Опять в школу

Опять в школу Культура

Новые школьные фартуки, манжеты и воротнички, портфели и пеналы и непременно цветы «петушиный гребешок» или ирисы. Все это – в начале нового учебного года. Но только в моем детстве. В старом добром Гурьеве.

Не знаю, как для других, для меня начало каждого нового учебного года являлось долгожданным радостным событием. Ну, во-первых, это значит, что тебе купят новый портфель, пенал и фартук с туфлями. А во-вторых, и в самых главных, – общение, одноклассники, ожидание новеньких школяров, учебники пока неизведанных предметов.

Школьный наряд покупали в «Детском мире» (помните, в районе Торгового центра? Сейчас там располагается супермаркет), либо ездили на колхозный рынок, где тоже была «Одежда». За туфлями отправлялись в обувной на ул. Доссорской. Волшебный для меня тогда магазин, очень любила бывать в нем и рассматривать обувь.

 

После уроков – за ластиками

Канцтовары в основном брали в крохотном магазинчике на Первом участке, что работал неподалеку от РСУ. Этот книжный манил круглогодично ребятню, а уж школяров и подавно. После школы у нас в числе обязательных дел значился поход именно в этот магазин и многие вечно спускали свои карманные на ручки-ластики-карандаши. Пропадали мы еще в киосках «Союзпечать»: такие работали по всему Гурьеву, где продавалась всякая всячина – начиная от галлографических линеек/ календариков, плакатов с Розой Рымбаевой и Валерием Леонтьевым (из серии «Советский экран») и заканчивая блокнотами и конвертами.

Накануне, 31 августа и ранним утром 1 сентября в разных местах Гурьева появлялись торговцы «петушками» и ирисами. Поэтому на Первом звонке почти все школьники держали в руках эти цветы.

С наступлением учебного года весь город оживал: в автобусах появлялись школьники, на которых так же, как и на нынешних, шипели пассажиры – мол, мешаются со своими портфелями. А на просьбу «Прокомпостируйте, пожалуйста, билет», немало младшеклас­сников хлопали глазками. Да, в то время в «тройках» и «четырнадцатых» – самых популярных маршрутах гурьевского автобусного парка, были установлены серые компостеры – теперь уже символ общественного транспорта Союза.

 

Школа имени

Крупской: снесли, а память осталась

Мне повезло: я училась в одной из самых лучших по тем временам городских школ – №18 имени ­Н.К. Крупской. Да, тогда туалет был на улице, а сама школа была разбита на здания-спутники, но там работали замечательные учителя! Я застала знаменитых на весь Гурьев учителя по математике Тамару Сергеевну Томачкову (она была строгая, про нее ходило всегда одно и то же четверостишие среди учеников: «гром гремит, земля трясется, Томачкова в класс несется!»), очень грамотных русоведов Ольгу Александровну Лебедеву и Софью Кадыровну Мустафаеву, историка, легко объясняющего урок Аллу Владимировну Демидову, а в первом классе нас учила Тамара Ивановна Смирнова.

Все эти педагоги были, как сейчас модно говорить, лицами школы Крупской, по крайней мере, в мое время. В этой школе училось, кажется, полгорода: к кому в гостях ни глянь в семейный фотоальбом, везде имеются снимки на фоне школы №18. Немного жаль, что старенькое здание школы имени Крупской снесли. Наверное, его можно было отреставрировать. И оставить хотя бы для истории…

А на олимпиады всевозможные нас посылали всегда в другую хорошую школу – №17. А еще восьми- или девятиклассников Гурьева по весне отправляли на УПК – учебно-производственный комбинат, где девочек учили шить, либо помогать в детском саду, а потом всем выдавали «корочку» – помощник воспитателя.

УПК располагался в одной из школ Жилгородка, а это значит, что после уроков многие старшеклассники гуляли по Гурь­еву. Например, моим одноклассникам непременно надо было зайти в парк в Жилгородке, посетить Торговый центр, кинотеатр «Юность».

 

Побыть рядом

с вождем

В праздничные же дни – 7 ноября, 1 Мая, день рождения В.И. Ленина – клумба с бюстом вождя у клуба УЗКМН «оживала» – туда приходили пионеры-часовые. Это было одним из самых замечательных и почетных для школьников занятий – участвовать в смене караула. Смеяться не разрешали, разговаривать тоже. Ты должен был стоять, вытянув правую руку, как все пионеры, и демонстрировать всем своим видом торжественность момента. К слову, в клубе УЗКМН часто устраивались осенние школьные балы. Там же можно было записаться в кружок танцев, игры на фортепиано или еще какой другой.

Но самым интересным в мои школьные годы, пожалуй, можно было назвать церемонию вступления в Комсомол. Я была на ней, когда меня приняли в пионеры. Почему-то для меня церемония казалась и торжественной, и немного страшной – что это, Комсомол, и с чем его едят? Я даже побаивалась того часа X, когда тоже буду читать с огромной символичной книги Клятву, которую давали все, кто вступал в ряды комсомольцев. Час X не настал – Союз распался. Наступало другое время…

Надежда ШИЛЬМАН

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна