Новости

БЕЗ ВИНЫ ИСКАЛЕЧЕННЫЕ СУДЬБЫ

Президент Казахстана, выступая 31 мая в Музейно-мемориальном комплексе жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР», подчеркнул: репрессии и голод – это трагедия не только казахского народа, хотя мы очень сильно пострадали, пожалуй, больше всех, но и большинства народов бывшего советского государства. Поэтому крайне важно извлечь эти горькие уроки из прошлого, чтобы подобные трагедии никогда не повторялись

Да, в Казахстане 31 мая ежегодно отмечается День памяти жертв политических репрессий и голода. Это дата, когда мы вспоминаем тех, чьи судьбы были искалечены без вины, кто вынужден был покинуть родные края, чтобы просто выжить.
Недавно мне довелось провести необычную встречу – беседу с группой қандасов, потомков семей, бежавших от трагедий 1930-х годов. В тот день я, как исследователь, а больше как человек, слушал, запоминал, сопереживал. Именно этим рассказам наших дорогих сородичей я хочу посвятить сегодняшнюю публикацию. Это не просто истории отдельных семей. Это зеркало нашей общей памяти. Первым поделился своей историей Кошкарбай Нуралиев – сегодня он живёт в Жамбылском районе Алматинской области. Родился в 1956 году в Хорезмской области (ныне Узбекистан), на границе с Туркменистаном. По родовой линии он относится к Алим – одному из родов Младшего жуза. Его предки жили до 1931 года в районе Казалы (ныне Кызылординская область), занимались скотоводством. Всё изменилось, когда началась коллективизация: у них отобрали скот, начали требовать налоги продуктами, которых у них попросту не было.
– Моего дядю Сыдыка, получившего религиозное образование в Бухаре, обвинили в том, что он мулла, – вспоминает Кошкарбай. – А наш дед, потеряв всё, взял семью, включая моего отца, которому тогда было семь лет, и вместе с двадцатью семьями переселился в сторону Бескала, ныне территория Каракалпакии, где их приютили. Местные делились хлебом и пшеном, спасали от голода. Но даже там, в 1936 году, начались новые преследования – уже за то, что являлись «бывшими баями». Тогда семья перебралась в Хорезм, в Кызылкум, жила за счёт продажи саксаула, позже вступила в колхоз.
Он подчёркивает, что если бы не поддержка узбеков и каракалпаков, из них бы никого не осталось. Позже выяснилось, те родственники, которые не смогли покинуть места прежнего проживания, погибли от голода.

Шахман НАГИМОВ
профессор АУ им. Х. Досмухамедова

Фото РСК

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button