Новости

Вернувшиеся с болью в сердце

В Казахстане 31 мая ежегодно отмечается День памяти жертв политических репрессий и голода. Это дата, когда мы вспоминаем тех, чьи судьбы были искалечены без вины, кто вынужден был покинуть родные края, чтобы просто выжить.

Недавно мне довелось провести необычную встречу – беседу с группой қандасов, потомков семей, бежавших от трагедий 1930-х годов. В тот день я, как исследователь, а больше как человек, слушал, запоминал, сопереживал. Именно этим рассказам наших дорогих сородичей я хочу посвятить сегодняшнюю публикацию. Это не просто истории отдельных семей. Это зеркало нашей общей памяти. Первым поделился своей историей Кошкарбай Нуралиев – сегодня он живёт в Жамбылском районе Алматинской области. Родился в 1956 году в Хорезмской области (ныне Узбекистан), на границе с Туркменистаном. По родовой линии он относится к Алим – одному из родов Младшего жуза. Его предки жили до 1931 года в районе Казалы (ныне Кызылординская область), занимались скотоводством. Всё изменилось, когда началась коллективизация: у них отобрали скот, начали требовать налоги продуктами, которых у них попросту не было.
– Моего дядю Сыдыка, получившего религиозное образование в Бухаре, обвинили в том, что он мулла, – вспоминает Кошкарбай. – А наш дед, потеряв всё, взял семью, включая моего отца, которому тогда было семь лет, и вместе с двадцатью семьями переселился в сторону Бескала, ныне территория Каракалпакии, где их приютили. Местные делились хлебом и пшеном, спасали от голода. Но даже там, в 1936 году, начались новые преследования – уже за то, что являлись «бывшими баями». Тогда семья перебралась в Хорезм, в Кызылкум, жила за счёт продажи саксаула, позже вступила в колхоз.
Он подчёркивает, что если бы не поддержка узбеков и каракалпаков, из них бы никого не осталось. Позже выяснилось, те родственники, которые не смогли покинуть места прежнего проживания, погибли от голода.

«РОДИЛСЯ В ВЕРБЛЮЖЬЕМ СЕДЛЕ…»
Второй рассказ Розы и Тамары Ерсеитовой – потомков Курман-болыса, известного управленца и зажиточного человека из тех же казалинских краёв. Курман-болыс имел большую семью, много скота. Всё изменилось в 1929 году, когда начались массовые конфискации. В тот самый год, по словам Розы, её отец родился буквально в верблюжьем седле.
– Принимать роды не было времени, семья бежала вдоль Амударьи, поселилась в местности Шалыс. Позже – в Хорезме. Мой отец окончил МГУ имени Ломоносова, стал уважаемым человеком, и узбекские власти назначили его на руководящую должность. Он открывал казахские школы, организовывал празднование Наурыза, объединял земляков, – поделилась Тамара Ерсеитова.

«ЗА ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ МЕНЯЕТСЯ НАРОД,
ЗА СОРОК – ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Но, пожалуй, самый тяжёлый рассказ в тот день прозвучал из уст Гульстан Фазыловой, чьи родители были педагогами. Голод застал их в Актюбинской области (ныне Актобе), и тогда, как вспоминает она, всех лишили скота, начался голод.
– Старшие решили переселиться в Ой (так называли южные земли), и с ними отправились 20-30 семей. У реки Амударья умер мой дед, его пришлось хоронить на чужой земле. А по дороге были моменты, от которых сжимается сердце: ради одного таба хлеба наши родственники отдавали дочерей – лишь бы спасти остальных. Одна из девочек по имени Шашак, спустя годы, нашлась в Ташкенте. С ней поддерживают связь. Другая девочка, которую звали Башак, попала к адайцам. Тогда думали: «Она, может, выживет – хоть как-то, да и останется в живых». Это было решение отчаяния, – продолжает Гульстан. – Потом, когда мы обосновались, сначала начали работать в колхозе имени Кирова. Наши отцы устроились туда, чтобы хоть как-то прокормиться. До этого они пасли скот, выполняли любую тяжёлую работу, лишь бы выжить. А дальше жизнь потихоньку наладилась. Мы получили образование, выбрали себе профессию. Как говорится: «Елу жылда – ел жаңа, қырық жылда – қазан» или на русский лад: «За пятьдесят лет меняется народ, за сорок – образ жизни». Сейчас мы уже не скитаемся, не боимся за завтрашний день. Живём спокойно в Алматинской области, растим детей и внуков. Главное – мы вернулись на свою землю.

ТЯЖЁЛЫЕ СУДЬБЫ
Выслушав рассказы, я посчитал необходимым поделиться своими размышлениями с читателями. Мы обязаны учиться у истории – не отворачиваться от неё, а вглядываться, понимать, делать выводы. За короткое время общения мы убедились: несмотря на то, что эти люди провели большую часть жизни вдали от исторической родины, они сумели сохранить всё лучшее, что есть в казахском характере – благородство, скромность, трудолюбие, уважение к старшим и поразительную стойкость. Меня особенно тронуло то, что, несмотря на перенесённые страдания, никто из них не произнёс ни одного обвинительного слова в адрес власти тех лет. В их словах не было злобы – только достоинство, сдержанная память и благодарность… Благодарность тем, кто помог. И мы, в свою очередь, с глубочайшим уважением и сочувствием выражаем признательность перед судьбами этих людей. Перед их выдержкой, их памятью. Перед тем, что они сохранили – для себя, для нас, для Казахстана.

Шахман НАГИМОВ,
профессор Атырауского университета
имени Х. Досмухамедова

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button