Учиться и учить думать

Учиться и учить думать Культура

– Здравствуйте, ребята. Я вам принесла подарки. Разбирайте. Все они со значением. Какие вы дадите им определения?

– Мне достался ластик. Простая школьная резиновая стерка. Она имеет свое прямое предназначение и переносное значение. Как сказал Александр Блок: «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен».

– А у меня точилка. Если бы я была карандашом, сказала бы себе: «Не бойся сломаться. Можно залечить раны, собрать силы и идти дальше».

– Вау! Смотрите, что у меня! Степлеры, механические скобки для скрепления бумажных листов. Я бы сказал по этому поводу, что вместе мы сила.

Такой диалог учителя и учеников мы услышали во время областного конкурса «Үздік оқытушы» («Лучший учитель») среди преподавателей казахского языка», организованного управлением по развитию языков.

Система критериального оценивания, будучи весьма эффективной, приобретает все большую популярность в процессе обучения языкам. Он практикуется на обычных школьных уроках, а также на языковых курсах обучающих центров. Главная основа обновленной методики преподавания – развитие логики.

– А скажите, ребята, в каких случаях дарят подарки, кто их дарит и с каким смыслом?

Казалось бы, самый легкий вопрос, ответ на который знают все взрослые люди. Но ребята весьма серьезно отнеслись к заданию, стараясь ответить не только логично, но и красивым литературным языком. Даже самый скромный презент будет дорог человеку, если его подарить от чистого сердца с теплыми словами.

Такой увлекательный урок вела участник конкурса Бобек Есмаганбетова, учитель Нарынской средней школы Исатайского района. Проработав 24 года в школе, она сумела быстро перестроиться на обновленную программу, в которой главный упор делается на логику. Новая школьная программа направлена на то, чтобы дети сами добывали знания, а не брали готовые материалы. Как эти навыки можно прививать детям, мы увидели на уроках, которые прошли в рамках конкурса.

– Работа нашего управления заключается не только в популяризации государственного языка, расширении сферы его применения. Мы стараемся содействовать и развитию языковой культуры населения, как важного фактора формирования интеллектуальной нации, – рассказывает руководитель отдела управления по развитию языков Маншук Мухамбеткалиева. – Мы должны работать над сохранением, обогащением языка, в первую очередь казахского – государственного. К сожалению, сейчас язык теряет свою глубину, смысловое богатство. Современный человек мало читает, не хочет думать, анализировать, словарный запас у него скудный. Качество языка и грамматика уходят на второй план. Чтобы не допустить этого, мы стараемся как-то оживить общество. Одно из направлений такой работы – конкурсы, наподобие сегодняшнего. Здесь мы предложили школьным учителям вести уроки в любой аудитории – в вузах, в учебных центрах, в трудовом коллективе, в кругу друзей, как бы они смогли раскрыть тему в незнакомой для них аудитории. Как это можно сделать, мы увидели во время конкурса, на котором учителя казахского языка и литературы предложили самые разные варианты ведения урока. Цель нашего конкурса – поддержка и популяризация профессия учителям, обмен опытом между педагогами, усиление роли преподавания казахского языка и литературы для преодоления языкового барьера.

Например, Зульфия Айткали, учитель технической гимназии, предложила поговорить о здоровье­ человека на примере сердца и руки. Что мы делаем с помощью рук? Готовим, пишем, убираем, чистим, шьем, вяжем… А сердце? Это не просто жизненно важный орган человека. Сердцем мы чувствуем, любим, страдаем, радуемся. Уроки по обновленной программе действительно очень интересны, если подойти к ним с душой и сердцем.

– Мне самой интересно работать по новой методике, – говорит Зульфия Айткали. – Я на ходу учусь, размышляю, мне стало любопытно. И дети сами многое могут мне подсказать. Например, дать определение слову «сердце», или подобрать как можно больше глаголов к действию руки. Суть обновленной программы заключается именно в этом – творчески развивать детей.

На областном конкурсе «Үздік оқытушы», в котором приняли участие десять учителей в возрасте 23-45 лет из районов области, а также различных учебных заведений областного центра, были и другие задания – презентация портфолио с применением новых технологий, педагогико-психологические вопросы ситуативного характера. Эти задания могут показать мастерство современного учителя – как он может применить возможности Интернета, новой учебной техники. Как сможет выйти из непростой ситуации при взаимоотношении с учеником.

Нам было интересно присутствовать на уроках казахского языка, хотелось подключиться к игре, первыми поднять руку и ответить на вопросы учителя, как это когда-то было в школе. Думаем, и ребята не заскучают с такими учителями, для которых школа – не просто работа, а образ жизни.

По итогам конкурса лучшей стала учительница из Назарбаев Интеллектуальной школы Гуляйым Угыбаева. Гуляйым Алимовна много училась, совершенствовала мастерство в Астане, Алматы и сейчас является наставником молодых учителей.

Можно добавить, что мероприятие стало своеобразной прелюдией к месячнику языков народа Казахстана, который традиционно проводится в сентябре.

Марина КУАНЫШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна