Долгая дорога в школу

На прошлой неделе в СМИ промелькнула новость: подвоз учеников в некоторых школах Атырау был сорван: некому возить детей.
А почему? «ПК» попыталась выяснить.
85 тысяч тенге – такова заработная плата водителей автобусов на электронной бирже труда enbek.kz. Это – самая минимальная заработная плата в Казахстане, и именно по этой причине простаивает транспорт в некоторых учебных заведениях. Как обстоят дела и как выходят из ситуации в атырауских школах, учеников которых должны подвозить?
Для начала напомним, как должен быть организован подвоз детей из отдалённых населенных пунктов. Согласно Конституции, государство гарантирует доступ к общему среднему образованию независимо от места проживания. Если образовательное учреждение находится далеко, ответственность за доставку учеников берет на себя акимат и отдел образования. Подвоз организуется для учащихся, проживающих на расстоянии более трех километров от ближайшей школы. Если вы – житель микрорайона Привокзальный, но желаете учиться в Авангарде, то для вас такой подвозки не будет, так как по месту вашего жительства есть сразу несколько учебных заведений.
А вот дети из сел Аксай-3, Жулдыз-3 и Коктем могут рассчитывать на подвозку – в радиусе трех километров школ у них нет. Все они обучаются в ближайшей средней общеобразовательной школе №25 имени Б. Момышулы села Аксай. Для них акимат выделил два автобуса, которые ежедневно делают по 7-8 рейсов, занимаясь развозкой 500 детей. Как признается директор школы Зина Айтпанова, найти водителя было нелегко, так как заработная плата совсем не привлекательная. Поэтому им предлагают еще надбавки в виде полставки садовника, дворника или еще какого-либо технического персонала, чтобы он, имея полторы ставки, смог на руки получить хотя бы 120-125 тысяч тенге.
– Наши водители – пенсионеры, живут рядом. Нам с ними очень повезло, так как на такую заработную плату очень трудно найти человека. Рабочий день у водителей начинается очень рано – последний утренний рейс в школу должен завершиться в 7.45, за 15 минут до начала занятий, а вечерняя развозка заканчивается после 20.00, – говорит директор школы №25.
А в школе имени К. Смагулова села Томарлы тоже есть автобус, но только 10 сентября смогли найти водителя.
– Мы добавили ему еще полставки другого персонала, чтобы на руки мог получать более-менее нормальные деньги. Иначе такой мизерной зарплатой удержать водителей очень сложно, – говорит директор Раушан Сдихова. – Это – проблема многих учебных заведений, где есть дети, проживающие за три километра от школы.
Директор Талгайранской средней школы Жанар Изтелеуова, так же как и ее коллеги, на полторы ставки оформила водителя автобуса. На этот шаг руководители учебных заведений идут вынужденно – как уже выше было сказано, зарплата маленькая. А ведь это обнажает еще одну проблему – значит, то звено, откуда вырваны эти полставки, остаются без внимания.
От себя добавим, что водители школьных автобусов ежедневно должны проходить медосмотр и инструктаж по технике безопасности – все-таки их пассажиры – дети. В исправном ли состоянии ремни безопасности, есть ли аптечка, огнетушитель и знаки аварийной остановки?
Также транспорт регулярно должен проходить технический осмотр. При этом наши школы не имеют своего гаража, а значит, транспорт круглогодично простаивает под открытым небом. В нашем случае был бы водитель – уже хорошо. Кто решит эту проблему? И как все-таки повысить заработную плату водителей? Ведь если их нет, то у ребят из пригородов получается долгая дорога в школу.
Когда верстался номер. Как уточнила руководитель городского отдела образования Айнагуль Дуйсекенова, на сегодня только в СШ им. Жамбыла села Жанаталап не хватает водителя школьного автобуса. Проблема решается. Также в гормаслихате, куда «ПК» обратилась за комментарием, ответили, что в курсе актуального вопроса по зарплате водителям.
«В прошлом году мы отправляли депутатский запрос в областное управление образования. Там ответили: работникам сферы образования, в том числе водителям школьных автобусов, оплачивается зарплата в соответствии с постановлением правительства».
Марина КУАНЫШЕВА



