Магнетизм Мусахаджаевой

ma Выбор редакции

«Как жаль, – говорили те, кто не попал на концерт классической музыки АйманМусахаджаевой. – Мало было рекламы, объявлений». Практически каждый год в Атырау приезжает скрипачка с мировым именем, народная артистка, Герой Труда Казахстана Айман Мусахаджаева. И не одна, а с большим коллективом музыкантов, артистами высокого уровня, которые владеют чистым академическим исполнением мировой классической музыки. И все выступления проходят при полном аншлаге.

В этот раз мы решили записать интервью с Айман Мусахаджаевой, хотя времени у гостьи было очень мало – это было турне по Западному Казахстану, в Атырау артисты приехали из Актобе, а на следующее утро после концерта вылетали в Актау. Но, тем не менее, Айман Кожабековна в беседе нам не отказала, хотя ее ждали на ужин. Говорила быстро, с улыбкой на лице. Практически всегда у Айман Мусахаджаевой улыбка, хорошее настроение. Она бесконечно обаятельна, блистательна, восхитительна… Можно еще долго говорить ей комплементы, писать слова восхищения. И все заслуженно, все достойно. Просто удивительно, как все успевает женщина, весной отметившая свой 60-летний юбилей.

– Приходится успевать. Музыка дисциплинирует. С детства приучена планировать свой день, а теперь уже неделю и даже месяц. Все расписываю, где, когда должна быть, какие планы, какие мероприятия в стране.

– А гастролировать не устали? Практически никто из музыкантов в таком возрасте с концертами, а тем более с гастролями, не выезжает. После 50 лет стараются заниматься преподавательской работой.

– Я тоже преподаю, но и гастролировать должна. Я же Герой Труда, народная артистка. Это обязывает. Мы должны служить народу. Я поддерживаю слова Народной артистки СССР Бибигуль Тулегеновой, которая говорит, что артист должен выступать пока у него есть силы. Бибигуль Тулегенова до сих пор выступает несмотря на столь почтенный возраст. И гастроли по стране – это дань уважения своему народу. Мне нравятся гастроли. Я с большим удовольствием выезжаю во все уголки мира, но и про нашу страну не забываю. Если мне дано свыше играть, играть хорошо, то я должна это показать другим, познакомить с бессмертной классической музыкой, привить любовь к искусству. Это для меня большая честь и ответственность. А усталость – это легко приходящие и уходящие моменты, которые можно регулировать.

– Айман Кожабековна, вы же еще и сами сочиняете?

– В основном это аранжировки известныхкюев. Нужно поработать над тем, чтобы смычок передал звук кюев.

– Ваше детище – Казахский Национальный университет искусств «Шабыт» – один из первых вузов уже независимого Казахстана. Расскажите немного об этом учебном заведении.

– В этом году мы отметили 20-летие нашего вуза, как и Астаны. Мы же все вместе переезжали в новую столицу. Еще в 1997 году начали. Я тогда работала заведующей кафедрой струнных инструментов Казахской национальной консерватории имени Курмангазы в Алматы. Мы уже знали тогда о переезде столицы. И думали-гадали, будет ли наша консерватория переезжать. Меня пригласил Президент, сказал, что вуз трогать не будем, а в Астане откроем новую современную Академию искусств, которая будет готовить не только музыкантов, но и кинематографов, и специалистов всех других направлений искусства. Покинуть родной и теплый Алматы, ехать туда, где пока не было комфорта, где все только начиналось, было сверхсложно. Но я всегда помнила разговор с Нурсултаном Назарбаевым, который сказал, что верит в меня и надеется, что все получится. И вот мы с группой единомышленников, моими коллегами и учениками отправились строить Астану в буквальном смысле. В первые годы условия были тяжелые, но в последующем для нас сделали все, что обещали – новое здание, общежитие, квартиру каждому сотруднику, а в первую очередь первопроходцам. Нам удалось открыть школу, потом колледж при Академии, и сегодня наши учащиеся и студенты получают полное образование в стенах одного учебного заведения. Были такие сложности, что силы, казалось, на исходе. Но как-то выдержали, выстояли. И я счастлива, что не подвела Нурсултана                                                      Абишевича.

Сегодня наш университет искусств «Шабыт» входит в число десяти лучших вузов искусств СНГ, у нас договоры с ведущими вузами искусств по всему миру.

– Например?

– Например, наши студенты и преподаватели успешно практикуются в Нью-Йоркской академии киноискусства, учатся снимать фильмы. Один этот факт говорит о том, как далеко, как высоко мы взошли. Есть договоры Академии искусств почти со всеми крупными академиями Европы. Российская школа музыки всегда высоко ценилась. И мы постоянно там выступаем. Вот недавно было выступление в Санкт-Петербурге – в Эрмитажном театре, в Шереметьевском дворце. Я выступала с нашим государственным оркестром «Академия солистов». Мы специально даем такие названия нашим коллективам, чтобы они тянулись к лучшему, заслуживали. В этом году было много выступлений в Европе. Нам доверили представлять Казахстан на престижном Каннском международном фестивале искусств. Был прекрасный концерт на Мальте, где мы с оркестром сыграли концерт Хачатуряна. Очень, очень насыщенная программа была. И я всегда с большим удовольствием собираю чемодан, так как понимаю, что это  одна из моих миссий.

– Недавно вы получили высокую награду «Звезда Содружества». Ее дают только одному человеку из стран СНГ.

– Да, это более чем почетно и высоко. Специально на церемонию награждения в Астану приехала большая делегация. Вместе со звездой я получила два миллиона российских рублей и намерена направить их на создание Национального симфонического оркестра. Есть поддержка министра культуры.

– Много ли атырауских ребят учатся в вашей Академии?

– Достаточно. И уровень их подготовки только радует. Они хорошо исполняют казахскую народную музыку. Мы просим их, чтобы они обращали внимание на классику.

– А как решается вопрос с трудоустройством выпускников?

– У нас нет проблем с трудоустройством. Нас просят больше готовить специалис­тов, потому что сейчас достаточно хорошо поддерживается сфера культуры. Во многих населенных пунктах впервые открываются школы искусств. Требуются специалисты. Поэтому у нас так вопрос не стоит. Мы же выпускаем высококлассных специалистов, которых учим музыке с малых лет, с первого класса. Трехступенчатое образование было главным условием открытия академии, если мы хотим дать классическое образование. Поэтому у нас есть своя школа и колледж. Приезжайте, будем рады учить вас.

 

Справка ПК

 

АйманКожабековнаМусахаджаева родилась 15 марта 1958 года в Алматы. С семи лет Айман начала выступать на концертах, а в тринадцать впервые с оркестром исполнила «Интродукцию и Рондо каприччиозо» Сен-Санса. В 1975 году АйманМусахаджаева окончила республиканскую специальную музыкальную школу им. КуляшБайсеитовой в Алма-Ате, в 1983 году – Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского.

С 1983 по 1990 годы солировала в Казахской государственной филармонии им. Жамбыла. В 1990 году стала доцентом кафедры скрипки Алматинской Государственной консерватории им. Курмангазы, затем, с 1993 по 1998 годы, заведующая кафедрой струнных инструментов.

В 1993 году основала Государственный камерный оркестр «Академия солистов» и стала его художественным руководителем.

С 1993 года является членом жюри международного конкурса скрипачей им. Чайковского, международного конкурса скрипачей им. Микеланжело Аббадо, международного конкурса скрипачей им. А. Ямпольского.

В 1998 году стала ректором Казахского национального университета искусств «Шабыт» в Астане. Является лауреатом и дипломантом многих конкурсов в России, Италии, Японии, Финляндии. Имя Айман Мусахаджаевой внесено во Всемирный почетный список IВС «2000 выдающихся музыкантов ХХ века». Клуб меценатов Казахстана наградил её независимой премией «Платиновый Тарлан» в категории «Музыка». Скрипачке присвоено почётное звание ЮНЕСКО «Артист за Мир». Кавалер орденов «Дружбы» (Россия) и «Отан», «За заслуги перед Итальянской Респуб­ликой», имеет медаль «За заслуги в культуре GloriaArtis».

Марина КУАНЫШЕВА

Фото: kazpravda.kz

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна