Срочно в номер!

Срочно в номер Культура

– Все, работаем! – напутственные слова главным редактором Насип Шалабаевой сказаны, и коллеги-журналисты поспешили к выходу. – Сдаем, сдаем материалы! Срочно.

«Да разве бывает по-другому?» – хотелось буркнуть в ответ, но понимаем, что написать, да, надо. Но статья – это еще не вся газета.

А вся газета – это как? Давайте разбираться. Но обо всем по порядку.

Замы. Это два крыла главреда газеты «Прикаспийская коммуна», причем один из них имеет свой порядковый номер – первый зам. Знакомьтесь – Замзагуль Нургалиева. Всегда начеку, всегда на месте. Имена-фамилии, должности-организации, телефоны-пароли-явки – чего только нет в этой симпатичной голове. Тряхнув дерзкой челкой, мгновенно рождает новый звучный заголовок – вуаля! – держите свой обновленный материал, несите редактору!

В противовес звонкому первому Габдибек Хабиров – зам, просто и прочно. Молчаливо, неторопливо, обстоятельно и толково. В срок и строго по плану! Но берегитесь, если вздумаете именно в его дежурство хранить суровое расположение духа – увидит, вернется и рассмешит неожиданным анекдотом. Нет, все-таки невозможно быть абсолютно серьезным даже в свой профессиональный праздник.

Как им порой хочется развернуться, крылья свои на время вычитки материалов распахнуть, да и написать что-нибудь эдакое, свое, чтобы в веках помнили и их именами назвали младенцев.

– Какие еще младенцы?! О чем вы?! Мне бы успеть весь ваш материал вычитать, – возмущается первый зам Замзагуль Болатовна. Но по глазам понятно – что-то эдакое про госслужбу, в которой она «собаку съела», или про то, как правильно ранжировать многочисленную казахскую родню, благо, будучи многодетной мамой и классической казахской снохой, все эти тонкости не понаслышке знает – грандиозное задумала.

Жди, читатель, наши замы могут удивить!

Главред Насип Хисметуллаевна дает «добро» статьям. И казалось – все, газета готова. Но именно с этого момента начинается все интересное.

Пока три отдела газеты заняты делами следующего номера, идет верстка. Которая начинается с формирования полос.

Полосы – это вам не линия, не направление. Для газетчика полоса – это газетная страница в формате А3. И тут хозяин, бог и царь – ответственный секретарь. А с ними, с царями, сами знаете, просто так не договориться. Ответсеку Ержану Нуркасимову то фото подавай – полоса «слепая», то заголовок поменяй, то материал сократи. Фотограф Ануар Абилгазиев – сама невозмутимость, в лучшем случае найдет нужное фото в своем бездонном архиве (ой, кого там только нет!), а если градус накала ответсека дойдет до крайней точки – поедет, сделает новый снимок. И вновь надолго зависнет в своем укромном углу компьютерного цеха, куда, как гласит надпись на двери, посторонним (то бишь простым смертным, читай – журналистам) вход строго воспрещен.

Фокусники-верстальщики Руслан Жайлаубаев, Асия Айсина, Айнур Уразгалиева, Кайсар Жетписбаев и наборщица Алтын Иманиязова, войдя в сговор с ответсеком, под чутким руководством главреда и замов, расфасовывают по полосам взлелеянные корректорами материалы: заметки, статьи, очерки и интервью.

О корректорах – отдельно. Во всех газетах корректура – момент ключевой и стратегически важный. Они, Флюра Мазитова-Каширская, Майя Дельмухашева и Мария Варочкина, хранят все очепятки – ох, пардон! – опечатки, ошибки и оговорки, в курсе всех новостей – от коммуналки и криминала до новых течений в музыке и назначений в акимате. Даже главный редактор Насип Хисметуллаевна порой махнет рукой – «узнайте в корректуре, они знают». Корректура – тыл и передовая. Как хирурги, разрежут твой материал, разложат по падежам, склонениям и спряжениям, установят переносы, исправят все «жи-ши – пиши с буквы И», снова все соберут, что и не узнать – какая красота получилась. При этом, как партизаны на допросе, будут до последнего молчать о журналистских промахах, и лишь за чашечкой чая в неурочный час не зло посмеются над очередным ляпом.

– Что с 24-ой? – главред Шалабаева, вновь пересмотрев все полосы, подводит итог дня. Утвердив фотоэтюд на завершающей номер цветной странице, подписывает газету к печати.

День завершен. Теперь дело за типографией. А это уже совсем другая история.

P.S. Есть в редакции газеты «Прикаспийская коммуна» еще один человек. Ее голос вы услышите, позвонив редактору. Все письма и обращения проходят через ее руки. Все документы в пухлых ярких папках хранит и знает, куда, когда и зачем надо бежать журналисту, вслед отправив редакционного водителя Бегали Яудаева с машиной, чтобы успел. К ней бежит вся редакция за кипятком и сахарком, она находит специалистов, если не слушается офисная техника. Секретарь, делопроизводитель Айсулу Кульниязова, кажется, знает о тебе и твоей семье больше тебя самого. День рождения, номер удостоверения, ИИН и копия свидетельства о рождении детей – все можно найти у нее, вот только откроет нужный шкафчик, и, взяв с нужной полочки нужную папочку, выложит всю твою подноготную.

Да, к газете, скажете вы, Айсулу не имеет отношения. Но как греет душу и работается легко, когда есть на работе островок надежности, покоя и умиротворения.

Марта ОРЫНБАСАРКЫЗЫ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна