
Сегодняшний гость «ПК» – человек, влюбленный в свой предмет и увлекающийся. Он любит математику, свою работу, а в свободное время путешествует по родному краю и миру. А еще гурман – ест все, что вкусно и много. Не прочь попробовать кровь змеи, вкусить блюда из кобры, жареных тараканов, да и сам мастак в приготовлении мясных блюд. И когда говорят: математики – не романтики, это точно не про него.
Математика – это творчество
Сергей Полянских – один из первых педагогов в системе Назарбаев Интеллектуальных школ, получивший высокое звание «учитель-мастер». В нынешнем учебном году он приехал обучать математике школьников НИШ Атырау. И корреспонденты «ПК» поспешили познакомиться с мастером своего дела.
Мой визави называет математику красивой и относится к ней бережно, как к истинной царице наук. Всю свою любовь к своему предмету он передает своим ученикам. Даже у меня, которой с этой дисциплиной не сложилось взаимопонимание, возник интерес.
– Математика – единственный предмет, где ничего учить и запоминать не нужно. Если вы просто зубрите алгоритмы и формулы, то у вас ничего не получится. Вся математика – это творчество, она сравнима с искусством. Именно эту идею нужно рассказать детям. Я стараюсь, чтобы мои ученики правильно ставили вопросы: не как выучить, а как понять? Не как сделать, а почему это так работает? То есть научить детей задавать другой уровень вопросов, – начал объяснять Сергей Полянских.
– Но ведь таблицу умножения мы учим? Или математические правила, например.
– Перед тем, как учить таблицу умножения, ребенок должен понимать, как она создана. Почему 5 х 6 = 30? Задача учителя – научить создавать, то есть ребенку надо разложить: взять черновик и 6 раз написать 5+5 и так далее. Со временем он запомнит понимание алгоритма, и результат придет сам. Мы – творцы и должны уметь создавать. Не срисовать, не скопировать Мы же не машины. Школьная программа рассчитана так, чтобы научить думать, научить пользоваться инструментами логики. То есть тебе дают инструменты, и ты сам создаешь алгоритм решения.
– Вы считаете, что любому ребенку можно привить любовь к математике? Мне, например, она вообще не давалась, и я до сих пор ее не знаю.
– Любого. В этом я уверен. В моей жизни был такой челлендж, когда я сказал своим коллегам, что смогу подготовить любого ученика на республиканскую олимпиаду по математике. Выбор был сделан произвольно. И мой ученик вышел на республику: в первый год он взял почетную грамоту, во второй – серебряную медаль. Но тут есть очень важное условие – его желание. И моя основная сложность, как и всякого учителя, стимулировать школьника, показать красоту самого процесса. В вашем случае в свое время, возможно, вы не поняли учителя, а педагог, условно говоря, не счел нужным объяснить доступно. И когда у ребенка что-то не получается, у него происходит некое отторжение: вы просто нашли себе оправдание, что вы больше гуманитарий. К проблеме нужно отнестись по-другому, подойти с другой стороны. Тут к каждому ребенку необходимо создать индивидуальный маршрут. Вы знаете, существует огромное количество исследований, которые утверждают: всё, что мы называем талантом – это стечение факторов, из-за которых тебе та или иная сфера стала ближе.
– Сергей Сергеевич, а вы сами сразу полюбили математику? Какие факторы повлияли на вас?
– Как ни странно, в школьные годы я не был фанатом математики. Но в моей жизни был некий спусковой крючок, раздражитель. Это было в 8-м классе. До сих пор помню задачу, которую я решал неделю. На шахматной доске в нижней угловой клетке стоял конь. Нужно было решить: может ли конь сделать 64 хода, побывать в каждой клетке один раз и последним ходом вернуться на ту же клетку, с которой начал? Я в течение семи дней брал шахматную доску и передвигал фигуру. Ответ: не может. Эта задача имеет четкое объяснение: конь меняет клетки с черной на белую. Так вот, 65-м ходом он не может вернуться на ту клетку, откуда начал. То есть имеется в виду цвет клетки. Вроде бы простое логическое рассуждение, а я потратил на это решение неделю. И именно этот случай послужил тригером: я понял, что, оказывается, нужно было просто немного подумать, порассуждать, а не двигать шахматную фигуру. И еще. У меня был прекрасный учитель – Олег Владимирович Пак, которому я благодарен. Он создал некий клуб по интересам и занимался с нами математикой. Мы решали наборы задач, и он нам рассказывал приемы логических построений, подходы, методы и идеи. Вот с этого момента и началась моя любовь к математике. Учитель привил мне красоту предмета. Я понял: математика – это не про выучить формулу, а про то, что самому нужно создать алгоритм решения.
В чём секрет мастера?
Ключ к успеху – индивидуальный подход. По философии Сергея Полянских, секрет успеха педагога – в умении видеть потенциал каждого ученика. Его методика основана на внимательном отслеживании пути развития ребёнка: от первых шагов до больших побед.
– Самое важное – постоянно помнить, что современный ребенок – уникален и совершенно не похож на своих сверстников прошлых лет. Сегодняшние школьники – активны, самостоятельны, инициативны, готовы творчески и нестандартно мыслить. У каждого ребенка своя ситуация развития, целый набор возможностей и потребностей, широкий спектр интересов и предпочтений. Понимать современных детей – значит не подчинять их своей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их будущего. Необходимо стараться слушать и слышать ребёнка, – считает Сергей Сергеевич.
У нашего преподавателя даже есть правило: на уроке всегда разрешается перебить учителя и задать вопрос.
– Мне нужна от детей обратная связь. По моему мнению, главная черта ученика, которая позволяет ему хорошо учиться, – умение задавать вопросы. Не стесняться. И данное правило хорошо прижилось у атырауских школьников. Они более смелые. Ведь восприятие информации у всех разное, и чтобы у нас сложился хороший тандем, учителю важно понимать, о чем думает ученик по данной проблеме, как он ее воспринимает. В этом случае ты можешь перестроить объяснение материала, подогнать его под конкретного ученика. И когда я получаю обратную связь, гораздо легче понять, в чем проблема. В этом плане ученики НИШ Атырау меня радуют. Мне это нравится.
Кстати, коллеги Сергея Сергеевича говорят, что он с первых занятий умеет увлечь ребёнка. Его уроки всегда яркие, насыщенные, с акцентом на личности ученика. Именно поэтому у него такой высокий результат. Он считает, что нерешаемых задач не бывает – иногда просто нужно чуть больше времени.
– Я уверен, что если сегодня ты решаешь уравнения, то завтра сможешь решить любую жизненную проблему.
Наставник и новатор
В системе Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления Сергей Полянских работает вот уже 15 лет. После окончания Казахстанско-Британского технического университета по специальности «информационные технологии» в 2010 году его пригласили в НИШ города Талдыкорган. Также полтора года он преподавал в интеллектуальной школе города Алматы.
– А в этом году меня попросили оказать методическое содействие по математике НИШ Атырау. И я решил приехать: предпочитаю сменить обстановку. Когда сидишь на одном месте и делаешь одно и то же, работа перестает доставлять тебе удовольствие. Нет вызова, и для меня приглашение в ваш город стало неким челленджем, – продолжает собеседник.
Тут необходимо сказать, что Сергей Сергеевич, еще будучи студентом первого курса университета, готовил сборную Алматинской области по математике, а вскоре возглавил целую лигу олимпиадного движения страны. Полянских – не только преподаватель, но и наставник, чьи методы обучения выходят далеко за рамки классического подхода. Помимо математики, в Талдыкоргане он вел курсы по робототехнике, нанотехнологиям, математическому программированию и разработал авторскую программу.
Кроме того, он создал систему электронного тестирования mathtest.kz, прошёл обучение в Кембриджском университете, стал автором учебника «Математическая академия. 7 класс» и сейчас распространяет методику подготовки для математических олимпиад 7-8 классов.
– Сергей Сергеевич, показателем успеха учителя являются его ученики. Много у вас медалистов?
– Честно признаться, я как-то специально не отслеживаю, сколько у меня победителей олимпиад. Но, кажется, более 100. Есть среди них и республиканских, и международных состязаний.
Данный факт мы уточнили сами: его воспитанники завоевали более 200 медалей на международных математических олимпиадах, среди которых – победы на Всемирной олимпиаде по математике (IMO): две золотые, четыре серебряные и одна бронзовая награда. Особо яркими стали достижения его учеников – Нурсултана Хаджымурадова и Каната Сатылханова, чьи имена вписаны в историю казахстанской математики.
Сам Сергей Полянских в школьные годы был призёром и победителем престижных международных олимпиад: Жаутыковской, Азиатско-Тихоокеанской, олимпиады «Туймаада».
Первый
– Вы стали первым учителем-мастером в истории Назарбаев Интеллектуальных школ. Сложно получить звание мастера?
– Довольно сложно, но реально. Знак качества «учитель-мастер» предполагает достаточно длинный список требований. Преподаватель должен сдать языковые тесты, иметь результаты исследований, разработанные авторские методики, опубликованные статьи в международных изданиях. И предоставить комиссии свои достижения за пять лет работы. Потом тебя ждет собеседование. Я не скажу, что намеренно шел к этой квалификации, просто у меня были наработки, и я их предоставил.
– Расскажите про вашу систему электронного тестирования mathtest.kz и учебник.
– Мой учебник для 7-го класса «Математическая академия» является некой пошаговой инструкцией для ученика и учителя, чтобы стать олимпийцем. А система тестирования создана для того, чтобы дети имели возможность подготовиться для поступления в НИШ. Ведь не все родители могут нанять репетитора для своего ребенка. А по моим тестам они самостоятельно могут подготовиться к поступлению в НИШ.
Про ЕНТ И ИИ
– Тестовая система ЕНТ вызывает у некоторых взрослых недоверие, сомнение. Даже были такие разговоры, чтобы вновь вернуться к традиционным экзаменам.
– Касательно Единого национального тестирования могу сказать – польза неоценимая. ЕНТ сделало систему образования и поступление в вузы прозрачными. Требования к образованию для всех школ стали одинаковыми. Что касается самих тестов – тут я не вижу проблем. Во-первых, вероятность того, что ты просто угадаешь правильный ответ, практически равна нулю – знания все равно нужны.
И тут наш гость доказал нам свое утверждение математическим путем.
– Условно говоря, например, в ЕНТ 20 вопросов, и в каждом из них пять вариантов ответов. Если количество ответов возвести в 20-ю степень, то угадать правильные ответы из 100 вариантов и набрать необходимые баллы невозможно. Причем, в каждом вопросе должно быть три правильных. Знания нужны в любом случае.
– А что вы думаете по поводу использования школьниками искусственного интеллекта?
– Скажу сразу: ИИ хорошо пишет сочинения, но плохо решает задачи. Например, за 9-й класс. А в целом к использованию ИИ я отношусь хорошо. Другое дело, если ребенок просто списал у ИИ. В этом случае это не его проблема, а родителей и учителей, которые не вложили в него культуру. То есть в рамках морального компаса ребенку вложено: списать – это нормально. И мне, как учителю, важно, как я воспринимаю данный факт. Если мне все равно, главное – только результат, то это одно восприятие. А если для меня важно, чтобы ребенок понял и научился использовать ИИ, то это другое. Проблема искусственного интеллекта в образовании – это воспитание академической честности. И здесь мы должны сместить фокус: не запрещать, а научить пользоваться данным инструментом правильно. Наши дети через 10-20 лет будут конкурировать на рынке труда, где они должны уметь пользоваться ИИ. Наша цель – не блуждать, а понять, какие требования необходимо внедрить.
Слушая героя «ПК», я подумала: жаль, что в свое время мне не попался такой учитель. Возможно, я тоже полюбила бы математику. И здорово, что у школьников Атырау появилась возможность изучать дифференциальные уравнения и формулу Эйлера не как скучный предмет, а как творчество и искусство.
Блиц-опрос:
– У вас есть хобби?
– Походы в горы, рыбалка. Летом в горах Талдыкоргана, откуда я родом, есть места, где можно в середине июля поиграть в снежки, искупаться в большом водопаде средней Азии. В моем городе много восхитительных мест, и мы с семьей часто выезжаем на природу.
В Атырау пока нигде не был, но обязательно изучу ваш край.
– Вы сказали, что любите покушать. Что необычного удалось попробовать?
– Я довольно смелый в еде. Во Вьетнаме ел кобру, пил ее кровь, заедая сердцем змеи. В Китае ел жареных насекомых. Кстати, вкусно. Люблю острую паназиатскую кухню.
– А сами готовите?
– Готовлю. В основном на природе. Могу пожарить мясо, рыбу. А вот с рисом – не любовь. Не получается: то подгорает, то какая-то жидкая масса.
– Какую книгу прочли в эти дни?
– Роман-эпопею американского писателя Джеймса Клавелла «Сегун». Она меня впечатлила. Кстати, в последнее время я увлекся художественной литературой. Читаю взахлёб.
Анжелика КИМ



