Стальная дорога Байбола Оракова

Стенд о первом почетном железнодорожнике из Казахстана Байболе Оракове был торжественно открыт в музее Атырауского отделения железной дороги. Почтить память ветерана собрались родственники Б. Оракова и коллектив. На церемонии выступили председатель областного совета ветеранов Мурат Утешов, потомок легендарного железнодорожника Мерген Байболов, руководители отраслевых учреждений.
– Стальные магистрали во все времена играли важнейшую роль в экономике страны. Сегодня для железнодорожников нашего региона знаменательный день. В нашем музее истории развития железной дороги мы открываем стенд, посвященный нашему легендарному старшему товарищу Байболу Оракову. Он был первым казахом, получившим высокое звание «Почетный железнодорожник СССР». Его жизненный путь будет примером для подражания для молодого поколения, – отметил директор Атырауских магистральных сетей Аралбай Косымбаев.
Великий Шелковый путь издревле проходил и через территорию Туркменистана. Но с годами тропы заменили рельсы. История среднеазиатской железной дороги берет начало с далекого 1880 года. Из города Красноводска в залив Михайлова была построена прикаспийская железная дорога, которая в 1885 году достигла Ашхабада, затем Чарджоу, Самарканда, Бухары, Ферганы. Дорога, пересекающая Каракум, дошла до Ташауза. В начале ХХ века возросла военно-экономическая значимость железной дороги, вдоль которой стали строиться депо и вокзалы.
Герой нашего повествования Байбол Ораков был одним из первых казахов, стоявших у истоков этого строительства. Он родился в 1900 году в городе Форт-Шевченко. Как известно, начало прошлого века было периодом исторических событий. В 10-х годах прошлого века на Мангистауском полуострове из-за неблагоприятных природных условий и политических событий часто случался падеж скота, соответственно жителям становилось все труднее выживать. В эти тяжелые времена многие семьи были вынуждены покидать родные места, переселяясь на территории Узбекистана, Туркменистана и даже Ирана. Оказавшийся в гуще этих событии Байбол рано повзрослел.
Семья подается на территорию Туркменистана, и вскоре он навсегда связывает свою жизнь с железной дорогой. Здесь он крепнет и мужает. Благодаря природному трудолюбию с большой ответственностью выполняет возложенные на него обязанности на железнодорожных путях, требующих строгого порядка. Его усердие заметили и в 1938 году отправили в Москву на шестимесячные курсы. Байбол окончил обучение на «отлично» и получил удостоверение с рук наркома путей сообщения Лазаря Кагановича.
В годы Второй мировой войны Байбол продолжает работать, демонстрируя пример мужества и трудолюбия. В те огненные годы самоотверженный труд мужчины был справедливо оценен высоким званием «Почетный железнодорожник СССР» и нагрудным знаком «За трудовую доблесть». А в 1955 году легендарного железнодорожника представляют к ордену Трудового Красного знамени! В Туркменистане его знают и почитают. В знак благодарности и уважения его награждают 4-комнатной квартирой в новом доме.

В 1963 году Байбол ата решает вернуться в родные края. Он поселяется в Мангистау, здесь также почетному железнодорожнику предоставляют новое жилье. Он был примером и в семейной жизни, достойно воспитал троих сыновей и дочь. Умер в 1987 году в возрасте 87 лет.
– Наш отец вспоминал, что каждый день пешком проходил по 20 километров с фонарем, проверяя исправность железнодорожных путей. Тогда не было дрезин или другого специального транспорта. Он часто говорил: «Безопасность на железной дороге – это безопасность всей страны». У него была небольшая кожаная железнодорожная сумка, в которой хранились все его документы, наградные листы. Он не разрешал трогать сумку. После школы я поступил в Ташкентский институт, но добраться туда не мог – билетов на поезд не было. Отчаявшись, я вытащил из сумки отцовское удостоверение почетного железнодорожника СССР и пошел на вокзал. Мне нужно было ехать из Атырау в Ташкент через Актобе. Я показывал удостоверение и везде зажигался «зеленый свет», так и добрался до места, – поделился воспоминанием сын Байбола – 82-летний житель Атырау Мерген ага.
Стоит отметить, что в уголке музея размещены материалы, опубликованные в периодических изданиях, рассказывающие о жизни Байбола Оракулы, его фотографии и наградные документы.
Алмаа ТУРГАН



