Время перемен: каким будет Парламент будущего?

В средствах массовых информаций и обществе продолжается обсуждение Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева, озвученного 8 сентября. В центральных государственных органах, а также в регионах утверждаются планы по его реализации. О перспективах политических реформ и о том, что они могут значить для граждан нашей страны, мы побеседовали с депутатом VI созыва Мажилиса Парламента РК, заместителем председателя республиканского общественного объединения «Жаңару», профессором Бейбутом Мамраевым.
– Бейбут Баймагамбетович, Президент предложил через два года перейти к однопалатному парламенту. Этот вопрос будет вынесен на референдум. Но многим до конца не понятны такие понятия, как «однопалатный», «одномандатный», «партийный список». Начнем с основ: чем отличается однопалатный парламент от нынешнего? И означает ли это, что Сенат упразднят, а останется только Мажилис?
– Предложение Главы государства, на мой взгляд, основано на глубоком понимании и анализе опыта мировых парламентских систем. Мы говорим о переходе от двухпалатного парламента, то есть бикамерализма, к однопалатной структуре. Во многих странах с унитарным устройством, как, например, во Франции, Италии или Японии, действуют двухпалатные парламенты. В то же время федеративные государства, например Венесуэла, обходятся одной палатой. Всё зависит от исторических, политических и административных особенностей. В ХХ веке, к слову, Дания и Новая Зеландия перешли от двухпалатной системы к однопалатной. Сегодня, с учетом численности нашего населения, а это около 20 миллионов, а также административного деления – 20 регионов, я считаю, что однопалатный парламент способен эффективно представлять интересы граждан и принимать законы, по которым живет страна. Что касается названия – Мажилис или Сенат – это не столь принципиально. Главное – эффективность и открытость.
– Изменится ли тогда количество депутатов? И что даст избирательная система «только по партийным спискам»?
– Число депутатов должно быть оптимальным – таким, чтобы были представлены все регионы, социальные группы, а также спектр политических взглядов. Парламент – это зеркало общества. Избрание кандидатов в депутаты по партийным спискам, несомненно, усиливает роль политических партий в жизни страны. Это уже означает не просто ответственность одного депутата, а всей партии перед обществом. Здесь политическая зрелость партийной системы и сознательность граждан выходят на первый план.
Например, когда депутат избирается по одномандатному округу, он напрямую зависит от избирателей. Его могут отозвать, если он утратил доверие, запятнал репутацию, допустил коррупционное правонарушение. Это создает высокую степень персональной ответственности.
Сложнее будет с депутатами-партийцами. Это уже другой уровень ответственности и депутатов, и партии, и, главное, избирателей-граждан. Но тут возникает важный вопрос: готово ли общество к такому уровню политической культуры?
– То есть возникает опасение: не получится ли так, что депутат от партии забудет о реальных проблемах региона, думая о партийных интересах?
– Это беспокойство вполне оправдано. Партийная дисциплина важна, но она не должна перекрывать интересы людей. Уверен, что при формировании партийных списков важно учитывать не только политическую лояльность, но и опыт работы на местах, способность понимать и защищать интересы конкретного региона. Для меня, как для атыраусца, всегда было и остается важным благополучие моих земляков. Надеюсь, будущие депутаты – вне зависимости от избирательной системы – будут ставить интересы людей на первое место.
– Президент также заявил, что в Конституцию будут внесены изменения. Как вы считаете, коснутся ли они выборов Президента? Срока полномочий? Возможности избираться повторно?
– Думаю, основное внимание будет сосредоточено на изменении структуры Парламента – на переходе от бикамерализма к однопалатной системе. Что касается изменений в отношении президентских полномочий – срок или возможность переизбираться – мне кажется, эти вопросы не будут вынесены на референдум в ближайшее время. Во всяком случае, предпосылок к этому я пока не вижу.
– И последний вопрос. Послания Президента звучат каждый год, ставятся новые задачи. Может быть, их стоит озвучивать раз в три года, чтобы успевать реализовывать то, что уже заявлено? Или регулярность – это необходимость?
– В ежегодных Посланиях я вижу важную функцию – это инструмент своевременной корректировки курса. Мир меняется стремительно: экономика, политика, климат, искусственный интеллект – всё это требует оперативной реакции. У нас есть долгосрочные цели, стратегические направления, но ежегодное Послание – не просто список новых задач, а возможность адаптироваться, быть гибкими, не отставать от мира. Если мы не будем корректировать свое развитие, то рискуем отстать в этом глобально меняющемся мире. Так что ежегодный формат пока оправдан.
– Спасибо за содержательную беседу!
– Благодарю вас. Надеюсь, мы идем к более зрелому, открытому обществу, где политические реформы – это не просто изменения на бумаге, а реальные шаги к справедливости и прогрессу.
Беседовала Анжелика КИМ
Фото Б. МАМРАЕВА



