Культура

Жанату приз имени Жаната

На IV международном театральном фестивале имени Жаната Хаджиева с участием творческих коллективов из Казахстана, Кыргызстана и России спектакль «Толқындар жағада өледі» («Волны умирают на берегу») Академического казахского драматического театра имени Махамбета в постановке главного режиссера Жаната Тельтаева получил специальную награду «Қазіргі кезеңнің заманауи көзқарасы үшін» («За современный взгляд»).

Жюри возглавил народный артист Казахстана, лауреат Государственной премии, председатель Союза театральных деятелей РК, профессор Тунгышбай Жаманкулов. Почётным членом жюри стал заслуженный деятель РК, художественный руководитель Молодёжного театра Астаны Нурканат Жакыпбай. В экспертный состав вошли театральные критики и искусствоведы из Москвы, Уфы, Казахстана. Наш спектакль по сценарию известной атырауской поэтессы Алии Даулетбаевой был отмечен за воплощение духовных поисков и современных проблем на языке сцены.

zhanatu priz imeni zhanata

…На берегу моря, какого именно, не столь важно, встретились трое разновозрастных детей. Азиз попал сюда, когда вся его семья в числе беженцев из Сирии перебиралась в Европу. С малых лет он слышит взрывы, видит, как рушатся дома, но душа маленького человека просит солнца, зелени, радуги и ярких красок. Азиз олицетворяет людей, которые вынуждены оставить свою Родину и скитаться по миру в поисках покоя. На берегу ему встречается девочка, которая не знает своего имени, когда она родилась и кто она вообще. Она – жертва аборта, ее жизнь намеренно оборвали, и Азиз придумал ей имя – Айша. Вместе они встретили Кристофера подростка из богатой канадской семьи, вся жизнь которого в смартфоне. Никто и ничто так не ценно Крису, как экран чудо-техники, способный отразить весь мир. Как признается юноша, смартфон – его брат и друг.

Что делают несовершеннолетние дети на берегу моря, где их родители? Почему никто их не ищет? Сидя у пристани, они рассуждают о жизни. Мечтают, вспоминают, спорят, тоскуют. Азиз воплощает беженцев. Кристофер – яркий представитель людей, одержимых интернетом. А Айша – образ тех, кому не суждено было родиться. И все это делает Человек против Человека.

Режиссер умело использовал LED-­экран, изображения на нем дополняют то, что говорят, чего хотят и о чем мечтают дети. Их мечты рушатся, они живут не так, как должны – в лишениях, голоде, забытые богатыми родителями. Кто виноват в этом? Виноваты люди, которые принимают решения за всех нас – президенты и главы стран, государственные и генеральные секретари, лидеры мировых и международных общественных организаций, которые никак не могут договориться между собой и прийти к вопросам урегулирования мировых отношений. Персоны, принимающие решения, тоже были представлены на сцене — с высокой трибуны они молча наблюдали за ходом действий. Как потом признается Жанат Тельтаев, вместе с Алией Даулетбаевой они долго думали, как назвать драму, как олицетворить героев.

– Мы тоже – родители, тоже воспитываем детей и переживаем за их будущее. Нам небезразлично общество, в котором они живут и будут жить их дети, наши внуки. И мы хотели обратить внимание на эту проблему, к которой, к большому сожалению, уже привыкаем. Что может быть хуже, чем быть изгнанным из родной страны? Что может быть печальнее, чем променять живое общение на гаджет, и что может быть трагичнее оборвавшейся жизни? – вопрошает главный режиссер.

Свою работу – достучаться до сердец – он выполнил.

В финальной части драмы звучит знаменитая и всеми узнаваемая песня «Аллилуйя», которую спели сами дети. Ее исполнитель, канадский певец и поэт Леонард Коэн, в свое время презентуя произведение, сказал: «Этот мир полон конфликтов и вещей, с которыми невозможно примириться. Но бывают моменты, когда мы способны прийти к согласию. Именно это я подразумеваю под «Аллилуйя». Любой, кто внимательно послушает ее, поймет, что это песня о любви, о жизни на земле. «Аллилуйя» – это ода жизни и любви».

Поздравляем театр и режиссера с большой победой на международном театральном фестивале.

Марина КУАНЫШЕВА

Статьи по теме

Back to top button