Джейсон Борн. А лучше не становится

Культура

Жанр: экшен, приключения, драма
Режиссер: Пол Гринграсс
Сценаристы: Пол Гринграсс, Кристофер Роус
Бюджет: $3,962,600.00
Продолжительность:123 мин.

Казалось, это было только вчера. Мэтт Дэймон был никому неизвестным юнцом, и получая свой заслуженный Оскар (за “Умницу Уилла Хантинга” в качестве сценариста) кричал, перебивая своего друга Аффлека (в то время тоже неизвестного) и прыгал как обезьяна. А сегодня вон какой! Морщинистый. Измотанный. Уставший. Ему уже сорок пять.

Через лет пять стукнет пятьдесят. А еще через десять… Что же это ты делаешь, время…

В 2002 году компания “Юниверсал” показала фильм “Идентификация Борна”. Был он снят по роману Роберта Ладлэма и являлся второй попыткой его экранизации. Критиками был принят хорошо, но настоящая слава пришла к Джейсону Борну спустя еще два года. Даг Лайман уступил режиссерское кресло документалисту Полу Гринграссу, а сам перешел в продюсеры. Гринграсс был “свежая кровь”, новичком в большом кино. И с его легкой руки борниана стала самым умным, стильным, модным экшеном двухтысячных, заработав несколько технических Оскаров. “Превосходство Борна” и “Ультиматум Борна” также были основаны на книгеи Ладлэма, который, увы, успеха этих экранизаций не увидел и продолжения к ним не написал.

Казалось бы, все, проект исчерпан. Но жадные продюсеры “Юниверсал” останавливаться на этом не хотели. Так, сценарист предыдущих “Борнов” Тони Гилрой состряпал новый сценарий, уже “от себя”, но Пол Гринграсс отказался его снимать и объявил, что умывает руки. Мэтт Деймон последовал за ним. Так, через семь лет появляется пин-офф. “Эволюция Борна” уже без Борна. С Джереми Реннером, актером, безусловно, хорошим, но не таким обожаемым, как Мэтт Дэймон. Что и требовалось доказать. Если три предыдущие части зарабатывали в четыре раза больше, чем на них было потрачено, “Эволюция”, несмотря на увлекательный сюжет и затратные съемки, смог отработать только вдвойне. Если это был не провал, то успехом его точно не назовешь. А еще через тройку лет… Вуаля! Пол Гринрасс вернулся в проект. Под руку с Мэттом Дэймоном, конечно. Казалось бы, что еще нужно для успеха?

Но нет. Как бы мы ни любили Дэймона, сегодня Борн выглядит измотанным. Кажется, он устал от всего. Устал от борьбы. Устал от ЦРУ. От самого себя, от вечного искания себя. На него скучно смотреть. Его “дозор” давно “окончен”, но приходится драться. Жанр обязывает. Итак, в новой и, по-видимому, еще не последней серии борнианы Мэтт Дэймон бегает, стреляет, ломает конечности и угоняет машины. Но… не трогает. Когда-то (в предыдущих сериях) Джейсон был юношей, у которого отобрали все. Человеком без прошлого и будущего, метавшимся в догадках и преследуемым самыми квалифицированными убийцами на свете. На каждом шагу его пытались если не убить, то обвести вокруг пальца. Несмотря на превосходную физическую форму и сильную интуицию, он был потерян. Зрители это чувствовали и сопережевали. В “Джейсоне Борне” мало этой раненности. Он как будто застрял между ниоткуда и никуда. Если изначально для Борна нужен был актер с глазами Уилла Хантинга, он, казалось, был написан для Дэймона; то на этой стадии, когда в фильме не осталось ничего, кроме бессмысленной беготни, Джейсона Борна мог бы сыграть любой Джейсон Стетхем или, еще хуже, Дуэйн Джонсон.

Сюжет здесь высосан из пальца. Важнейшая линия – линия отца описана бегло. Когда герои теряются среди толпы или грузовики гоняют, сплетая все на своем пути, или снайперы держат под прицелом жертву, или еще какой-то трюк, у вас смутное ощущение, что вы где-то это уже видели. И да, вы правы, вы все это видели в предыдущих Борнах. Новизны нет никакой. Стиль Гринграсса не настолько новый, чтобы заинтриговать, и не настолько старый, чтобы мы успели соскучиться, тоже не пленяет. Танцующей камерой и резким монтажом сегодня никого не удивишь.

Гринграсс пытается быть политичным. Бастующие в Греции, Сноуден, ЦРУ… Информативная война. Все это конечно, интересно, но ушла какая-то боль. Не сопереживаешь ты избито-непобежденному Борну. Не сопереживаешь и его отцу. Все-таки наполнить смыслом боевик умеет не каждый. За этим только к Кристоферу Нолану. Что касается актерского состава, морщинистое лицо Томми Ли Джонса не располагает, как это было раньше. Зато Венсан Кассель выглядит настоящим злодеем и все время тянет одеяло на себя. А рядом с постаревшим Борном уже ярко сияет звезда нового поколения. Тренированные агенты сегодня не герои. Настала эра Сноуденов и Цукербергов. И они, эти молодые, намного интереснее. Например, оскароносная актриса Алисия Викандер играет нового кибер-шефа ЦРУ. Умную, немногословную и сосредоточенную. Когда она говорит, не знаешь, что она подразумевает. Вообще, Викандер своей четкостью во всем напоминает Натали Портман, и также как она, хороша в любой роли. Заметен Риз Ахмед в роли Каллюра.

А что до Борна… Ну, разобрался он с врагами системы и личными недоброжелателями (кто бы сомневался). И что? Никому от этого лучше не стало. ЦРУ все так же кишит подлецами и карьеристами. Ники Парсонс убита. А сам он все еще ничего толком не знает. И все же патриотической болтовней типа “Ты же любишь свою страну, так послужи ей” сегодня никого не купишь. Даже потерявшего память Борна.

Асия БАКДАУЛЕТКЫЗЫ

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна