БЕЗ ВИНЫ ИСКАЛЕЧЕННЫЕ СУДЬБЫ

Президент Казахстана, выступая 31 мая в Музейно-мемориальном комплексе жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР», подчеркнул: репрессии и голод – это трагедия не только казахского народа, хотя мы очень сильно пострадали, пожалуй, больше всех, но и большинства народов бывшего советского государства. Поэтому крайне важно извлечь эти горькие уроки из прошлого, чтобы подобные трагедии никогда не повторялись
Да, в Казахстане 31 мая ежегодно отмечается День памяти жертв политических репрессий и голода. Это дата, когда мы вспоминаем тех, чьи судьбы были искалечены без вины, кто вынужден был покинуть родные края, чтобы просто выжить.
Недавно мне довелось провести необычную встречу – беседу с группой қандасов, потомков семей, бежавших от трагедий 1930-х годов. В тот день я, как исследователь, а больше как человек, слушал, запоминал, сопереживал. Именно этим рассказам наших дорогих сородичей я хочу посвятить сегодняшнюю публикацию. Это не просто истории отдельных семей. Это зеркало нашей общей памяти. Первым поделился своей историей Кошкарбай Нуралиев – сегодня он живёт в Жамбылском районе Алматинской области. Родился в 1956 году в Хорезмской области (ныне Узбекистан), на границе с Туркменистаном. По родовой линии он относится к Алим – одному из родов Младшего жуза. Его предки жили до 1931 года в районе Казалы (ныне Кызылординская область), занимались скотоводством. Всё изменилось, когда началась коллективизация: у них отобрали скот, начали требовать налоги продуктами, которых у них попросту не было.
– Моего дядю Сыдыка, получившего религиозное образование в Бухаре, обвинили в том, что он мулла, – вспоминает Кошкарбай. – А наш дед, потеряв всё, взял семью, включая моего отца, которому тогда было семь лет, и вместе с двадцатью семьями переселился в сторону Бескала, ныне территория Каракалпакии, где их приютили. Местные делились хлебом и пшеном, спасали от голода. Но даже там, в 1936 году, начались новые преследования – уже за то, что являлись «бывшими баями». Тогда семья перебралась в Хорезм, в Кызылкум, жила за счёт продажи саксаула, позже вступила в колхоз.
Он подчёркивает, что если бы не поддержка узбеков и каракалпаков, из них бы никого не осталось. Позже выяснилось, те родственники, которые не смогли покинуть места прежнего проживания, погибли от голода.
Шахман НАГИМОВ
профессор АУ им. Х. Досмухамедова
Фото РСК



