Проблемы образования и строительства обсудили аманатовцы Атырау

В Атырау состоялось заседание комиссии партийного контроля партии «AMANAT», на котором были рассмотрены актуальные вопросы.
Председатель комиссии Насип Шалабаева начала заседание с главного вопроса – обсуждение Послания Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева от 8 сентября 2025 года. Члены комиссии детально проанализировали основные направления и задачи, обозначенные Главой государства, и обсудили пути их реализации на региональном уровне.
– Послание Президента задаёт чёткий курс развития страны. От нас требуется не формальный, а реальный вклад в его исполнение. Каждый член партии должен быть вовлечён в практическую реализацию поручений Главы государства, – подчеркнула модератор Насип Шалабаева.
Также на повестку дня были выдвинуты вопросы сферы образования, в частности, пилотный проект ваучерной системы, зарплата педагогов и проблема не введённых в эксплуатацию построенных зданий для школьных столовых.
Председатель партийной комиссии сообщила участникам заседания, что, несмотря на завершение строительных работ объектов социального значения, столовые для школьников до сих пор не функционируют, и это мешает организации горячего питания учащихся.

– Речь идёт о столовых в следующих школах: №14 имени А.П. Чехова, №15 имени Абая, №28 мкр. Лесхоз, имени Т. Амандосова в селе Таскала, – озвучила Н. Шалабаева. И, обращаясь к представителям отдела образования и строительства, просила пояснить, почему данные объекты не введены в эксплуатацию.
Руководитель областного управления образования Марат Абуов сообщил, что все объекты построены ТОО «Строй Центр-Turkistan».
– Вместимость новых столовых – от 213 до 541 ученика, общая сумма контрактов превысила 600 миллионов тенге. Из-за изменений в бюджетной классификации и передачи объектов на баланс управления строительства области возникли документальные сложности при оформлении земельных участков. Это и стало причиной задержки ввода объектов в эксплуатацию. Сегодня регистрация документов завершается в государственной корпорации «Правительство для граждан», и в октябре текущего года все объекты будут полностью переданы в ведение управления образования, – сообщил руководитель облуо.
Члены комиссии в свою очередь выразили претензии в адрес главного педагога региона.
– Отдельно построенные объекты, полностью оснащенные необходимым оборудованием, стоят уже не один год. Например, о столовой в СШ №15 мы говорим на различных совещаниях уже лет пять. Но до сих пор данная проблема не нашла своего решения. В этом случае, думаю, руководителю образования необходимо было добиться разрешения от акимата на эксплуатацию школьных пристроек, а документы пусть подписывают позже, – выразила свое мнение член комиссии, главный врач городского роддома Гульзейнеп Дюсупова.
Кроме того, аманатовцы предположили, что срок технического оборудования на кухне тоже может устареть, и тогда опять ввод в эксплуатацию будет затянут.
Ваучерное финансирование детсадов: цифровизация есть, а денег не хватает
Депутат городского маслихата Айжан Сарсембаева, продолжая тему образования, подняла вопрос о нехватке средств в дошкольных организациях Атырау.
– С 1 июля 2025 года в нашей области реализуется пилотный проект ваучерного финансирования в сфере дошкольного образования. Он запущен в соответствии с приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 30 декабря 2024 года №372 и действует по принципу «деньги следуют за ребёнком». В проект вошёл 171 детский сад города: 47 государственных и 124 частных. Финансирование осуществляется через автоматизированную платформу INDIGO, которая обеспечивает прозрачность приёма детей и распределения ваучеров между детскими садами. Размер подушевого финансирования составляет: в городских районах – 55 659 тенге, в сельских населённых пунктах – 62 027 тенге. Но главная проблема ваучерного проекта – нехватка средств, – прокомментировала депутат.
По словам Айжан Максотовны, несмотря на прозрачность новой системы, действующий объём подушевого финансирования не покрывает фактические расходы детских садов.
– Приведу пример. Ясли-сад «Чайка» рассчитан на 300 мест, но его посещают в среднем 220 детей. При расчёте финансирования по ваучерам сумма составляет около 12,2 миллиона тенге в месяц, тогда как реальные расходы достигают 32,7 миллиона тенге, из которых: 30,6 миллиона тенге составляет фонд оплаты труда и налоги, а 2,1 миллиона тенге – коммунальные услуги. Таким образом, ежемесячный дефицит средств превышает 20 миллионов тенге, что не позволяет обеспечить бесперебойную работу дошкольного учреждения, – анализирует депутат.
Также, по словам народной избранницы, отдельной проблемой остаются расходы в летний период.
– В это время воспитатели уходят в ежегодный 56-дневный отпуск, при этом за ними сохраняется заработная плата. Одновременно зарплата выплачивается временно принятым педагогам, заменяющим коллег.
Получается, что летом расходы фактически удваиваются, при этом финансирование остаётся на прежнем уровне. Также, согласно условиям ваучерной системы, если ребёнок не посещает детский сад без уважительной причины более 35 дней, учреждение получает предупреждение, а после 40 дней ваучер аннулируется. Таким образом, за дни отсутствия ребёнка государственное финансирование приостанавливается, что дополнительно снижает доходы детских садов, – дала справку А. Сарсембаева.
Что предпринимает управление образования?
Руководитель облуо Марат Абуов сообщил, что их ведомство совместно с другими организациями уже предпринимают меры для стабилизации ситуации.
– На данный момент ведётся работа по пересмотру и заключению повторных контрактов на неуплаченные ранее республиканские трансферты с целью компенсации затрат за прошедший период. И, чтобы предотвратить сокращение финансирования, проводится сбор документов, подтверждающих уважительные причины отсутствия детей (медсправки, заявления родителей). Совместно с управлением экономики и финансов готовятся предложения по увеличению государственного заказа на одного ребёнка. После проведения необходимых расчётов планируется внесение соответствующего постановления акимата области, – сообщил главный педагог региона.
Подводя итоги, члены комиссии партийного контроля отметили, что пилотный проект ваучерного финансирования действительно способствует цифровизации и прозрачности системы дошкольного образования. Однако на данном этапе его финансовые нормы требуют пересмотра.
– Сегодня детские сады оказываются в ситуации, когда современный механизм работает, но реального покрытия затрат не хватает. Чтобы не допустить снижения качества дошкольного образования, необходимо пересмотреть подушевые нормативы финансирования и предусмотреть компенсационные меры, – подчеркнула депутат городского маслихата.
Завершая заседание, Насип Шалабаева сообщила, что все поднятые вопросы будут занесены в протокол.

– Рекомендации мы отправим в соответствующие ведомства. Комиссия партийного контроля партии «AMANAT» продолжит системную работу по мониторингу исполнения решений, обеспечению прозрачности и эффективности реализации государственных проектов в Атырауской области, – резюмировала председатель комиссии.
Анжелика КИМ
Фото Ануара АБИЛГАЗИЕВА



