Пируэты жизни Гатауова

Четыре минуты Талгат Гатауов пробыл на сцене во время республиканского конкурса художественной самодеятельности в 1986-м. Этого хватило народной артистке Шаре Жиенкуловой разглядеть в нем природную гибкость и способность к вращению. «Из тебя получится прекрасный хореограф, учись!». Так она повернула на 180 градусов размереннную жизнь мастера искусственного осеменения, с красным дипломом инженера-механика и с опытом солиста в армейском военном оркестре. Гатауов стал танцовщиком и хореографом, и сегодня в свои 68 легко выполняет па-де-де и замечательно учит этому в областной школе-гимназии имени Н. Тлендиева.
Талгат Гатауов – очень интересный, импозантный педагог с неповторимой озорной челкой. Его любят ученики и ценят их родители и коллеги. Один-единственный на весь наш регион танцовщик, который по-прежнему, несмотря на почтенный возраст, грациозно и непринужденно выполняет у станка адажио, экзерсис. А ведь дома у него хранится свидетельство об окончании курсов искусственного осеменения животных – очень дефицитной сейчас профессии…
Родился и вырос Талгат в совхозе имени Крупской Каменского района Уральской области в семье тракториста. Сызмальства пас овец, помогал маме с младшими детьми. После окончания школы парень не задавался вопросом: «Куда пойти учиться?» Да никуда. Практически все его одноклассники: Батес, Карашаш, Люба остались в совхозе и сформировали комсомольско-молодёжную чабанскую бригаду. Звено состояло из трех ребят, и они даже установили рекорд для начинающих овцеводов, получив по 125 ягнят от 100 овцематок. А высокие заработки – 485 рублей вместе с премией в месяц – грели душу. Это же целое состояние: чтобы вы понимали, за такие деньги тогда можно было купить мотоцикл «Минск»! После армии в Подмосковье, где был солистом в военном ансамбле, Гатауов решил учиться дальше по специальности, и в 1980 году окончил с красным дипломом сельскохозяйственный техникум. Ему выдали направление в Челябинский сельхозинститут получать высшее. Но парень решил чуток передохнуть от учебы и продолжил работать в родном совхозе, помогал родным. А вечерами бегал на репетиции – голос у него был хороший, исполнял практически все песни Розы Рымбаевой.
Благословение
Однажды председатель совхоза получил депешу из области, что скоро будет республиканский конкурс художественной самодеятельности: «Просим направить людей для выступления». Так, Гатауов оказался в Алматы на большой сцене, в жюри сидела сама основательница казахской хореографии, народная артистка Казахской ССР Шара Жиенкулова.

– А кто это «Алию» поет? Механизатор из Уральска? Приведите-ка этого юнца ко мне, – то ли приказала, то ли попросила известная танцовщица. В свое время главным педагогом и наставником Шары был солист Большого театра и партнер всемирно известной Анны Павловой Александр Александров. Он дал Шаре хорошую основу русского классического танца и все время обращал внимание на необходимость национального характера в искусстве. Результатом их совместной работы явился «Таттимбет», который до сих пор считается одним из лучших казахских танцев. Так вот, Шара Жиенкулова в свои 74 года посчитала 29-летнего мужчину, семьянина и уже состоявшегося в жизни человека Гатауова совсем еще мальчишкой. Увидела в нем все данные для балета, пока артист двигался по сцене в такт исполняемой песне: пропорциональность телосложения, правильная форма ног, выворотность, когда нужно поставить ноги параллельно линии плеч, а также шаги и подъем стопы. Всего несколько минут был он на сцене, а народная артистка, сидя за десятки метров, увидела в нем природную гибкость и способность к вращению.
– Поздно я тебя встретила, балам. Но ты все равно учись. Артистом балета тебе уже быть не суждено, но из тебя получится прекрасный хореограф, – сказала народная артистка.
Вот так, с благословения легендарной Шары сын тракториста, чабан, мастер искусственного осеменения, инженер-механик сельского хозяйства, член райкома комсомола, вокалист ансамбля художественной самодеятельности, в семье которого уже рос двухлетний сын, стал студентом отделения хореографии Шымкентского института культуры. Очная форма обучения шесть дней в неделю, когда ежедневно по четыре пары лекций, а после — обязательная репетиция в балетном зале у станка. Без этого невозможно было получить диплом хореографа. Великовозрастного студента взяли с испытательным сроком на полгода, будучи уверенными, что он вылетит на первой же сессии. «Меня не выпускали из зала, пока не разучу пируэты. А что вы хотите? Кто ж знал, что колесо жизни получит сигнал «круто поверните направо».
Важно сохранить классику танца
«Кто вас так хорошо готовит?» – каждый раз видя на республиканских конкурсах высокие достижения в хореографии своих коллег и их учеников, удивлялась Долорес Таскарина, работавшая тогда директором Малой академии искусств имени Н. Тлендиева. Педагоги и воспитанники уральских хореографических студий демонстрировали высокий артистический уровень, а приглашенные на мастер-классы учителя проводили прекрасные занятия по танцам. Оказалось, что все они – ученики Талгата Газизовича. Так, в Малой академии вышли на уральского педагога, который с удовольствием принял приглашение провести в Атырау показательные уроки для педагогов-хореографов и учащихся. Это стало началом большой совместной работы. Затем Гатауов приступил к работе в Малой академии искусств имени Н. Тлендиева — единственном в нашей республике учебном заведении, где наряду с общеобразовательными предметами детям преподают основы практически всех направлений искусства. И одним из самых популярных жанров всегда была и остается хореография.
С юными воспитанниками академии неоднократно приезжал в Атырау проводить мастер-классы сын Гатауова Таир, ведущий солист балета Государственного театр оперы и балета «Astana Opera», заслуженный деятель Республики Казахстан, лауреат многих международных конкурсов. Отец будущего артиста с детства прививал ему любовь к современным и народным танцам, в 10 лет отдал в Алматинское хореографическое училище им. А.В. Селезнева, которое тот окончил с отличием. Юноша прошёл стажировку в мировом центре оперного искусства — итальянском театре оперы и балета «Ла Скала», исполнял самые сложные партии в балетах «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», «Спартак», «Карагоз» и многих других. Но… Один из талантливейших танцовщиков современного Казахстана, гордость своей семьи в 2020-м Таир Гатауов погиб в автокатастрофе, оставшись навсегда 35-летним. Беря интервью, мы не смогли спросить у Талгата Газизовича про его старшего сына. Потому что стоит только произнести имя, как у него сразу собирается ком в горле и останавливается дыхание…
А про работу учитель академии может говорить без передышки:
– Классический танец – самый сложный и прекрасный вид хореографического искусства. Овладение его основами требует кропотливого труда, больших физических и эмоциональных затрат, редких природных данных, — сказал нам педагог. – Хореографическое отделение нашей гимназии – это возможность освоить основы классики. И я очень благодарен народному артисту Казахстана Болату Аюханову и преклоняюсь перед его памятью. В самое трудное время он сумел сохранить классическую основу балета, проводил репетиции где-то в подвале, в неприспособленных зданиях. И ведь сохранил! И мы не можем отходить от основ.
А в непростое для Гатауова время наша газета помогла… получить жилье учителю. Об этом Талгат Газизович вспоминает каждый раз, как видит корреспондентов «ПК». Действительно, педагогу долго не давали обещанную арендную квартиру, но после публикации в «Прикаспийке» в 2011-м все благополучно разрешилось – тогдашний глава региона лично посетил учебное заведение и вручил Гатауову заветные ключи. Талгат Газизович заслужил свое жилье: педагог собрал танцевальный ансамбль «Қазына», который неоднократно становился обладателем Гран-при и лауреатом многих международных конкурсов и фестивалей. За 16 лет работы в академии педагог с учениками посетил десятки стран. Педагог удостоен нагрудного знака «Ы. Алтынсарин», который вручается за большие достижения в сфере образования и признается как высокая оценка творческого труда и новаторства педагогов. Он — обладатель медалей «Лучший балетмейстер Республики Казахстан», «За добросовестный труд», «Отличник труда».
– А сейчас разрешите откланяться, скоро урок, и я должен подготовиться, мне необходимо размяться, – прощается с нами Гатауов. – Моя задача – не просто требовать от учеников движения, а для начала показать им все это.
Он ушел готовиться к спецпредмету в новый хореографический зал с паркетом, огромными зеркалами, станками — делать растяжку, разминку и все остальное, понятное только ему. Классическая хореография – один из самых красивых видов сценического искусства. Но путь того, кто решит связать с ним свою жизнь, будет нелегким и тернистым.
Марина КУАНЫШЕВА



