От простого к Великому

836a547a6f023fa80429124f118337c1 Культура

«Почему Абай невеликий» – под таким заголовком совсем недавно вышла статья в нашей газете. Выражаю полную солидарность с мнением автора, но хочу дополнить написанное. Абай не был понят своими современниками, его многие не любят и сейчас. Я – казах, и я националист. В том смысле, что я очень люблю свой народ, поклоняюсь мудрости предков, поклоняюсь героизму предков от основоположников ханства Керея и Жанибека до Бауыржана Момышулы, Алии и Маншук. Тема трудная, потому и сумбур в моих мыслях, за что прошу прощения у читателя. Но вот как патриот, хочу высказать свою мысль. Хочу ответить на вопрос, почему все же многие не любят Абая?

 

«Хорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет, выбившись из сил, пресытившись всем, обнаружил бренность и бесплодность своих деяний, убедился в унизительности своего бытия. Чем теперь заняться, как прожить оставшуюся жизнь? Озадачивает то, что не нахожу ответа на свой вопрос.

Править народом? Нет, народ неуправляем. Пусть этот груз взвалит на себя тот, кто пожелает обрести неисцелимый недуг, или пылкий юноша с неостывшим сердцем. А меня сохрани Аллах от непосильного бремени.

Умножать ли стада? Нет, не стоит заниматься этим. Пусть дети растят скот, коль им надобно. Не стану омрачать остатки дней своих, ухаживая за скотом на радость проходимцам, ворам и попрошайкам.

Заняться наукой? Как постичь науку, когда не с кем словом умным перемолвиться? Кому передать накопленные знания, у кого спросить то, чего не знаешь? Какая польза от того, что будешь сидеть в безлюдной степи, разложив холсты, с аршином в руке? Знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем можно поделиться радостью и печалью.

А может посвятить себя богослужению? Боюсь, не получится. Это занятие требует полного покоя и умиротворения. Ни в душе, ни в жизни не ведаю покоя, уж какое благочестие среди этих людей, в этом краю!

Воспитывать детей? И это мне не под силу. Воспитывал бы, да не ведаю, как и чему учить? Какому делу, с какой целью учить, для какого народа воспитывать их? Как наставить, куда направить, когда сам не вижу, где бы дети могли приложить свои знания? И здесь не нашел я себе применения.

Наконец решил: бумага и чернила станут отныне моим утешением, буду записывать свои мысли. Если кто найдет в них нужное для себя слово, пусть перепишет или запомнит. Окажутся ненужными мои слова людям — останутся при мне.

И нет у меня теперь иных забот».

Слова отчаявшегося человека, который стал волостным в надежде с высокого поста исправить нравы своего народа. Не получилось. Писал и распространял стихи, не ради славы, ради все того же – достучаться до сознания людского. Не получилось. И тогда он написал свои «черные слова» (слова назидания). Интересно, казахи так высоко ценят поэзию, что прозу называют «Қара сөз» – черное слово. А в этом творении Абая слова назидания прозвучали как приговор – действительно черное слово. Но это от отчаяния, от безысходности. Это как надо болеть сердцем и душой за свой народ, чтобы в открытую обличать его недостатки? И в этом он – единственный! Единственный не только казах, возможно, единственный в мировой литературе. Мне возразят: «А Салтыков-Щедрин? А Крылов?». Да, они тоже вскрывали пороки современников, но иносказательно. Даже признанные мировые классики не осмелились говорить прямо. В отличие от них Абай не высмеивал – Абай плакал! Открыто и не стыдясь. А вот насколько его понял народ? По-моему, мы до сих пор на пути к пониманию.

Нет ни одного казаха, не признающего поэтический гений основоположника казахского литературного языка. Но я могу назвать множество казахов, которые, тем не менее, не любят Абая. Почему? Потому что он написал «Слова назидания». Если бы он ограничился критикой богатых и правителей своего времени («Болыс болдым мінекей», «Қараша, желтоқсан мен сол бір екі ай»), народ его превозносил бы на все времена, мы любим критиковать богатых и власть предержащих. Но в Назиданиях Абай покусился на весь народ. Каким же надо быть патриотом, чтобы всенародно бичевать свой же народ? Для этого нужно любить этот критикуемый народ самозабвенно, понимать, что он не поймет и не простит, и все же высказаться. Для этого надо родиться Абаем. Прослыть ненавистником своего народа и все же стоять на своем.

Ярые казахофилы мне говорят: «Абай не прав, нельзя выносить мусор из избы». А я возражаю: «Я преклоняюсь перед поэтическим даром великого Абая, но для меня, как патриота своей нации, его «Слова назидания» перевесят любое его стихотворение. Именно в этих сорока пяти словах выразились вся его любовь, вся его боль, все его надежды». И проявилось его подлинное величие. Именно с большой буквы. Только друг скажет правду в глаза, от которой больно, а враг похвалит, про себя посмеиваясь.

Кто прав? Я стою на своем. Но и оппоненты мои имеют право голоса.

Подискутируем ?

Фото: adebiportal.kz

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна