КОГДА РЯДОМ ЖЕНЩИНА

Когда рядом женщина 1 копия Культура

Бахытжан Момышулы и Зейнеп Ахметова. Эти имена хорошо известны всем казахстанцам. Сын и сноха легендарного Бауыржана Момышулы, две яркие творческие личности.

 

Бауыржан Момышулы — талантливый писатель-прозаик, эссеист, переводчик. Зейнеп Ахметова — автор знаменитой книги «Шуа?ты к?ндер» («Светлые дни») и множества статей, посвященных духовно-нравственному воспитанию молодежи, пропаганде обычаев и традиций казахского народа.

Бахытжан Момышулы посвятил своей супруге трогательный и искренний роман «Когда ты рядом». На мой взгляд, это одно из лучших произведений, посвященных женщине. В казахской литературе эту тему затрагивали многие писатели-классики. Вспомним «Улпан — ее имя» Габита Мусрепова, «Акбилек» Жусупбека Аймауытова, «Ботагоз» Сабита Муканова, «Несчастная Жамал» Мыржакыпа Дулатова, «Красавица Камар» Султанмахмута Торайгырова, «Дина» Саурбека Бакбергенова, «Маншук» Мариям Хакимжановой и других. В этом списке роман «Когда ты рядом» не теряется и занимает свое место.

Роман сразу вызвал интерес, как только я прочитала первое предложение: «Дождь казался тугим и крепким, но струи его размазались на оконном стекле, как черная тушь». Очень эффектное начало романа дало мне возможность читать дальше. Хотя роман автобиографический, главные герои названы вымышленными именами Талап (Бахытжан), Гюзаль (Зейнеп), Аяз (Бауыржан Момышулы).

Я считаю, что каждая семья сейчас переживает свой кризис. Многие женщины не знают, что значит быть женщиной для своего мужа в истинном понимании. Поэтому эта книга на многое открывает глаза, учит житейской и женской мудрости.

Жизнь в семье героя Бауыржана Мо-мышулы требует огромных духовных сил. Перед нами страница за страницей показано становление женщины. В начале семейной         жизни Гюзаль — неопытная, упрямая, нетерпеливая, растерянная. Автору хватило мужества и смелости открыто рассказать о трудных взаимоотношениях между родными людьми. Первые ссоры, непонимание, тяжелые размолвки…

В этот непростой период мать Гюзаль ненавязчиво дает дочери мудрый совет: «Мир в доме надо беречь, а это дело женщины, хранительницы очага. Надо уметь сдерживаться и уступать. И еще нужно уметь прощать. Не с крыши, не с посуды, не с сундуков — с доброты начинается семья».

Гюзаль не столько думает, размышляет, сколько чувствует. Наблюдая за неуправляемым Талапом, она приходит к выводу, что сердце у него сжалось от обиды, что он всегда был одиноким и ему нужна поддержка. Талапу не дает покоя, прежде всего, духовная пропасть между ним и отцом. Временами он не чувствует ни смысла жизни, ни ее ценности, все кажется ему бесполезным. Творческая неудовлетворенность также не дает ему покоя. Мостиком, скрепляющим отношения между сыном и отцом, становится Гюзаль. Она, как спасительная добрая рука, приходит к ним на помощь. Служение двум непростым творческим личностям через любовь и заботу — такой путь выбирает Гюзаль. Она становится опорой, союзницей, близким человеком, учится быть гибкой и терпеливой. Все это не означает, что она стала тенью своего мужа. Уважение к мужчине, признание его заслуг, желание служить мужчине, не теряя себя — вот что покорило меня в Гюзаль. Она умеет слушать и слышать, что позволяет Талапу почувствовать свою силу, уверенность. Талап перешагивает через многолетнюю обиду, унижения, растоптанное самолюбие. В мыслях и чувствах отца также происходят положительные сдвиги.

Образ легендарного героя Аяза выписан противоречиво. Он предстает перед нами неоднозначным, очень сложным человеком. Жесткость, эгоизм, категоричность и одновременно доброта, широкое мышление и внутренняя свобода. Военный человек, забывший, что такое семья и родственные связи, и от этого глубоко страдающий и несчастный.

Гюзаль шаг за шагом создает вокруг себя тепло, уют, пространство любви и заботы. Потихоньку начинают притираться острые углы, грани живого механизма, называемого семьей. А смазчиком и наладчиком стала та же Гюзаль, она же Зейнеп Ахметова. Интересно наблюдать за изменением состояния главной героини. Эмоциональное состояние меняется у нас на глазах. Ее внутренние усилия, взращивание в себе женской мудрости и силы вызывают неподдельное уважение.

Книга наполнена любовью и уважением к женщине. Не могу не привести отрывок из книги: «Женщина знает, что пока она живет, будет жить и человечество», «Идет по улице прекрасная женщина с пятнами на лице и с большим животом, самая прекрасная женщина на свете…».

Дорогие женщины! Главное наше предназначение — привносить в этот жесткий мужской мир свет, добро и любовь. Без этих ценностей мир определенно не мог бы существовать. Именно к этому призывает эта прекрасная книга. Литературоведы считают, что этот роман нужно переиздать. Они, безусловно, правы, роман нужен нашей молодежи.

В издательстве «Санат» в 2012 году вышла новая книга Зейнеп Ахметовой «Бабалар аманаты». Книга-воспоминание является продолжением книги «Шуа?ты к?ндер». Единственное отличие: первая была написана молодой женщиной-матерью, а данное творение — умудренной опытом бабушкой. Произведение раскрывает новые грани личности Бауыржана Момышулы. «Я прошла жесткую академию Бауыржана ата. Он был строгим, но справедливым. Каждая беседа с ним была ценной для меня. Я старалась не только запоминать, но и записывать. И чувствуя сегодня уважение народа к себе, я понимаю, что его уроки не прошли даром», — отмечает писательница. Многие страницы книги посвящены описанию традиций и обрядов казахского народа.

 

Об авторе

 

Бахытжан Момышулы родился 3 октября 1941 года в городе Алма-Ате. Его детство было наполнено почти сиротским одиночеством: мать умерла, отца он видел крайне редко, потому как тот воевал, затем преподавал в военных академиях России, Кубы, ездил по разным странам. И встретился с сыном, когда он уже был молодым начинающим писателем. К тому времени Бахытжан перенес шесть операций на тазобедренном суставе: сказались последствия полиомиелита, что не помешало ему успешно выучиться, окончить среднюю школу №10 и педагогический институт, факультет иностранных языков.

В разные годы он работал в редакции районной газеты Жуалинского района Жамбылской области, переводчиком в Жамбылской областной газете и литсотрудником газеты «Ленинская смена». Творческий путь начал с литературного перевода. В разные годы перевел на русский язык произведения известных отечественных писателей — Шерхана Муртазы, Оралхана Бокеева, Жайсанбека Молдагалиева, Кемела Токаева и других. Его авторству принадлежат произведения «Когда ты рядом», «Сыновья великого волка», «Сердце волка», «Предание князей времени», «Явление синего таутеке», «След птицы в небе» и другие.

Бахытжан Момышулы, как и его отец, скончался в возрасте 71 года.

 

Гуляим БАЙМУРЗИНА,

директор Атырауской областной детской библиотеки

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна