Атырауские церкви

АТЫРАУСКИЕ ЦЕРКВИ Культура

Когда впервые были построены атырауские церкви, точно сказать очень трудно. Причину так объяснил в 1903 году статский советник, почетный мировой судья Уральского окружного суда А.В. Соколов в историческом очерке «Церковь Уральского казачьего войска в ХVІІІ столетии»: «О времени появления первых церквей в Яицком войске исторических документов не сохранилось в местных архивах, отчасти потому, что предки уральцев по своему невежеству и безграмотности мало дорожили таковыми документами…» («Статистический обзор Уральской области». Уральск, 1903 г., сс.136-137).

Некоторые исторические данные (в том числе знаменитая книга «Топография Оренбургская» видного российского историка П. Рычкова) свидетельствуют о существовании деревянной православной церкви в ХVІІ веке в Яицк-Гурьевском городке (нынешний г. Атырау), «…но в половине ХVІІІ в. вследствие своей ветхости была разобрана и вновь устроена во имя св. Николая Чудотворца…» (Указ. «Обзор», с.144). Народ звал Николайской или Никольской.

В конце ХІХ века в г. Гурьеве имелись две церкви – Никольский собор и Успенская церковь, а о построении поселковых церквей конкретно указать невозможно. Вот что писал по этому поводу уроженец г. Гурьева, знаток-краевед и писатель И. Железнов в ХІХ веке: «…бывало, лишь только приударит в городе в церковный колокол, а в крепостях и форпостях, где нет церквей, проскачет по улице с трещоткой казак – так в несколько мгновений орлами слетятся удалые казаки на сборное место, к дому начальника»(«Уральцы». Очерки быта уральских казаков. Ч.ІІ, М.,1858, с.18).

Начиная с 90-х годов стали формироваться и поселковые церкви. К 1 января 1915 года вместе с двумя городскими обслуживали прихожан церкви поселков и поселений Жилая Коса, Зеленовский, Кулагинский, Орловский, Прорво-Сиротинское, Ракуша, Редут, Сарайчиковский, Сорочинский, Тополинский и Яманхалинский.

 

Успенскому собору – 130 лет

На ІІ республиканском форуме краеведов, прошедшем 15 января этого года в Астане, я предложил внести в список особо почитаемых святых мест «Сакральная география Казахстана» и этот собор.

По поводу создания этой церкви имеется несколько фактов. Вот что пишет почетный гражданин г. Атырау, знаток местной летописи С. Мукашева: «1885. Построена русская церковь – Успенский собор. Инициатором строительства собора был купец Ф.И. Тудаков, который вложил немало средств» (С. Мукашев. Летопись города Атырау.1640-2001». Ал., «Өнер», 2001 г., с.21).

 А также в книге Атырауского областного архива «Атырау (бұрынғы Гурьев) қаласының тарихи жерлері (тарихи-анықтамалық жинақ» («Исторические места города Атырау (бывшего Гурьева)» (историко-справочный сборник)(Ал., «Асем-систем», 2008 г.) указана другая дата: 1883 г.: «Стена – кирпичная кладка. Объем – 4500 куб/м, общая территория – 230 кв/м, рассчитана на 900 человек. Высота до купола – 40 м. В период Советской власти церковь была закрыта, использована как склад. После войны отремонтирована, в 1947 году открыла дверь верующим. В 1960 году двор огорожен, посажены деревья, во дворе построены вспомогательные здания. В 1999 году при поддержке областной администрации проведен капитальный ремонт, обновлен весь вид». На стене самого собора до сих пор хранится чугунная вывеска, где указывается 1888 год, как время основания. Работники нынешнего этого храма (протоиерей Михаил Соколов) считают эту дату самой верной и готовятся в августе этого года отмечать 130-летний юбилей собора. Сделаем вывод – что 1888 год – это год окончания работы и год сдачи в эксплуатацию Успенского собора.

 

Сотрудники церкви

Теперь несколько слов о священносужителях. Конечно, руководил любой церковью священник, также работали дьяконы, псаломщики. Начиная с 1895 года Успенско-Богородицкой церковью руководили первые священники Емелин Фаддей Ареф. (1895) и Голубов Иоанн Иеремеевич (1896-1898, в 1901 г. – 3-священник), Голованичев Ник.Висс. (1899, с 1900 г. – 3-священник), Селиванов Порф.Захар., (1900, с 1901 по 1906 г. – 2-священник), Вишенин Константин Петрович (с 1901 г. – 1-священник, с 1902 по 1913 г. – настоятель-священник, 1895-1900 – 2-й священник). Работали вторыми священниками – И.М. Борисов (1907-1913); 3-ми – Уточкин Е.К. (1903, священник на вакансии штат.дьякона), П.Н. Дикин (1904), И. Истифеев (1909-1913). Дьяконами работали А.А. Чинарев, В.С. Балалаев, М.П. Беляев, Н.С. Внуков. Прихожане А.А. Верина и М.Г. Федоркина знали как псаломщиков («Статистический обзор Уральской области». Саратов, 1897-1899; Уральск, 1900-1901 гг.).

 

Обучали грамоте

При церкви работало начальное христианское учебное заведение – церковно-приходская школа (ЦПШ), в которой православных людей обучали русской и славянской грамоте, арифметике, чтению христианских книг, преподавались предметы Закон божий, церковное пение, сведения по истории отечества и церкви.

В последние три года ХІХ века ЦПШ при Успенско-Богородицкой церкви заведовал священник И.Е. Голубов, в 1895 году место заведующего было вакантно. Учителями по предмету «Закон божий» (или законоучителя) были Ф. Емелин и С.В. Балалаев, по общим предметам – В.В. Яковлева и В.С. Балалаев. Учились в 1895 г. – 38 человек, 1896 г. – 30 мальчиков и 25 девочек, 1897 г. – 36 мальчиков и 16 девочек, 1898 г. – 17 мальчиков и 25 девочек.

Начиная с 1899 г. вместо одной ЦПШ образовались две школы: ЦПШ мужчин и ЦПШ женщин. Они функционировали до 1910 года. В мужской ЦПШ заведовали священники Н.В. Голованичев (1899) и К.П. Вишенин (1900-1909). Учительствовали дьякон В.С. Балалаев, священники П. Селиванов, Я. Борисов (законоучителя), Н. Вишенин, О. Голубова, В. Горбунов, В. Котельников, Ф. Хритин (общепредметники). К.П. Вишенин, как общий заведующий двух школ, руководил работой женской ЦПШ, также вел предмет «Закон божий», только два года (1908-1909 гг.) законоучителем работал дьякон Беляев. В связи с большим контингентом в 1903 году введен штат двух учительниц. Девочек общей грамоте и основам наук обучали Е. Братчикова, Д. Домрина (Хритина), Е. Любимова, А. Потапова, М. Савельева и В. Яковлева.

После 1910 года вновь реформировали ЦПШ: здесь в 1911-1913 гг. существовали ЦПШ православная и ЦПШ единоверческая. В школе единоверцев в указанные годы учились соответственно 59, 52 и 62 прихожанина. Заведовал школой священник К.П. Вишенин, законоучителями были И. Борисов (1911-12 гг.), К.П. Вишенин (первым) и И. Истифеев (вторым) в 1913 году. Учителями работали Н. Внуков (дьякон, 1911-12 гг.), М. Федюкин (псаломщик, 1-м учителем, 1913 г.), место 2-го учителя было вакантным в 1913 году. Педагогический состав православной ЦПШ формировали работники бывшей женской ЦПШ: первые 2 года преподавал важный предмет – «Закон божий» К.П. Вишенин (он же заведущий школой), в 1913 году определили законоучителем Г. Борисова; учителями были женщины: А. Потапова (1911-12 гг.), А. Васильева (1911 г.), Д. Хритина (1912 г.), К. Синильникова и Н. Ногтева (1913 г.). Школу приходили в разные годы 86, 79 и 83 (8 мужчин и 75 женщин) человека.

Так жили и работали начальные христианские школы при Успенской церкви г. Гурьева (ныне Атырау) (в документах тех лет этот храм назывался «церквей», наверно «собором» отличали ее начиная с 1947 года, после возрождения).

На основе имеющихся данных, приведенных в изданной мною в 2017 году книге на казахском языке «Атырау шіркеулері» («Атырауские церкви»), мы сегодня вкратце сообщили о некоторых страницах атырауских церквей предреволюционного периода. Ведь это история нашего края.

Амангали АМИРЖАНОВ,

отличник краеведения РК, почетный профессор Атырауского университета нефти и газа

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Прикаспийская коммуна