С чего начинается школа?

s chego nachinaetsya shkola Образование

Конечно, с директора! Именно он стоит у руля большого корабля, и, как сказал известный герой одного мультфильма капитан Врунгель: «Как корабль назовешь – так он и поплывет».

Специализированная экспериментальная школа, лицей-интернат, которая открыла свои двери в Атырау 1 сентября этого года, названа «Зияткер – Интеллектуальная». И накануне профессионального праздника Дня учителя коррес­понденты «ПК» побеседовали с директором Нуржаном Каратаевым о том, как живёт школа XXI века и …

Немного о личном

Так как директор интеллектуальной школы человек приезжий, наша беседа началась со знакомства.

Нуржан Каратаев родом из Западного Казахстана. Окончил Уральский педагогический институт имени А. Пушкина, получил специальность «учитель химии и биологии». Общий педагогический стаж составляет 28 лет. За это время в своем городе он успел пять лет поработать в сельской школе, затем восемь лет возглавлял Базартюбинскую среднюю школу, а когда в 2012 году в Уральске открылась Назарбаев Интеллектуальная школа, он решил принять участие в конкурсном отборе на место простого учителя химии и биологии. Так, с 2012 года до августа 2021 он работал в НИШ города Уральска.

– Летом текущего года мне поступило очень интересное предложение – возглавить пилотный проект при поддержке АО NIS – школу «Зияткер» в городе Атырау. Откровенно говоря, я согласился не сразу. Во-первых, в свое время покинув пост директора Базартюбинской школы, я хотел больше заниматься преподавательской деятельностью, поработать простым учителем. Во-вторых, надо было уезжать из родного города и жить в другом регионе, где я никого не знаю. В-третьих, проект новый, надо самому начать все с нуля. Сомнения, конечно, были. Но, посоветовавшись с семьей, я все же решил принять предложение.

Мне и самому было интересно начать что-то новое, необычное, тем более за восемь лет работы я приобрел опыт в методике преподавания системы Назарбаев Интеллектуальной школы. А экспериментальный лицей, который я сегодня возглавляю в вашем регионе, создан для того, чтобы внедрять данную систему в общеобразовательные школы, – начал беседу Нуржан Каратаев.

 – И как вы чувствуете себя в роли директора атырауской школы? 

– Вы знаете, вполне комфортно. Наверное потому, что школа новая, и педагогический коллектив я набирал сам. Если бы это был уже устоявшийся учительский состав, то, наверное, было бы сложнее. Так что в этом плане все хорошо. К тому же, я чувствую поддержку от учителей, родителей, со стороны методического центра, областного управления образования, да и республиканская НИШ нам тоже помогает с учебной программой, методикой. Наши учителя проходят элективные курсы, есть наставничество. За каждым молодым педагогом закреплен опытный наставник, который помогает осваивать методику преподавания Назарбаевской школы посредством видеоуроков.

Тут нужно отметить, что школа «Зияткер» открылась в рамках «Дорожной карты 2021-2023 годы», реализуемой управлением образования Атырауской области совместно с АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Председатель правления автономной организации образования «НИШ» Куляш Шамшидинова в день церемонии открытия лицея сообщила «ПК», что правление Интеллектуальной школы не первый год оказывает содействие в развитии системы среднего образования в Атырау.

– Мы провели серьезные исследования 50-ти школ области, на основании которых совместно с акиматом и областным управлением образования было принято решение открыть данную школу-лицей. Могу сказать, что школа «Зияткер» будет работать не совсем по стандартной учебной программе. НИШ подготовила образовательную программу, в которой предусмотрены элективные курсы для учителей. Кроме того, мы помогли организовать конкурсный отбор учащихся, педагогического состава и в дальнейшем будем оказывать необходимую методическую поддержку, – прокомментировала председатель правления АОО НИШ. Также, по ее словам, атырауских учителей химии, биологии, физики и математики ждет стажировка в столице, где они смогут перенять опыт своих коллег в составлении учебных планов, проведении лабораторных работ и многом другом.

 Инструменты педагогов

Сегодня в школе «Зияткер» работают 15 педагогов и обучаются 60 учеников 9-10 классов, прошедших специальное тестирование.

– Вообще, заведение рассчитано на 500 детей. На данный момент мы находимся на базе 41-й школы и занимаем только одно крыло. В дальнейшем планируется строительство своего здания и интерната, – продолжает информировать директор. – Одна из основных задач – обучение талантливых детей из сельских школ.

Также, по его словам, особенностью лицея является то, что ребят будут набирать только с 9-го класса, и за три года необходимо подготовить учащихся к сдаче ЕНТ и поступлению в высшие учебные заведения. На сегодняшний день лицеем «Зияткер» подписан меморандум с высшими учебными заведениями области и с АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

– И если новый проект, который реализуется по Казахстану впервые, докажет свою состоятельность, то подобные школы будут открываться во всех регионах страны. Кроме того, мы планируем открывать классы и с русским языком обучения, и преподавание будет проходить на трех языках: казахском, русском и английском, – говорит собеседник.

– А насколько внедрение методики НИШ приемлемо в общеобразовательных школах? Там ведь обучаются дети с разными способностями? – спрашиваем мы.

– Сейчас во всех школах внедряется обновленная программа. А программа НИШ на сегодняшний день является актуальной, доступной в системе образования. Она прошла апробацию и доказала свою эффективность. Здесь не говорится о том, что нужно полностью копировать систему НИШ, а взять то, что нужно и приемлемо именно для той или иной школы. Все ученики разные, к каждому необходим дифференцированный подход, исходя из способностей, возраста ребенка. Главная цель современного учителя – не авторитарность, а видеть в ученике партнера. Не привязываться только к учебнику, а заинтересовать, направить ребенка, вовлечь его в процесс поиска ответов на поставленные вопросы. Как говорится: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я вспомню, вовлеки меня – я запомню». То есть нужно отходить от той практики, когда учитель сам объясняет новый материал.

Например, на основании предложенных 20 методик НИШ мы разрабатываем свою собственную, которая подойдет для нашей интеллектуальной школы, при этом учитывая, что «Зияткер» не НИШ.

Слово об учителях

Без учителя не было бы ни всесильного политика, ни прославленного героя: каждому из них двери в жизнь распахнул когда-то учитель. Поэтому не сказать несколько слов о коллективе школы-лицея «Зияткер» мы не могли.

Педагогический коллектив здесь довольно молодой, возраст учителей варьируется от 22 до 50 лет. По словам директора, при отборе педагогов он учитывал не только образование, но и психологический портрет человека.

– При собеседовании я пытался узнать, зачем сюда пришел учитель, чего он хочет добиться, горят ли у него глаза, любит ли он детей. Это очень важные факторы, чтобы стать для ученика наставником, другом, соратником. Кроме того, я специально делал ставку на молодых, которые профессионально будут расти здесь. Стажные учителя, как правило, уже набрались хорошего опыта, и у них нет того стремления к познанию нового, экспериментам, как у молодежи, – делится с нами директор.

Один из молодых учителей, 26-летняя Рысгуль Катарова, родом из Индерского района, окончила Западно-Казахстанский университет имени Махамбета Утемисова, затем окончила магистратуру в Атырауском университете имени Х. Досмухамедова.

– В 2020-2021 учебном году я устроилась работать учителем истории в СШ №37 и проводила уроки онлайн. А летом в рабочий чат школы скинули объявление о том, что идет набор в новую экспериментальную школу «Зияткер», и я отправила туда свои документы, прошла тест. Но результатов долго не было, и я уже хотела пойти в другую школу. Но тут позвонил Нуржан Жангалиевич и пригласил на собеседование. Вот так я и попала в эту школу, – рассказывает Рысгуль. Еще она поделилась с нами, что ей нравится работать с ребятами, проводить с ними время, готовиться к мероприятиям.

– Я не хочу просто провести урок и уйти домой, как это принято в простой школе. Здесь мы с учениками находимся почти целый день. После основных занятий занимаемся дополнительным образованием, придумываем что-то новое, экспериментируем. Учитель и ученик в таких школах больше единомышленники, и характер общения между нами не авторитарный, а, скорее, дружеский, – сказал молодой учитель истории.

Еще один педагог экспериментальной школы Шынар Курмашева, имеющая за плечами 10-летний стаж, сказала, что в школу-лицей пришла за дочкой. До этого работала учителем географии в сельских школах Жылыойского, Махамбетского районов, и последнее место работы – школа №39 в микрорайоне Жулдыз.

– Мы узнали, что в новую экспериментальную школу идет набор учеников девятых классов и учителей. Мы с дочерью решили пройти отбор, чтобы быть вместе. Поначалу пришлось немного поволноваться. Несмотря на то, что тест я сдала раньше, чем дочь, итоги ее экзамена пришли раньше. Дочь отбор прошла, а результаты моего теста стали известны только 1 сентября, – рассказывает Шынар. Также она поделилась с нами, что, работая в общеобразовательной школе, всегда мечтала поработать в экспериментальных.

– Здесь мы учимся вместе с ребятами. Наша школа направлена на естественные предметы. Например, один класс разделен на две группы: с углубленным изучением биологии и химии и углубленным изучением географии и физики. К тому же, как педагог с 10-летним стажем могу сказать, что умные талантливые дети не дают учителю расслабляться. Мы постоянно должны повышать свои знания, строить свой урок таким образом, чтобы им было интересно. Современный учитель должен быть мастером своего дела, интеллигентным и эрудированным человеком, но самое главное, он должен по-настоящему любить детей, разбудить в каждом ребенке творческую личность, – поделилась мыслями Шынар Курмашева.

Завершая знакомство со школой-лицеем, мы спросили у Нуржана Жангалиевича, какой бы он хотел видеть школу завтрашнего дня? 

– Какой видится мне школа завтрашнего дня? Прежде всего, это школа радости, школа сотрудничества: ученик – учитель – родители. Школа с мощной материальной базой и учителями-профессионалами, способными просчитывать результаты своего труда, создавать свою собственную педагогическую концепцию, в основе которой лежит вера и в себя, и в реальную возможность развития личности школьника. 

Также, пользуясь случаем, директор поздравил своих коллег с профессиональным праздником. И пожелал им здоровья, творческих успехов и умных талантливых учеников.

Вместо послесловия

 Проходят годы, меняется жизнь, внося коррективы в учебно-воспитательный процесс. И сегодняшний педагог должен иметь свой стиль поведения, быстро ориентироваться в любой ситуации. А молодые учителя должны, как губка, впитывать советы опытных педагогов. Чтобы, придя на работу в школу, они не разочаровывались, а оставались там надолго. Именно в них хочется видеть особую надежду и веру, что престиж профессии учителя вернется и займет заслуженное место в обществе, как это было раньше.

Поздравление от председателя правления автономной организации образования «НИШ» Куляш Шамшидиновой.

«Школа – это место, где наука, природа и искусство естественным образом объединяются и развиваются. Происходящие в мире события показали нам, что содружество технологий и ресурсов, бережное отношение к непреходящим человеческим ценностям способны сделать образование эффективным, а работу учителя креативной.

С профессиональным праздником вас, дорогие учителя!»

Анжелика КИМ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна