Как на Ивана Купала всех искупали

Как на Ивана Купала всех искупали 3 Культура

 

В минувший выходной в Ретропарке праздновали день Ивана Купалы, посвященный летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. Организатором выступило славянское этнокультурное объединение «Светоч». В культурной программе также приняли участие и таланты филиала Ассоциации славянских, русских и казачьих объединений, ансамбль «Тропикана» из украинского ЭКО «Довира», школы танцев и гимнастики «Арабеск».

Следует отметить, что празднование Ивана Купалы присуще не только славянским народам. В Литве этот день называют Ладо, в Польше отмечают Соботки. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня проходили веселые гуляния. Аналогичные праздники в Индии «Гопало», в Албании, это Flakagajt – «День огня», у немцев Купалу и Марену заменяют Ганс и Грета. «Купальские огни» распространены по всей Европе. В Германии и Франции костры разжигались в городах и селах с XII по XVII века. День летнего солнцестояния праздновали везде. Из-за отставания Юлианского календаря от ныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей «макушку лета» стали праздновать через две недели после самого солнцестояния. А у нас макушечка еще более сдвинулась. Но веселья от этого не было меньше.

После официального открытия праздника и выступлений директора Дома дружбы Жанат Доскалиевой и председателя ЭКО «Светоч» Раисы Битковой, вручения грамот и благодарственных писем активистам этнокультурного объединения праздник развернулся вовсю. Ансамбли «Зоренька», «Горлица», «Уралочка», «Русская душа» дарили номер за номером. А как порадовали зрителей солисты Татьяна Калентьева, Юрий Старцев! Сколько народных песен прозвучало в этот день. И особенно приятно, что зрители охотно подпевали, значит, песни и сегодня популярны.

В основе всех обрядов купальской ночи лежит почитание воды и солнца. Вода – очищающее начало, и Иванов день заполнен ритуалами, связанными с водой, оттого он и называется чистоплотным. На заре этого дня принято купаться. Купание (смысл которого несет название Праздника Купалы) проводится в одежде, которую можно сушить только на теле, после чего эта одежда обретает свойство оберега. По всему Ретропарку носились ребятишки в одежде, с которой стекала вода, а им все мало, вновь и вновь бежали они к фонтану, чтобы добавить влаги. А взрослых щедро «окропляли» ведущие Наталья Махорина и Татьяна Капуова.

Характерная примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Интересны поверья, связанные с двумя растениями: папоротником и Иван-да-Марьей. Наши предки считали, что один раз в году, в купальскую ночь, можно найти цветущий папоротник. Тот, кто его сорвет, обретет дар предвиденья, сможет понимать язык зверей и находить клады.

Цветки Иван-да-Марьи в представлении славян символизировали огонь и воду. Из поколения в поколение передавалось предание о том, что в цветок обратились брат и сестра, близнецы, которые полюбили друг друга как муж с женой. Знахари искали на Ивана Купалу одолень-траву, защищающую от врагов, полынь, отгоняющую нечистую силу, перелет-траву, которая якобы может перенести человека за тридевять земель.

Ведущие предлагают ответить на вопрос: «Какие же травы наиболее часто употреблялись нашими предками?» И надо было видеть, как буквально со всех сторон к сцене бежали участники, от мала до велика, называя одну за другой чудесные травы, собираемые в это время. Это и крапива, которая то током пробьет, то огнем обожжет, поможет страдающим ревматизмом, и «плакун-трава», особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа. Приятным открытием стало для многих, что и славянские народы, и степняки в качестве оберега вешали над входной дверью пучок полыни (жусан). Жаль, что мы так редко вспоминаем об этих средствах, в отличие от новомодных, дающих целый хвост побочных действий. И здорово, что многие помнят о чудодейственных травах, энтузиасты получили призы. А тут и новый конкурс подоспел.

По народным представлениям, в Иванов день солнце действует с особенной живительной и возбуждающей силой. Пламя костров символизировало июльское солнце. А какой костер без дров? И выходят на сцену молодцы с пилами, да топорами – заготовить материал для костра. С такой силой пилы направляют, что те не выдерживают, ломаются. Вот такова удаль молодецкая!
Обычно праздник завершается спуском венков на воду. По поверью, чтобы всю жизнь быть счастливым, в венки нужно вплести траву Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкую траву и медвежье ухо. Вечером пускают эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Надо было видеть, какое оживление вызвала эта церемония в Ретропарке:

«Эй, Уралушка, встречай, мы идем венки пускать и желания загадать».

А желание наше общее такое: чтоб не знали мы войны, чтоб кругом цвели цветы, чтобы радовались и взрослые, и дети, чтоб гремел наш Казахстан доброй славой по всей планете.

И пригласили в новый хоровод – через год.

Любовь МОНАСТЫРСКАЯ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна