Цель образования -развитие человеческого капитала
«Казахстану необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить и реализовать потенциал нашей нации. Наша задача – изменить отношение казахстанцев и, в первую очередь, молодежи к образованности, к интеллекту, служению Родине и народу. Нам необходимо создать ядро национального интеллекта, нам нужны эрудированные люди, способные конкурировать на международном уровне». Н.Назарбаев
Ушел в историю еще один год. Что привнес он нового в систему образования, каковы успехи в этой важнейшей сфере? И, наконец, как сказываются усилия местных властей, направленные на улучшение условий обучения, на конечном результате – качестве образования? Об этом наш материал.
10 июня 2010 года на республиканском расширенном совещании по вопросам дальнейшего развития системы образования в Казахстане с участием Премьер-министра Карима Масимова был презентован проект Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы, разработанный в целях реализации Стратегии развития Республики Казахстан до 2020 года и Послания Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева от 29 января 2010 года. Она нацелена на кардинальную модернизацию системы образования для повышения ее конкурентоспособности, развития человеческого капитала, обеспечивающего устойчивый рост экономики и благосостояния граждан. Программа будет реализована в два этапа: первый – 2011-2015, второй – 2016-2020 годы. В ходе ее реализации будут решаться такие проблемные вопросы, как низкий объем финансирования и неэффективное управление, непрестижность профессии педагога, слабая материально-техническая, учебно-методическая база организаций образования, наличие малокомплектных школ, низкий охват дошкольным, дополнительным детским образованием, несоответствие выпускников с техническим и профессиональным, высшим образованием потребностям рынка труда, недостаточная совершенность содержания образования.
Именно на решение этих проблемных вопросов и было направлено внимание руководства области. На собрании актива области в начале 2010 года аким области Бергей Рыскалиев наметил конкретный ряд задач, стоящих перед работниками образования. И твердо обещал, что со стороны руководства области к этой важной отрасли внимание будет постоянным. И сегодня, анализируя итоги 2010 года, мы можем говорить о том, что внимание было всесторонним, системным, благодаря чему оправдались самые радужные ожидания.
Строительство объектов образования в области идет небывалыми темпами. Ушедший год вполне можно назвать самым результативным для образовательной отрасли области во всех отношениях. Без учителя — грамотного, эрудированного, владеющего новыми технологиями, с творческим подходом, просто бессмысленны самые навороченные школьные здания. Именно от учителя зависит, каким гражданином, специалистом в будущем станет его ученик. Поэтому и забота об учительстве выходит на новый, более высокий уровень. Учителя продолжают получать ощутимую поддержку со стороны акима области Бергея Рыскалиева, выделяющего квартиры для молодых педагогов, а также для учителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На 1 октября 2010 года в школах обучались 93 836 учащихся, в профессиональных школах и лицеях – 21 177, детские сады посещали 21 012 детей. В области реализуются государственные программы развития образования на 2005-2010 годы, программа «Балапан» на 2010-2014 годы, направленная на увеличение охвата дошкольным воспитанием, и программа развития технического и профессионального образования на 2008-2012 годы. В соответствии с этими программами укрепляется материально-техническая база учреждений образования, растут требования к качеству преподавательского состава.
Число детсадовцев растёт
Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2010 года, ставит целью обеспечить до 2015 года 70% детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением. В очереди на получение мест в садиках по области стоят 11 654 ребенка. На сегодня в области функционируют 113 дошкольных учреждений, 235 пришкольных мини-центров, где дети получают предшкольную подготовку. Охват дошкольным воспитанием составляет 69,1%. В течение 2010 года несколько раз в областном акимате проводились совещания, на которых рассматривались пути решения этого важного вопроса. По поручению акима области были рассмотрены все варианты увеличения количества мест в детских садиках. В их числе — открытие дошкольных мини-центров на первых этажах в новых сдающихся домах. И это вполне оправданно, ведь, как правило, именно в новых микрорайонах особенно высока потребность в детских садиках, так как семьи в большинстве своем молодые, с детьми.
Необходима популяризация частных детских садов. Пока у нас действуют всего три частных детсада с охватом 117 детей. А ведь это можно рассматривать и как неплохой вид бизнеса для тех, кто любит работать с детьми. Тем более что со стороны властей эта форма охвата детей дошкольным воспитанием поддерживается. Каждое открытие очередной пристройки – это просто неописуемая радость для всех, в первую очередь родителей и детей. Постепенно за счет пристроек решается наболевшая проблема – перегруженность групп – и, соответственно, сокращается очередь в садик. Буквально накануне Нового года в течение двух недель в городе были сданы в эксплуатацию сразу семь пристроек к детским садикам №№6, 30, 14, 8, 10, 43, 21, расположенным в разных частях города. Возводившее их ТОО «СнабОйлСтрой» сработало на славу, качество отменное. Теперь уже и в наступившем году ожидаются такие же радостные моменты в связи с открытием очередных пристроек к пяти детским садам. У нас много крупных компаний, которые вполне могли бы построить детский сад, сделав его ведомственным. И таким образом уже и у их сотрудников не будет проблем с местами в дошкольных учреждениях. Так что очевидный рост количества детских садов в области – факт приятный. Судите сами. Если в 2006 году в области было всего 90 детсадов, то за последние два года их число выросло до 113. При такой огромной поддержке и содействии руководства области в решении этой злободневной проблемы в недалеком будущем мы действительно забудем, что такое очередь в детский сад. И мамы, к тому же хорошие работники, не будут засиживаться надолго дома из-за отсутствия места в садике, и семейный бюджет будет крепче. А сколько отличных специалистов дошкольного воспитания в свое время из-за закрывшихся садиков остались не у дел. Теперь и они, после прохождения соответствующих курсов повышения квалификации, обретут работу. Вот сразу сколько задач социального плана решает, на первый взгляд, всего лишь место в садике. Поэтому вполне реально добиться запланированного 70-процентного охвата дошколят садиками уже в этом году.
Школа – начало начал
Оглядываясь назад, вспоминая свою учебу в школе, сравнивая те условия и нынешние, можно только порадоваться за нынешних школьников. В их распоряжении интерактивные доски, интернет, многие другие технические средства, здорово помогающие в учебе, делающие интересным сам процесс обучения. Помнится, раньше, в поисках дополнительной литературы к заданию по любому предмету, приходилось побегать по знакомым и библиотекам, чтобы найти нужную книжку. Да и то на один день или только на ночь. А сейчас, пожалуйста – садись за компьютер, иди в библиотеку, благо у нас их несколько, и найдешь абсолютно все, что нужно по школьной программе. Одним учебником в учебе не обойтись, если хочешь знать предмет лучше и глубже.
Укреплению материально-технической базы школ уделяется первостепенное внимание. Однако пока из 196 школ области 25,5 процента расположены в приспособленных зданиях, 81 школа нуждается в капитальном ремонте, 11 – в аварийном состоянии, 1 школа — трехсменная. В 2010 году велось строительство 28 объектов образования, в их числе 7 общеобразовательных школ. На сегодня завершилось строительство семи школ на 2962 ученических места. Причем глава области первостепенное значение придает качеству строительства. Только в один день, накануне нового учебного года были сданы сразу четыре школы. В селе Оркен Исатайского района, в поселке Индербор Индерского района, в селе Талдыколь Махамбетского района и в селе Сафоновка Курмангазинского района. Надо ли говорить, какое огромнейшее значение имеет новая школа в сельской местности, какая это радость и для педагогов, и для родителей, знающих, что их дети учатся в современных, комфортных условиях.
Вместе с тем продолжается строительство двух школ и регионального центра подготовки и переподготовки кадров для нефтегазовой отрасли. На 468,6 млн тенге был произведен капитальный ремонт в 92 объектах образования, в их числе в двух — по Дорожной карте на 110,2 млн тенге. При спонсорской поддержке Аджип ККО и КТК был произведен капремонт двух школ. На текущий ремонт объектов образования было выделено 92,4 млн тенге. В соответствии со стандартами ежегодно школы пополняются специально оборудованными кабинетами по физике, химии, биологии, лингафонным и мультимедийным оборудованием. В 64 школах есть интерактивные доски. А, в общем, по области кабинетами физики новой модификации обеспечены 106 средних школ, что составляет 58,2%, биологии – 76 (41,8%), химии – 77 (42,3%), лингафонно-мультимедийными кабинетами – 151 школа (77%). Все школы области компьютеризированы. В 2010 году на средства из республиканского бюджета были приобретены 27 лингафонно-мультимедийных и 30 кабинетов биологии. Все школы подключены к интернету, а 141 школа — к широкополосному интернету, 64 школы работают в системе он-лайн.
Кадры решают всё
Эта истина применима к любой отрасли и актуальна во все времена. А в образовании особенно важны и нужны педагоги с творческим подходом, в постоянном поиске новых форм и методов подачи материала, способные заинтересовать ученика своим предметом. Сделать так, чтобы ученик не стал ограничиваться только материалом, преподнесённым учителем, а сам захотел познать больше. Однако все еще остается проблема нехватки учителей. Сегодня потребность составляет 38 учителей по таким предметам, как информатика, русский язык, химия, история, математика, преподаватели труда и физкультуры. И в этом вопросе руководство области ищет наиболее приемлемые пути обеспечения недостающими кадрами школ, изъявившими желание посвятить себя педагогике, обеспечивает солидным социальным пакетом. Безусловно, для любого человека, кем бы он ни работал, важен квартирный вопрос. И акимом области Бергеем Рыскалиевым был предпринят беспрецедентный шаг – выделение квартир молодым педагогическим кадрам.
Благоустроенная квартира в новом доме – об этом только могли мечтать педагоги, только-только получившие дипломы. С целью поддержки молодых педагогических кадров в 2009 году 296 учителей, в числе которых и городские, и районные, были обеспечены жильем. Теперь же, когда есть надежная крыша над головой, остается только трудиться с полной отдачей. В 2010 году в школы пришел 191 молодой педагог. Из них 156 были направлены в сельские школы. В этом свою положительную роль сыграла систематически оказываемая социальная помощь. Ежегодно учителя в сельской местности получают по 5000 тенге на оплату коммунальных услуг, молодым специалистам, отправляющимся на работу в сельскую местность, выплачивается единовременная материальная помощь в размере 70 МРП. В День учителя 2000 лучших педагогов за вклад в развитие образования получили вознаграждение в размере 50 тысяч тенге. 26 педагогам, в числе которых 20 молодых специалистов, были вручены ключи от новых квартир. Из 9998 педагогических работников школ 51% высшей и первой категории, в уходящем году 5111 учителей прошли курсы повышения квалификации.
Так что для плодотворного труда и повышения качества преподавания и, соответственно, уровня образования у наших педагогов есть и стимул, и условия.
Главный результат – качество знаний
В 2010 году в едином национальном тестировании принял участие 3761 выпускник, или 84,7% от окончивших среднюю школу. Средний балл по результатам тестирования в сравнении с прошлым годом вырос с 74,39% до 84,87%, благодаря чему Атырауская область по республике заняла 4 место, переместившись с 11 места в 2009 году. Из 95 претендентов на знак «Алтын белгі» 74 подтвердили свои знания, а из 62 претендентов на аттестат с отличием подтвердил свои знания 41. В числе 100 лучших школ республики есть и наши восемь школ. В области действуют образовательные центры – Достык, Зерде, Ак жол, Онеге-сервис, Индер-талапкер, где ребята целенаправленно готовятся к сдаче ЕНТ.
Особое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Ведь это наш золотой фонд. Из 25 школьников, участвовавших в республиканских соревнованиях научных проектов, 11 заняли призовые места, в результате область заняла второе командное место. Из 22 школьников семь учащихся по результатам предметной олимпиады стали призерами. А вот учащиеся казахско-турецкого лицея на международной олимпиаде в Цюрихе заняли почетные 1 и 2 места. И в этом году продолжила свою работу летняя физико-математическая школа Новосибирского университета. А юные таланты, в числе которых и воспитанники Малой академии искусств, с успехом участвовали в творческих конкурсах в России, Беларуси, Украине, Эстонии, Чехии, Болгарии, Франции, Турции, Греции, Финляндии, Швеции, Венгрии, Словакии, Австрии.
Ежегодно в школах проводится промежуточный государственный контроль, выявляющий уровень знаний учащихся начальной и основной школы. По результатам прошлогоднего ПГК по республике наши девятиклассники по качеству знаний на третьем месте, учащиеся начальной школы – на четвертом. 18 школ области вошли в число 100 школ республики с наивысшим показателем уровня знаний. Есть еще над чем работать.
Большая работа ведется по подготовке к переходу на 12-летнее обучение. И этому вопросу руководство области придает большое значение. В 2009 году вышло постановление акима области, в соответствии с которым на подготовку к переходу на 12-летнее образование из местного бюджета было выделено 263 575 тысяч тенге. На выделенные средства во все 186 школ, где есть начальные классы, были приобретены 2535 школьных парт, мебелью и всем необходимым были оборудованы 92 медицинских кабинета, 94 школьные столовые, 161 игровая комната.
Техническое и профессиональное образование
Подготовка, переподготовка кадров – в этом вопросе неоценима роль технических школ и профессиональных лицеев. В общей сложности в области действуют 24 технических и профессиональных учреждения образования. В их числе 4 государственных, один ведомственный и 7 частных колледжей, 12 государственных профессиональных лицеев. 6 профлицеев в Атырау, 1 — в Кульсары и 5 — в районах. В 2012 году в Исатайском районе планируется строительство профессионального лицея на 320 учащихся с общежитием на 100 человек. А пока здесь функционирует филиал атырауского лицея №7. В отдельных профессиональных лицеях и колледжах, помимо обычного набора учащихся из числа выпускников 9 классов, ведется подготовка на курсах безработных по направлениям органов занятости. В 2010 году в трех профессиональных лицеях и в одном колледже был произведен капитальный ремонт, на который было затрачено 40,8 млн тенге. С целью укрепления и расширения материально-технической базы лицеев и колледжей на 36,1 млн тенге было приобретено оборудование для производственной мастерской, для учебных лабораторий.
Вместе с тем Аджип ККО на 2 млн долларов также приобрел оборудование для мастерских. В последние три года число специалистов в профессиональных лицеях выросло с 96 до 115, в 4 лицеях и 3 колледжах открылись новые специальности.
Не остаются без ощутимой поддержки учащиеся из малообеспеченных семей и в части оплаты учебы, и в плане социальной помощи. Акиматом области в 2009 году была образована комиссия по оказанию помощи нуждающимся учащимся в оплате учебы. В прошлом году для 862 учащихся из числа сирот, инвалидов, из малообеспеченных, неполных семей на оплату обучения из местного бюджета было выделено 42 млн 508 тысяч тенге.
Ведется постоянный анализ и контроль за тем, насколько востребованными на рынке труда оказываются молодые специалисты. В прошлом году профессиональные лицеи окончили 1703 человека. Из них 1203 трудоустроились, 95 человек продолжили учебу в высших и средних специальных учебных заведениях, 34 юноши были призваны в армию. 275 человек, оставшиеся нетрудоустроенными, были направлены на курсы переподготовки по Дорожной карте, остальные были поставлены на учет в городском отделе занятости и социальных программ.
Что касается колледжей, то и здесь вопрос трудоустройства держится на контроле. Так из 1723 выпускников государственных колледжей 1010 трудоустроены, 205 продолжили учебу в вузах, 215 из оставшихся 508 прошли курсы переподготовки кадров.
В соответствии с мероприятиями по Дорожной карте с целью недопущения роста безработицы было запланировано обучить 6000 человек из числа сокращенных, переведенных на неполный рабочий день, в связи с уменьшением объемов работ на отдельных предприятиях. Но этот показатель был перевыполнен, и переподготовкой было охвачено 7003 человека, 84,5 процента которых обучались на базе лицеев и колледжей.
Ежегодно на развитие сферы образования выделяются немалые средства из местного бюджета. Только в 2010 году из бюджета было выделено 24,5 млрд тенге. В сравнении с прошлым годом рост составляет 29,6%.
В текущем году перед работниками образования области стоят еще более важные задачи. К их реализации отрасль готова. Тем более при солидной поддержке, постоянном содействии и огромном доверии руководства области все они просто обязаны быть выполнены на «отлично». Ведь инвестиции в образование – это самый надежный капитал, работающий на процветание страны и рост социально-экономических показателей.
Наталия УРАЗГАЛИЕВА