Общество

Для ребёнка оберег

На недавнем областном фестивале «Atyrau ЭТНО FEST» мы познакомились с интересной женщиной из села Алга Курмангазинского района Адилой Куандыковой. Она уже давно на пенсии, но продолжает работать в школе, ведет дополнительные уроки рукоделия, учит девочек работать нитками, лоскутами и  спицами. На выставку женщина привезла изделия собственного производства, среди которых наше внимание привлек один интересный предмет. Это иткөйлек, или если перевести дословно, «рубаха собаки», а на самом деле, он имеет куда более глубокий смысл. Поэтому свой микрофон, а вернее, место для печати мы предоставили самой Адиле Гимрановне.

dlya rebyonka obereg

— Сейчас на Наурыз в детских садах, в школах, коллективах, ресторанах и дома широко проводится обряд «бесікке салу». Это очень красивый казахский ритуал, его знают все, поэтому не стоит повторяться. Но «бесікке салу» или «укладывание в колыбель» — только часть обряда.  Перед этим на младенца обязательно надевают иткөйлек — его первую рубашку. Этот момент почему-то упускается, а ведь он имеет очень глубокий, сокровенный смысл.

Что такое иткөйлек?  Так у казахов называется первая одежда младенца. Её шьют со швами наружу, чтобы не натирать кожу ребёнка, чтобы ничего не давило и не натирало кожу. Швы не подворачиваются, края не обрабатываются. Крой рубашки цельный, похож на накидку, просто вырезается горловина и вертикальный надрез на груди для удобства.

В старину часто ткань брали от одежды долгожителей, чтобы ребёнок прожил долгую и счастливую жизнь. Рубашку шьют широкой, свободной, чтобы ребёнок рос крепким, а сердце и душа его были широкими. Итқөйлек часто шили бабушки, при этом приговаривая или припевая пожелания внуку.

С иткөйлек связан особый обряд. В рубашку завязывают сладости и угощения и привязывают её к шее собаки. Дети бегут за собакой, снимают иткөйлек, делят сладости и возвращают рубашку хозяевам.

Смысл такого необычного обряда в том, что всё зло и болезни ребёнка уносят «сорок душ» собаки — животного, которое считают одним из семи казахских сокровищ. А ребёнку передаются качества собаки: быстрота, сообразительность, выносливость. Отсюда и выражение «итжанды» — жизнестойкий, крепкий человек. По­этому первая рубашка, которую надевают новорождённому ребёнку до его 40 дней — это не просто одежда, а сакральный оберег, связанный с древними верованиями, защитой младенца и пожеланием ему долгой жизни.

Надевание сопровождалось благопожеланиями «Жейде бос болсын, жаның берік болсын» — «Пусть одежда будет свободной, а душа крепкой». Такие обряды давали родителям чувство уверенности и надежды, укрепляли родовые связи.

Иткөйлек не отдавали чужим людям, считали, что вместе с рубашкой уйдёт удача и жизненная сила ребёнка. Но бездетным женщинам её могли подарить с надеждой, что у них появится ребёнок. Перед этим мать малыша отрезала маленький кусочек от края как оберег. Иногда иткөйлек сжигали — «Пусть, как огонь, разгорается жизнь». Иногда сохраняли и надевали на следующих детей. В старину отцы брали иткөйлек с собой в дорогу, на войну или на суд. Верили: рубашка сына откроет путь, защитит от пули и беды, напомнит о доме.

Иткөйлек – это не просто одежда, а символ защиты, продолжения рода и пожелания долголетия. Идея в том, что душа ребёнка находится под охраной духа верного животного – собаки.

Записала Марина КУАНЫШЕВА

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button