ИСЛАМ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА

Ислам против копия Общество

В своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050 — новый политический курс состоявшегося  государства» Лидер нации — Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев особое внимание уделил теме религии в Казахстане XXI века, подчеркнув, что следует формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны. Эти исключительно глубокие по содержанию и яркие по форме слова Главы нашего государства делают понятным и объяснимым эту самую глубокую константу современной общественной жизни. Поистине религия является неотъемлемой частью нашего светского общества и поэтому закономерно, что государство уделяет особое внимание развитию религиозных отношений в Казахстане.

 

Терроризм — один из вызовов современного глобализирующегося мира, который во всех своих формах и проявлениях, по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем всего мирового сообщества.

Сегодня террористические акты происходят и в богатых, и в бедных странах. Терроризм не зависит от уровня жизни в обществе в различных странах, он не зависит от религии. Это паразитирующий самостоятельный организм. Практически ни одно государство не ушло от этого вируса. Арабские страны, Африканский континент, вся Азия, Россия, США, Англия, Франция, Испания, Норвегия — все страны в той или иной степени столкнулись с терроризмом, и понесли ощутимые потери.

Сегодня ислам, которому всегда были присущи умеренность, терпимость и способность к позитивному взаимодействию с другими культурами, экстремисты пытаются радикализировать, противопоставить всему остальному миру, разрушая тем самым не только межконфессиональный мир, но и внутреннее единство исламского мира.

На наш взгляд, основой возникновения религиозного радикализма является идеология исламского фундаментализма или салафизма. Взгляды и позиции их последователей не совпадают с традиционным исламом и существующим порядком светского общества. Поэтому они настаивают на том, чтобы традиционалисты жили, строили свой быт, жизнь в соответствии с их требованиями.

Терроризм особенно опасен тем, что его идеология очень часто маскируется и прикрывается религиозным фактором, в частности, исламским, используя при этом — элементы учения ислама в виде вырванных из контекста аятов священного Корана. Однако, безусловно, и то, что терроризм и ислам — это в корне противоположные и взаимоисключающие друг друга явления. Тем не менее, именно с исламом сегодня ассоциируют международный терроризм, разжигая тем самым национальную рознь и религиозную нетерпимость.

У террористов, как правило, нет ни жалости, ни гуманизма, ни каких-либо норм элементарной человеческой морали. Потому очевидно слово «терроризм» — на арабском «ирхаб» означает «устрашать». Терроризм избирает своей мишенью ни в чем не повинных людей, безжалостно убивает детей, лишает их отцов и матерей, оставляет сиротами.

Сегодня международный терроризм и религиозный экстремизм наносят большой урон исламу, используя его как идеологическую ширму для достижения своих целей. Как показывает практика, террористы даже не знают основ Корана. Все формы насилия в корне противоречат вероучению ислама. Всевышний Аллах повелел людям не преступать пределов дозволенного Господом и не злодействовать на земле, запретил несправедливость, насилие, убийства и кровопролитие. Ибо сказано в одном из аятов Корана: «…Ведь Аллах не любит тех, кто преступает пределы, установленные Им».

Более того, мусульмане несут ответственность перед Всевышним Аллахом за упреждение других людей от совершения преступлений. Долг каждого верующего человека делать все для недопущения «нечестия на земле», нести миру благо и доверие. В Коране строго запрещается нарушение общественного порядка. «Не распространяйте нечестия на земле после того, как она уже приведена в порядок» (Коран, сура «аль-Аграф», 56-аят).

Коран запрещает и самоубийство. По поводу того, что некоторые люди совершают акты самоубийства, привязывая к себе взрывчатые вещества и затем, приближаясь к невинным людям, взрываются среди них, то это — явное самоубийство, считают исламские ученые.

Всевышний Аллах открыто запретил самоубийство: «…И не убивайте самих себя…» (Коран, сура «Женщины», 29-аят). Поэтому мусульманин, утверждающий о своей вере в Аллаха и следовании повелениям Корана, не может совершить подобного деяния.

Основы морали ислама — это милосердие, щедрость, благонамеренность к людям, прощение и справедливость. Пророк Мухаммед сказал, что «самые любимые люди для Аллаха — это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом Всемогущим и Великим — это радость, которую ты приносишь мусульманину, помогая ему в беде, выплачивая за него долг или утоляя его голод. И поистине, прийти на помощь своему брату-мусульманину в том, в чем он нуждается, любимее для меня, чем совершить затворничество в мечети в течение месяца. И поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мед».

Еще в одном хадисе Пророк Мухаммед сказал, что «Аллах милостив к тому, кто милостив к людям. Обращайтесь с обитателями земли с милосердием, и Всевышний Аллах проявит милосердие к вам».

Особое внимание мы уделяем духовному просвещению казахстанского общества в целях профилактики религиозного экстремизма. Казахстанцы, вне зависимости от религиозных убеждений, должны объединиться, чтобы не допустить распространения в нашей стране таких крайностей, как бездуховность, нигилизм, радикализация религиозных взглядов.

Следует отметить, что религиозная ситуация в республике в целом характеризуется как стабильная. В то же время в отдельных регионах страны наблюдается концентрация потенциальных очагов религиозного экстремизма. Религия стала удобным инструментом манипулирования человеческого сознания и этим воспользовались деструктивные силы.

Умело жонглируя религиозными терминами и идеологическими посылами, члены экстремистских организаций сумели расширить географию и социальную среду своей пропагандистской деятельности. В результате, в стране увеличилось число граждан, в силу определенных религиозных предубеждений противопоставляющих себя государству и обществу. Участились случаи выявления правоохранительными органами преступлений на религиозной почве, в том числе — религиозного экстремизма и терроризма со стороны последователей радикальных религиозных течений.

Серия попыток совершения террористических актов в западных областях страны, выявление правоохранительными органами и специальными службами подпольных экстремистских группировок, судебные процессы над их членами вполне могут быть свидетельствами этих процессов. Так, если обратиться к статистике, то количество осужденных лиц за совершение преступлений, связанных с террористической деятельностью, в 2012 году составило 105 человек.

Нас не может не волновать то обстоятельство, что в составе террористических организаций «Джамагат моджахедов Центральной Азии», «Джунд аль-Халифат» и других есть наши соотечественники, преимущественно молодые люди. Обманутые идеологами экстремизма и терроризма, некоторые представители нашей молодежи, с присущим этой категории социума максимализмом, стали выезжать в горячие точки для участия в так называемой «священной войне».

По сути, идет подрыв основ общества, ломка судеб сотен, тысяч наших казахстанских граждан. Ко мне буквально на днях обратилась группа родителей 42 молодых граждан, осужденных в прошлом году по статье 233 Уголовного кодекса РК «Терроризм». Родители глубоко сожалеют о содеянном их детьми и выражают готовность помогать в разъяснении истинной сущности идеологов религиозного экстремизма и терроризма. Поэтому я позволю процитировать несколько строк из этого коллективного письма:

«Эмиссары от религии, прибывшие из-за границы, прикрываясь псведорелигией, хотят оторвать нашу молодежь от национальной психологии, от общества, родной среды и от близких…

…Молодых ребят умело использовали в своих интересах деструктивные элементы, спекулируя их стремлением в поиске знаний об исламе.

…с первой недели начала следствия ребята искренне сожалели и плакали, осознав, куда их привело доверие, не могли понять, как они оказались под влиянием таких идеологических заблуждений…

…наши ребята спешат сообщить верующей молодежи о допущенных ими ошибках…

Мы, родители, не снимаем с себя вины за упущения в воспитании своих детей и приносим глубокие извинения вам и всему нашему обществу, мы искренне надеемся на ваше понимание и помощь! Мы просим вас откликнуться на крик души матерей и близких, которые проходят из-за этих обстоятельств через так называемый ад».

Следующие слова этих отчаявшихся родителей, полагаю, могли бы стать лейтмотивом всей нашей деятельности в религиозной сфере, цитирую:

«Как все законопослушные граждане своей страны, мы не приемлем терроризм во всех его проявлениях и поддерживаем политику нашего государства и общества в борьбе с этим чуждым для нашего народа злом».

Повторяю, это — слова выстраданных горем матерей и родственников участников террористических преступлений, совершивших деяния по глубокому своему заблуждению и сегодня глубоко раскаивающихся в этом. Эти ребята попали в уловки идеологов экстремизма, пытаясь познать сущность религии. Но это не значит, что религия поставила их на этот скользкий путь.

У всех сегодня сложилось твердое и правильное понимание того, что все религии несут в себе высокие гуманистические и нравственные ценности и идеи. Религиозные воззрения, в том числе — исламская вера, направлены на законопослушание, миролюбие, толерантность и умеренность. Религия не приемлет никакой формы экстремизма и терроризма.

Настоящая религия, особенно ислам, должна стать барометром и путеводителем по жизни, нравственно воспитывать человека, гражданина; укреплять чувство патриотизма, гендерного равенства и ограждать человека от совершения дурных поступков, не говоря уже о различных формах агрессии.

Религия и прежде всего ислам должны играть свою конструктивную роль в обществе. Необходимо, чтобы она консолидировала его, помогая избегать конфликтов. Образование, в том числе и религиозное, должно не только воспитывать, но и направлять человека на правильный и истинный путь, помочь ему избавиться от стереотипов и предрассудков. Необходимо, чтобы полученные человеком религиозные знания служили только во благо и на пользу всего общества.

Преимуществом XXI века является то, что люди имеют достаточно высокий уровень образования. Каждый из нас способен лично ознакомиться с религиозными первоисточниками (я имею в виду Коран, Библию или Талмуд) и убедиться, что ни одна религия мира, тем более ислам, не призывает к насилию, войне или вражде. Поэтому образованная личность будет всегда менее подвержена спекуляциям к такого рода тем.

Экстремизм подобен раковой опухоли; если не проводить вовремя профилактику, то он может со временем разрастись и пустить глубокие корни. Поэтому чрезвычайно важным и необходимым является религиозная грамотность населения. А религиозная грамотность — это знания через обучение, просвещение и литературу.

Сегодня как никогда следует на основе критичной оценки ситуации в стране выработать такие мировоззренческие посылы, которые могли бы сформировать у населения устойчивый духовный иммунитет к идеологической экспансии из-за рубежа.

К сожалению, мы столкнулись с тем, что определенные силы, пользуясь религиозной безграмотностью людей, их неустроенностью, играя на религиозных чувствах верующих и манипулируя их сознанием, продвигают утопические идеи, при этом предлагая для их реализации совершение реальных преступлений экстремистского и террористического характера.

Наша страна на протяжении более 20 лет Независимости сталкивалась с огромным количеством самых серьезных угроз и вызовов, однако сумела преодолеть их, двигаясь по своему собственному уникальному Казахстанскому пути. Убежден, что и в вопросах радикализма и экстремизма нам никто не предложит готовый рецепт. Его мы создадим сами.

Принципами антиэкстремистского «рецепта» являются: соблюдение конституционного приоритета общественного согласия и стабильности, укрепление межконфессионального и межнационального согласия, реализация права на свободу вероисповедания граждан, признание того факта, что в религии экстремизма нет.

В своей книге «Критическое десятилетие» Глава нашего государства отмечает: «Опасаясь крайних проявлений агрессии или дестабилизации со стороны фундаменталистов и при этом проводить жесткую политику по отношению к самой религии, исламу, на мой взгляд, абсурдно и бессмысленно». Вместе с тем, там же Лидер нации указывает на «обоснованную опасность такой ситуации, когда между толкованием Веры и самой Верой не делается существенных различий». То есть нам следует понимать, что за каждой религией стоят реальные люди с реальными человеческими потребностями и целями, которые порой не сочетаются с основными постулатами религии. Поэтому Президент страны призывает внимательно отнестись к явлению религиозного экстремизма с точки зрения методов превентивной политики и вариантов действий для его предотвращения.

В условиях реальной опасности со стороны данного негативного явления необходима мобилизация и повышение квалификации всех духовных служителей, особенно Духовного управления мусульман Казахстана. Время диктует свои условия. Нужны разработка и функционирование системных программ обучения имамов мечетей основам идейно-религиозного противостояния радикализму и экстремизму на базе исламской теологии, шариата и фикха, а также таких светских гуманитарных наук, как политология, социология, психология, конфликтология.

Мы заинтересованы в формировании и воспитании психически и физически здоровой личности, далекой от фанатизма и радикализма. Традиционная религия современных казахов опирается именно на многовековой опыт наших предков. Так, в традиционном мусульманстве казахов, которого придерживались великий Абай, Шакарим, Машхур Жусуп, в основу  заложен, прежде всего, разум, а не слепая вера. Идеи умеренности и защиты единства общества от попыток ее разделения сохранились в философских трудах многих казахских мыслителей и заслуживают широкого распространения среди казахстанского общества. Духовная история казахских степей существует уже на протяжении 1100 лет от аль-Фараби до Абая и до сегодняшних дней.

Конечно же, мы должны вести речь о необходимости мощной мировоззренческой парадигмы, куда будут органично вкраплены исторический опыт развития казахского народа и его духовности.

В заключение еще раз хотелось бы отметить, что потребность в глубоком изучении и осмыслении сложных явлений и процессов в религиозной сфере, в том числе, такого не простого и опасного феномена, как использование религии в экстремистских и террористических целях — чрезвычайно важна и остра.

Самое главное — мы должны  сформировать в обществе атмосферу неприятия идеологии религиозного экстремизма и терроризма. И это — наша общая задача.

 

Кайрат Лама Шариф,

председатель Агентства РК по делам религий,

фото www.BNews.kz

 

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна