увеличение выделяемой суммы на финансирование государственных программ. Развитие инфраструктуры. Строительство индустриальных зон, технопарков с готовой инфраструктурой. Важна поддержка экспорта – развитие программ для помощи местным компаниям в выходе на международные рынки.
– Что влияет на конкурентоспособность компаний региона?
– Ключевые факторы таковы: доступ к сырью и логистике, качество инфраструктуры, кадровый потенциал, эффективность регуляторной среды, внедрение цифровых технологий и инноваций. И, как я уже отмечал, возможность получения госзаказа. Улучшение любого из этих пунктов повышает конкурентоспособность.
Вопросы без стеснения
– Если житель Атырау планирует заняться бизнесом, на что ему в первую очередь нужно обратить внимание?
– Сначала следует изучить рынок: провести анализ спроса и предложения, оценить конкурентов. Составить бизнес-план: чётко определить цели, стратегию, финансовые прогнозы. Выбрать правильную нишу: ориентироваться на сферы, где есть спрос, но не высокая конкуренция. Использовать государственную поддержку: изучить программы, которые предлагает государство. Не стесняться обращаться в Региональную палату предпринимателей за юридической и консультационной помощью.
– Какие меры государственной поддержки оказываются начинающему и опытному бизнесу?
– Имеется финансовая поддержка – льготные кредиты через банки второго уровня, финансовые институты, субсидирование кредитных ставок и гарантирование через фонд «Даму». Безвозмездные гранты через акимат. Действует нефинансовая поддержка через РПП и т.д.
Светлана НОВАК



