Новости

Служить искусству, почитая традиции

Как в 83 года блистательно исполнять на сцене знаменитую «Бұлбұл» и утонуть в овациях благодарных зрителей? «Такое невозможно», – скажет читатель. И будет не прав! Есть такая певица не только в столице, но и в Атырау. Знакомьтесь – Мунира Ижанова, которая вот уже 55 лет на сцене!

На концерте, посвященном 100-летию гения музыки Нургисы Тлендиева в филармонии имени Жантурина, участвовала и наша героиня – современница юбиляра. Не в обиду другим артистам, но выступление Муниры апа, без сомнения, стало гвоздем концертной программы. Зал встретил ее стоя, аплодисментами. Несмотря на свой солидный возраст, она полна сил и оптимизма, не пропускает репетиции и продолжает петь. Коллеги в редакции были в восторге, послушав ее пение на репетиции. «Не может быть, какой шикарный голос в таком возрасте!»
Между тем моя собеседница – не просто певица с уникальным голосом, она – легендарная женщина, исполнившая все песни в культовом фильме «Қыз жібек», начиная с «Гакку». Всё старшее поколение любит и знает эту бессмертную сагу о любви Толегена и Жибек. Двухсерийная экранизация казахской народной лиро-эпической поэмы-легенды была реализована режиссёром Султаном-Ахметом Ходжиковым в 1969-1970 годах на киностудии «Казахфильм». И сегодня её можно посмотреть в интернете и услышать знаменитую песню «Гакку» в исполнении Муниры Ижановой.
Она родилась в Семее. Мама выносила 13 детей, но выжили из них лишь двое – Мунира и ее старший брат. Семья была музыкальной, видимо, способности со стороны нагаши – потомственных певцов – передалась через маму и ее детям. Ее первым учителем в искусстве стал старший брат Жарылгап Матайбаев, голос которого иногда путали с вокалом Амре Кашаубаева. Он рано начал петь и зарабатывать на жизнь. Девочка пошла по его стопам, поступила в музыкальное училище имени Мукана Толебаева в Семее.

Детство
Мунира в 5 лет осталась без мамы, поэтому на воспитание ее к себе взяла тетя, которая жила в райцентре Жарма. Она была строга и заставляла девочку много трудиться, носить воду из колодца, пасти и ухаживать за скотом и т.д. Когда отец приезжал проведать, дочка просила забрать ее. Также тетя всегда наказывала быть строгой с противоположным полом, внушив ей недоверие к мужчинам, поэтому Мунира не выходила замуж до 29 лет, хотя поклонников было много. Повзрослев, Мунира всегда вспоминала тетю с благодарностью, отмечая, что прошла школу жизни, научилась многому – ездила верхом, месила и катала тесто и т.д. Моя собеседница, как я поняла, вообще благодарный человек, она считает, что все трудности сделали ее только сильнее.
Она вспоминает жизнь обрывками. От нагашы передались не только музыкальные гены, она всегда чувствовала поддержку от дядей по матери. А жене одного из них она помогла родить. В послевоенное время больниц в селах не было, женщины рожали сами. Однажды Мунира оказалась рядом с рожающей женге, которая просила ее петь беспрестанно: «Пой, Мукуш айналайын, еще, еще!» и вскоре родила…
Отец ее был муллой, а мама – трактористкой, познания о главных ценностях жизни она получила в семье. Мама умела петь и имела золотые руки: шила на весь аул шапаны, сырмак, ткала алаша. Она делала все безвозмездно, считая своим долгом помогать землякам. Отец в свое время побывал в Мекке, у него было много Коранов, он их постоянно читал и хранил в кебеже. Он знал законы мироздания и учил дочку важным навыкам: «Лучше промолчи, чем в ответ ругаться, потому что каждое сказанное слово тянет за собой еще несколько». «Никогда ни на кого не обижайся, иначе в сердце останется пятно». «Будь добра и не делай никому зла» и т.д. Мунира жила по этим правилам.
– Вы смогли придерживаться этих правил?
– Да, так и жила. Однажды меня штепселем от чайника ударила в лицо подружка-коллега Несибели со словами «Я буду петь «Бұлбұл», а не ты!» и убежала. Хорошо, что не задело глаз, но шрам остался на всю жизнь. Я помыла лицо от крови и… простила ее. Это была просто зависть, среди артистов такое бывает. Людям трудно справиться с эмоциями. Зато следуя наказам отца, я до сих пор живу в здравии, и главное – сохранила свой голос!

Студенческая жизнь
В комнате общежития музучилища жили вчетвером.
– Мы брали черный хлеб, две пачки маргарина и были довольны и сыты этим. Ну и сахар всегда был. Я очень любила сладкое. У меня был чемоданчик от отца, так если в нем заканчивались конфеты, я начинала паниковать!
Мунира, несмотря ни на что, была позитивная, и окружающие почему-то считали ее избалованной белоручкой. Как-то, поспорив с соседкой по комнате в общежитии Сакеш, она за ночь освоила технику вязания, а утром продемонстрировала ей собственноручно связанную юбку, введя подругу в шок. «Наверное, мамины гены во мне проснулись», – смеется Мунира апа. После этого она обвязала всех девушек общежития, не беря ничего взамен. А деньги зарабатывала, работая солисткой на местном телерадиовещании.
В 1963 году умер отец. Денег на билеты у нее не было, пришлось добираться домой «зайцем» в тамбуре товарного вагона. И все же не успела, к ее прибытию отца похоронили. Это стало еще одной трагедией. Память о нем до сих пор вызывает слезы.
Через год Мунира окончила музыкальное училище в Семее с красным дипломом и поехала в Алматы поступать в консерваторию. Она была уверена в своих способностях и не сомневалась, что поступит. Но тут злую шутку с ней сыграла страсть к сладкому. Перед экзаменами переела мороженого (16 порций за раз) и посадила голос. Кое-как подлечила горло народными средствами и предстала перед приемной комиссией. Вроде все прошло неплохо – одобрение экзаменаторов получила, но врач консерватории, осмотрев ее, вынесла свой приговор: «Горло воспаленное, петь не рекомендуется, пусть идет в ЖенПИ». Мунира была уверена, что поступила, ведь ей аплодировали на экзамене, но заключение врача закрыло ей дорогу. Делать нечего, она поступила на вокально-хоровое отделение ЖенПИ, а по окончании за отличную учебу ее оставили преподавать.
Во время студенчества Мунира также работала солисткой на телевидении и радио Алматы.

С капеллой по всему миру
Однажды студентка ЖенПИ Мунира побывала на концерте хоровой капеллы под руководством профессора казахской государственной филармонии имени Джамбула, народного артиста Анатолия Молодова. Она была в бесконечном восторге: «От их пения у меня пошли мурашки по телу, настолько понравилось!» Решила, что будет там петь. Пришла к ним и говорит: «Анатолий Васильевич, не могли бы вы меня прослушать». Получив одобрение, она спела несколько песен. Обычно коллектив пополнялся студентами консерватории, но Муниру приняли в виде исключения, убедившись в ее таланте. С капеллой Мунира объездила весь Союз, побывала во многих странах Европы. В Германии произошел интересный случай. В нее влюбился молодой человек по имени Андре Майер, он каждый день приходил на концерт, а потом долго писал ей романтические письма. «Зачем мне немец, когда я даже от своих шарахалась», – смеется Мунира апа.

Гакку га га гай
Как-то Мунира участвовала в конкурсе песен Нургисы Тлендиева, который показывали по центральному телевидению. По совету Амины Бапиной она выбрала песню «Ақ шағала», так как в ней смогла раскрыть весь свой природный потенциал. Амина повела ее к автору, чтобы получить разрешение исполнить песню. Нур ага, узнав о цели прихода, позвал стоявшую за дверью Муниру. Увидев, воскликнул: «Төрлет, айналайын, бір жапырақ екенсің ғой!» (Проходи, оказывается, ой, какая малявка). Но девушка маленького росточка обладала сильным голосом, в этом он убедился позже. На том конкурсе Мунира заняла призовое место и получила много восторженных отзывов со всего Союза. А знакомство с Нур ага стало судьбоносным событием ее жизни.
Однажды к ней на работу пришли Нургиса Тлендиев и режиссер Султан Ходжиков. «Айналайын, это ты пела «Ақ шағала» на конкурсе? Спой нам что-нибудь, мы пришли тебя послушать». Муниру долго просить петь было не нужно, она с удовольствием исполнила 15 песен. Гостям понравилось, С. Ходжиков засыпал ее комплиментами. А Нургиса ага сказал: «Приходи к нам на киностудию на пробы». Как оказалось, гости готовили фильм «Қыз Жібек» и искали исполнителя песен. На киностудии Мунира узнала об участии в пробах 80 певиц, среди них была и Бибигуль Толегенова. Она исполнила Гакку под аккомпанемет домбры самого мэтра, затем Нур ага спросил Муниру: «Сможешь спеть эту песню?» Девушка кивнула и запела. Конкурсанткам объявили, что свяжутся с ними через месяц. По прошествии месяца Мунире сообщили, что решением комиссии она выбрана исполнительницей песен в фильме. Хотя имя Муниры промелькнуло лишь в титрах, она навсегда вписала его в сокровищницу киноискусства.
Но была и обратная сторона медали – зависть! Более именитым коллегам по цеху было сложно принять, что девушка из ЖенПИ обошла их – профессионалов. Мунире помогли справиться со всем правила, заложенные родителями.

Замужество
Репетиции солиста с оркестром проходили по ночам – с 24.00 до 6 часов утра. В ходе фильма было исполнено несколько песен. Однажды к Мунире подошел профессор-музыковед Болат Сарыбаев и шепнул «Жибекжан, в вас влюблен тот парень в первом ряду». «Ой, не говорите мне такого, у меня пропадет голос», – по старой привычке строго отреагировала девушка. Но пригляделась и стала замечать, что парень всегда оказывался рядом – в общежитии, на улице, в магазине. Он играл на приме-кобызе, был солистом оркестра. Скромного, талантливого парня звали Доскали, он был родом из поселка Кульсары. Его мягкая настойчивость в ухаживаниях все-таки растопила лед сердца Муниры. Через два года после съемок он сделал ей предложение. Она понимала, что ей уже 29 лет, и тянуть дальше с замужеством не стоило, а потому ответила: «Если добьешься разрешения брата и тети». Доскали съездил к брату в Семей, сходил к тете в Алматы, родственники дали благословение молодым. Доскали с Мунирой поженились в том же, 1972, году, сразу после свадьбы исполнителей главных ролей знаменитого фильма – Кумана Тастанбекова и Меруерт Утекешовой. У Доскали и Муниры состоялось сразу три тоя – в Семее, Алматы и Кульсары. Доскали оказался очень заботливым мужем, баловал свою избранницу, жили душа в душу. Карьера семейной пары также шла в гору, им дали квартиру. Все складывалось замечательно в славном городе Алматы. Но вскоре появился повод для беспокойства. Свекровь все время звала их жить в родные края. Женщина, бывало, звонила ночью и молчала в трубку. Эта ситуация особенно изводила Муниру, она понимала, что мать тоскует по сыну. Но бросить все и уехать в богом забытый провинциальный городишко, когда в Алматы светили большие перспективы, было слишком трудным решением. Представьте, как можно отказаться жить в городе-саде с мягким климатом, окруженном величественными горами. И все же Мунира приняла решение – если она вышла замуж, то должна уважать родителей супруга. Она очень быстро нашла вариант обмена квартиры в Алматы на Атырау, что неудивительно, и организовала переезд. Как-то, вернувшись с работы, Доскали обнаружил, что вещи уже направляются в Гурьев. Так в 1974 году они в одночасье оказались в Гурьеве.
– Вы не пожалели, что переехали, ведь Атырау в те времена был мягко говоря некомфортным городом?
– Да, здесь были злые комары и липучая грязь (смеется), но я была рада. Понимаете, для меня, воспитанной в казахских традициях, важно было получить бата-благословение свекрови. Тогда и мои дети будут уважать меня. В жизни все взаимосвязано. Ну и что, что некомфортно, главное – рядом был муж. Более того, я знала, что свекровь меня изначально невзлюбила, так как я была старше мужа на один год, еще и вышла замуж в 29 лет. Она меня считала старой (смеется), недостойной ее сына, белоручкой. У неё всегда были претензии ко мне, она даже пыталась развести нас. У нее было 12 детей, но моего мужа она любила особенно, часто приезжала из Кульсаров проведать нас. Хотела забрать нашего сына, говоря: вы всегда на работе, за ним смотреть некому. Но я всё прощала ей, не обижалась. И все же она дала мне свое бата-благословение перед уходом. Я очень рада этому. Все это – далеко не мелочи, как может показаться, мы сроднились, и женщина должна почитать род мужа.
Мунира Ижанова как устроилась на работу в музыкальное училище в год переезда в Атырау, так и проработала здесь до 80 лет, когда ушла на пенсию. А сколько именитых учеников она воспитала, которые по сей день ей благодарны! В день репетиции к ней подходили артисты, чтобы обнять и пожелать здоровья.
Сегодня ее активности, энергии можно только позавидовать. Хрупкая женщина полна сил – выдержать тяжелый сценический костюм совсем непросто. А как стильно она одевается! Ее любимого мужа нет рядом уже 11 лет. Но жизнь продолжается, и надо прожить все отмеренное ей судьбой время.
Удивительно, но факт – за всю творческую деятельность она удостоена лишь одной награды – в 2013 году Мунира апа получила звание «Отличник культуры РК». Конечно, она заслуживает гораздо большего, и есть время для оказания почестей нашей легендарной горожанке, исполнившей бессмертное «Гакку».

Алмаа ТУРГАН

Алмаа Турган

Специальный корреспондент / Тел: +7 701 414 4641

Статьи по теме

Back to top button