Интересный урок

Подростку, полному энергии, тяжело усидеть на уроках – его все время тянет попробовать что-то новое. Именно поэтому школьники с удовольствием приняли участие в конкурсе профессионального мастерства «JasSkills-2025».
– Конкурс профессионального мастерства проводится среди учеников 7-9-х классов в рамках Года рабочих профессий. Основная цель – повысить интерес детей к рабочим специальностям, помочь им определиться в выборе профессии и укрепить связь между школами и колледжами. В этом году конкурс проходит на базе восьми колледжей по 15 различным компетенциям. В нём участвуют 100 школьников, а их работы оценивают 26 экспертов, – рассказала заместитель руководителя управления образования Лаура Мендигалиева.
В Атырауском колледже сервиса старшеклассницы пробовали себя в двух направлениях: создавали прически и сервировали стол. Особенно интересно было наблюдать за тем, как девочки выполняли парикмахерское задание – возможно, потому, что оно больше связано с творчеством, чем ресторанное дело.
На первый взгляд профессия парикмахера может показаться не очень сложной, но на деле она требует множества знаний и навыков. Особенно важны умение наладить контакт с клиентом и строгое соблюдение техники безопасности. Эти и другие профессиональные тонкости объясняли мастера производственного обучения и преподаватели специальных дисциплин Ирина Есарева и Анна Мингалина.
– Например, нельзя брать в руки электроинструменты мокрыми руками. Расчёску не стоит класть в карман – при наклоне она может сломаться или поранить, – поясняли педагоги.
Девочкам нужно было соорудить прическу на длинноволосых манекенах. И по взглядам участниц было заметно, что такое условие их немного испугало. Накрутить локоны – это одно, а вот красиво собрать их – уже вызов.


Вооружившись плойками, расчёсками, муссом и лаком, участницы приступили к работе. Педагоги делились секретами: чтобы локон не потерял форму, пряди нужно брать не слишком толстые. А перед завивкой желательно сначала сбрызнуть волосы лаком, только потом использовать плойку.
– Как и все девочки, я люблю делать что-то с волосами. Но когда объясняют вживую, а не в интернете, разница огромная. Я узнала, как правильно закреплять шпильки и невидимки. А вообще, хочу сниматься в фильмах, стать актрисой или, может быть, пойти в медицину. Думаю окончить 11 классов, – рассказала Надира Тасжанова.
– Я хочу стать педагогом. Когда ты девочка, конечно, экспериментируешь с волосами. Здесь мне нравится атмосфера – будто находишься в настоящем салоне красоты, – поделилась Ясмина Бактыбаева.
Преподаватели давали советы по ходу задания:
– Обратите внимание на фото: причёска расположена чуть ниже макушки. Если используете искусственные волосы – дольше держите плойку. Резинку желательно фиксировать вдвое, чтобы лучше держалась.
На выполнение задания отводился один час, плюс пять минут на уборку рабочего места.
– Мы оцениваем подготовку рабочего места, соблюдение техники безопасности при работе с электроинструментами и укладочными средствами. Например, струя лака не должна попасть в глаза или на макияж клиента. Важны и качество исполнения, и эстетический вид. Работа может быть технически выполнена хорошо, но при этом выглядеть неопрятно – где-то торчат волосы, плохо закреплена резинка, – объясняет Анна Мингалина.
По ее словам, на парикмахерское направление с каждым годом приходят всё больше юношей:
– Профессия востребована. После освоения теории студенты оттачивают навыки на практике. Один из главных плюсов – гибкий график и достойный заработок. А если вы хороший мастер, со временем можно открыть собственный салон, – говорит она. – Главное качество в нашей работе – терпение. Ведь каждый клиент требует индивидуального подхода. Мы обучаем ребят базовым навыкам: мытью головы, стрижке, укладке. Знакомим со строением волоса.
Студентов учат культуре общения: при встрече повернуть кресло к клиенту, установить контакт, поинтересоваться о возможных противопоказаниях. В случае необходимости – вежливо отказать в услуге. Всё это – основа профессиональной этики.
– К сожалению, сегодня даже среди профессионалов можно встретить неопрятных мастеров. Внешний вид – тоже часть профессии. Парикмахер должен привести в порядок не только рабочее место, но и себя, – подчёркивает Ирина Есарева.
Тем временем участники конкурса ресторанного дела осваивали азы сервировки, тренировались в обслуживании гостей и знакомились с основами работы в сфере общественного питания.
– Первый модуль – складывание пяти салфеток за 10 минут, то есть на каждую – по две минуты. На самом деле существует 85 способов сложить салфетку. Опытные специалисты в сфере обслуживания справляются с этим за 30 секунд, а некоторые – и быстрее. Поскольку салфетки являются предметом индивидуального пользования, при работе с ними нужно использовать только кончики пальцев, – объясняет мастер производственного обучения по гостиничному и ресторанному делу Батима Жунисова.
Во втором модуле участники сервировали стол на обед для двух персон. Оценивается соответствие стандартам, соблюдение санитарных норм и техники безопасности. Работа начинается с полировки посуды и приборов, затем накрывается скатерть. Сервировка включает в себя размещение тарелок, приборов, перечницы, бумажных салфеток. Завершающий штрих – цветочная композиция и аккуратно придвинутые стулья.
– Нам показывали, как складывать салфетки, и я повторила по памяти. Пока не знаю, кем хочу стать, но, думаю, это пригодится в жизни, – говорит школьница Данагуль Кстауова.
Рахима ХАЛЕЛ