История, зашифрованная в эпосе

Ученые до сих пор спорят, можно ли использовать казахские эпосы в качестве исторических источников. Версии, как всегда, выдвигаются разные, у каждого свои аргументы. Попробуем поразмышлять и мы.
Одно бесспорно, все главные герои эпосов – батыры – исторические персонажи. Они жили, геройствовали, были уважаемы своими соплеменниками и удостоились народной памяти. «Қырымның қырық батыры» («Сорок батыров моей степи») – это цикл эпических поэтических рассказов о сорока батырах периода развала Улуг Улуса (Улус Джучи, Золотая Орда). И имена всех мелькают в архивных документах сопредельных со степью государств: российских, персидских, турецких…
Справедливый хан БАТУ
Мы возьмем два произведения, касающиеся жизни кипчаков – «Ер Саин» и «Кобланды батыр». Первый относится к 20-30 годам XIII века, второй – к началу XV и входит в цикл о сорока батырах. А сказание о Ер Саине это уже раннее произведение. Кто такой Ер Саин (батыр Саин, герой Саин)? Как известно, в русских летописях знаменитого Бату хана часто называли Саин ханом, то есть справедливым ханом. В то же время другого батыра по имени Саин в кипчакских преданиях нет. Можно ли только на этом основании идентифицировать Бату хана и Ер Саина? Нет, конечно, хотя многие это делают, правда, бездоказательно. Российский историк-востоковед, специалист по тюрко-монгольским народам и государствам Р. Ю. Почекаев не нашел точек соприкосновения между ханом и героем эпоса и категорично отказал в этой версии. Но Радик Темиргалиев, кстати, один из самых часто цитируемых казахстанских историков, имеет другую точку зрения.

Дело в том, что кипчаки, оказавшиеся в Египте, объясняя причины своего изгнания, рассказывали такую историю. В западной части половецкой земли (нынешние южнорусские степи, восточная Украина, берега Дона, левобережье Днепра) были два хана – Котян и Аккобек. Как водится, между ними вспыхнула ссора, переросшая во вражду – началась война, которую Аккобек (глава племени Токсоба) проиграл. Тогда он обратился за помощью к Джучи, привел с собой войско монголов и изгнал Котяна и его сородичей.
Логика дальнейших событий, отраженных в летописях, диктует нам следующее продолжение истории. Убежав под покровительство монголов, Аккобек впоследствии принял участие в походе Бату на Русь, уже после смерти Джучи. А дальнейшая судьба Котян хана нам известна из русских летописей – потерпев поражение от монголов в 1236 году, он ушел в Венгрию, а оттуда еще дальше. Возможно, часть его подданных впоследствии оказалась в Египте, где и так было много выходцев из половецкой степи, проданных туда в рабство. Кочевник и раб в то время понятия несовместимые, совсем скоро кипчаки образовали там воинское сословие (мамлюки), составляя гвардию египетских султанов, а потом сами захватили власть. Биография султана Бейбарыса широко известна, тем более жителям Прикаспия, перед нашим областным акиматом стоит его памятник. Только нет никаких сведений о его родителях. Вероятно, он один из тех, чьи родители состояли в подданных Котян хана и погибли во время Западного или кипчакского похода Бату.
Так вот, наряду с Ер Саином в эпосе основными действующими лицами являются Котян и Аккобек. Отношения у последнего с главным героем, судя по эпосу, складывались очень тяжело. Были недопонимание, взаимные упреки. В конце концов, Ер Саин женится на дочери Аккобека, и стороны приходят к согласию. Между тем, из истории известно, что одна из жен хана Бату была кипчачкой. Радик Темиргалиев считает, что этих сведений вполне достаточно, чтобы считать Ер Саина и Бату (сына Джучи хана) одним и тем же лицом, с чем я солидарен.
Герой какого века?
Теперь перейдем к Кобланды батыру. То, что это историческая личность, сомнений не вызывает. Вопрос только, в каком веке он жил, что конкретно делал, кто другие персонажи эпоса? Но, как говорится, начнем сначала. В школьных учебниках Кобланды – одна из ключевых фигур в истории возникновения Казахского ханства. Якобы он убил аргына Акжол бия (тоже историческое лицо, настоящее имя Даиркожа), соплеменники убитого под предводительством султанов Керея и Жанибека, потребовали от Абулхаир хана головы убийцы, а получив отказ, откочевали в пределы Могулистана (современный Жетису). Так, мол, зародилось государство казахов. То есть, получается, что батыр жил и геройствовал в середине XV века. Но вот не все так просто — по хронологии не бьется.

По всем сохранившимся данным, сын Даиркожи – Каракожа был верным соратником Тохтамыш хана и погиб вместе с ним где-то в 1406 году. Получается разрыв, как минимум, в два-три поколения. Далее, в эпосе Едиге уже сам Кобланды состоит в числе девяти наиболее приближенных батыров Тохтамыша. В эпосе «Ер Кокше – Ер Косай» (представители рода Уак) Кобланды убивает Ер Кокше, но сам погибает от руки сына убитого Ер Косая. Тем временем, отец этих батыров тоже состоял при дворе Тохтамыш хана. Все сказанное наводит на мысль, что годы жизни Кобланды приходятся на период противостояния хана Тохтамыша и бия Едиге в последние годы существования Улуса Джучи (Золотой Орды). В пользу этой версии говорит еще один момент, но о нем мы поговорим позже, в связи с именем друга Кобланды Карамана.
Так кто такой Караман? Вымышленный персонаж или реальный человек, только живший много веков назад? В ногайской версии эпоса Карамана нет, там друг и соратник батыра – Мамай. Из истории мы знаем двух персонажей под таким именем. Первый – известен всем со школьных лет. Это крымский темник, потерпевший поражение на Куликовском поле, второй – менее известный Шейх Мамай (или Шихмамай) – потомок Едиге. Но в эпосе прямо указывается, что это Мамай из рода кият. «Казахский» Караман тоже кият. К тому же в некоторых источниках Мамая еще называют Кара Мамаем. Караман – Кара Мамай вроде рифмуется. К тому же если учесть, что темник тоже был киятом, то вроде все сходится.
Может, их было два?
Но есть одно «но». Главный враг Кобланды в эпосе – хан Алшагыр. В ногайской версии в борьбе с ним батыр обращается за помощью к Барак хану. И вот что интересно. Барак хан – отец одного из основателей Казахского ханства Джанибека. Он погиб в 1428 году в одной из битв с сыновьями Едыге Гази и Наурызом в наших краях, поблизости от Сарайшыка. А Алшагыр – правнук Едыге, жил в конце XV — начале XVI веков. Других Бараков и Алшагыров ни письменные источники, ни устные не фиксируют. Русский исследователь Ногайской Орды Вадим Трепавлов предполагает, что Алшагыра действительно убил «казахский батыр Кобланды», другие историки пишут, что он пал от рук некоего Акназара.

Вот такая дилемма. Все другие персонажи эпоса вполне вписываются в хронологические рамки последнего периода Золотой Орды. Ученые нашли аналог даже Казан хану (Хасан – тоже один из правнуков Едыге). И Кобланды, и Караман (Мамай), и Кобикти, и Ер Кокше с сыном Ер Косаем – люди одной исторической эпохи – смертельной схватки последнего полновластного хана Джучиева Улуса Тохтамыша с Едыге — последним беклербеком еще единой Орды. Барак хан вмешался в эту борьбу чуть позже – после гибели Тохтамыша и Едыге и уже боролся за трон с их сыновьями и внуками. А вот Алшагыр вбивается из этого перечня, все сведения говорят о том, что его активность на политической арене приходится на последнее десятилетие XV — на первую четверть XVI веков. Но он – главный враг Кобланды батыра. Эпос имеет 29 вариантов. И если отдельные персонажи в них имеют разные имена, то в связи с Алшагыром они единодушны.
Очень осторожно могу высказать свою версию – возможно, в истории было два Кобланды. Ведь в истории Казахского ханства были два Богенбай батыра: Кажыгалы Богембай – сподвижник Абылай хана и Табын Богембай – верный помощник Абулхаир хана. Историки до сих пор не всегда их различают, приписывая деяния одного другому. Так что, моя гипотеза тоже имеет право на жизнь.
А потомки Кобланды батыра до сих пор живут среди казахов, в основном в Костанайской области. В эпосе упоминаются два его сына Богембай от первой жены Кортки и Киикбай от второй – Карлыги. Имена обоих присутствуют в казахском шежире. Оба выросли батырами — из 29 версий эпоса «Кобланды батыр» три посвящены именно их подвигам. И после них в этом роду на свет появлялись настоящие патриоты своей земли, своего народа. Казахские кипчаки свято чтят и по праву гордятся батырами Карабалык, Тугел, Жабагы. Все они – прямые потомки каракипчака Кобланды.
Наши предки не оставили письменных документов, но при этом народная память не забыла ни одного мало-мальски известного человека в своей истории. Книга может потеряться, написанное забыться, а устная летопись, бережно передаваемая от отца к сыну, не забудется никогда. Именно поэтому почти каждый казах знает свою родословную, как минимум, до седьмого колена, а многие даже до двадцатого и более. Это и значит хранить свою историю. Современным ученым, изучающим прошлое своего народа, нужно не только копаться в архивах, но и собирать предания и легенды устного народного творчества.
«Кобланды батыр жыры» существует у казахов, башкир, каракалпаков, ногаев. И каждый народ пытается «приватизировать» его. И у всех есть свои на то основания. Но надо ли это? А не правильнее ли признать, что все мы происходим от одного корня, когда-то жили в одном государстве, имели общий язык, считались одним народом. Экономические и политические бури разделили нас, теперь мы существуем каждый сам по себе и оспариваем друг у друга наследство великих предков. И не хотим думать, что именно раздоры и разброслали нас по разным государствам и даже континентам. Каждый из нас по отдельности бахвалится общим предком. Оживи сегодня Кобланды батыра, и наверняка он удивится, если кто-то спросит его о национальности. Он просто не поймет вопроса. А разобравшись, пошлет задающего вопрос подальше. И бросит вдогонку: «Мен қарақыпшақпын!» и перечислит имена своих предков до №-го колена. Там и пересекутся казахи и ногаи, кыргызы и каракалпаки, узбеки и туркмены…
Кайрат САТАЕВ



