ГородНовостиОбщество

Когда думает светофор

Движение по Атырау делают умным с помощью новой системы светофоров, установка которых уже началась на улицах города. Всего планируется 78 таких комплексов, которые должны разгрузить дороги и упростить жизнь водителям и пешеходам.

Горожане разделились во мнениях: кто-то говорит, что вовсе ничего не упростилось, а только пробок прибавилось. Кто-то утверждает: поток машин стал лучше. В этом убедились корреспонденты «ПК», пройдя несколько перекрёстков, чтобы проверить, как работает система, и где её, напротив, пока не хватает.

whatsapp image 2025 10 29 at 10.27.363

 30 секунд на переход – это много или мало?

Первой точкой, которую мы выбрали вместе с нашей постоянной читательницей Майей (она активный пешеход и согласилась «протестить» новые светофоры в городе), стал перекрёсток улиц Ж. Досмухамбетова и М. Утемисова, рядом с областным госархивом (район, именуемый в народе «Рахат»). Здесь устанавливается современный светофор, работы ещё не завершены. Неудобства испытывают горожане, переходящие дорогу со стороны архива: регулирующий сигнал отсутствует. Зато для тех, кто идёт в сторону архива, всё удобно: таймер хорошо виден, и 20 секунд хватает, чтобы спокойно перейти.

Следующий пешеходный переход, который мы проверили, был через всё ту же улицу М. Утемисова, у аллеи Курмангазы (район ТЦ «Агила»). Умного светофора тут пока нет, однако именно этот участок горожане называют одним из самых опасных.

– Вчера вечером я видел, как парень не успел перейти дорогу – загорелся красный, одна машина тронулась и чуть не сбила его. А вскоре в этом месте другой автомобиль наехал на женщину, – рассказал местный житель Ануар, который тоже переходил с нами по «зебре».

whatsapp image 2025 10 29 at 10.27.36 1

Для чистоты эксперимента мы прошли этот отрезок несколько раз, начиная шаг на разных отметках таймера. Важная деталь: здесь проезжая часть шире, а зелёный свет длится 30 секунд. Майя начала переходить дорогу сразу, как загорелся разрешающий сигнал. Ей потребовалось 20 секунд, то есть, еще даже время осталось. Рядом с ней шла женщина с двумя маленькими детьми – тоже успели пересечь дорогу без спешки. Майя решила еще раз в этом месте перейти, но выждала десять секунд, как «зеленый» включился. Дошла до тротуара за мгновение до окончания отсчёта.

– Думаю, несколько лишних секунд не помешали бы, – сказала наша читательница. – Особенно пожилым людям, которые переходят дорогу медленнее. В целом отведённого времени достаточно. Но, если ты опоздал на начало таймера на светофоре и подошел к середине, путь превращается в настоящую гонку с табло. Но тут всегда есть выбор — подожди следующего «зеленого».

Еще одна локация нашего эксперимента — перекрёсток проспектов Азаттык и Мухтара Ауэзова. Пожалуй, один из самых удачных: мы прошли его по всему периметру — на двух переходах таймер отсчитывает 42 секунды, на других – 22, и этого времени вполне хватает, чтобы не торопясь перейти дорогу.

whatsapp image 2025 10 29 at 10.27.362

– Я здесь каждый день спокойно прохожу, – делится Майя. – Единственный минус – в сторону НПЗ один из сигналов частично закрыт металлическим столбом. Из-за этого однажды одна из прохожих начала переходить дорогу раньше времени, решив, что идти разрешено. К слову, похожая ситуация и на пересечении улиц Валиханова – Утемисова, рядом с «Атырау Жарык». Там умный светофор перекрыт дорожным знаком.

whatsapp image 2025 10 29 at 10.27.361

В интервью «ПК» в отделе административной полиции города Атырау пояснили: режим работы светофоров рассчитывается по государственным стандартам «Технические средства регулирования дорожного движения. Правила применения» и «Светофоры пешеходные светодиодные с табло отсчёта времени. Общие требования». Эти документы устанавливают технические параметры и принципы работы, но не содержат конкретных норм о длительности зелёного сигнала – она подбирается индивидуально, исходя из интенсивности трафика и ширины проезжей части. При этом в отделе административной полиции отметили, что участки, где время перехода может оказаться недостаточным, будут пересмотрены.

Плюсов всё же больше

Немало атыраусцев-водителей жалуются, что при модернизации светофоров транспорт замедлился. Алишер Ильмагамбетов водит машину шесть лет, говорит, раньше на светофорах были специальные «красные плюсы», задерживавшие встречный поток на 15-20 секунд.

– Водители успевали спокойно повернуть и проехать без помех. Теперь этого нет. К примеру, при съезде с «алиевского» моста, когда поворачиваешь на Первый участок, в час пик встаёшь как вкопанный – никто никого не пропускает. Поэтому просто стараюсь ездить там, где меньше машин, – говорит Алишер.

Похожего мнения придерживается и активный участник Атырауского областного филиала «Ассамблея жастары» Андрей Лобыкин, за рулём он больше 13 лет.

– Ничего критичного не вижу, но нюансы есть. Убрали «плюсики» – теперь повернуть налево сложнее. И звукового оповещения для слабовидящих нет, им труднее переходить дорогу, – отмечает он.

whatsapp image 2025 10 29 at 10.27.37

Депутат молодёжного маслихата Жалгас Халелов, тоже автомобилист, считает, что современные технологии могут только улучшить жизнь в городе.

— Все проблемы в нас самих: нужно научиться элементарному этикету на дороге — не лезть на чужую полосу, не сигналить без повода и не превышать скорость.

Мы пообщались и с другими автолюбителями. Их мнения разошлись: одни уверяют, что изменений почти не заметили и ездят как обычно, другие жалуются на пробки и неудобные повороты. Большинство сходится в одном – к новой системе ещё предстоит привыкнуть.

Доведём до ума

Как сообщили в горакимате, в Атырау уже начались работы по установке дополнительных секций типа «красный плюс». Новые элементы появились на перекрёстках улиц Бергалиева – Амандосова и Утемисова – Валиханова. В дальнейшем модернизация охватит все новые умные светофорные объекты. Их подключат к программному обеспечению, которое анализирует транспортные потоки и автоматически регулирует режим работы сигналов, что позволит внедрить полноценную адаптивную систему и повысить пропускную способность городских дорог.

Будут добавлены звуковые сигналы для слабовидящих пешеходов. Также начнут испытывать новый формат секции – «зелёный плюс». Переход на него реализуется в пилотном режиме в разных регионах страны. Основная цель – сделать восприятие сигналов более логичным: зелёный интуитивно ассоциируется с разрешением движения, тогда как «красный плюс» у части водителей вызывал путаницу. При этом значение самого сигнала остаётся прежним.

Лично я как водитель могу сказать, что передвигаться стало проще, пробок теперь меньше. Например, на перекрёстке Сабита Муканова и Мухтара Ауэзова, возле стадиона «Мунайшы», я дважды попадал в ДТП из-за пробок, и раньше проезжать там было по-настоящему страшно. Сейчас поток движется ровнее, и вероятность аварий значительно снизилась. Надо надеяться, что так будет и в других проблемных местах Атырау.

По данным департамента полиции Атырауской области, в Правилах дорожного движения есть пункт, обязывающий водителей уступать дорогу пешеходам, завершающим переход, даже если для транспорта уже загорелся зелёный свет.

Если, по вашему мнению, на светофоре не хватает секунд на переход, об этом можно сообщить через платформу E-Otinish, выбрав в списке государственных органов департамент полиции Атырауской области.

Георгий ШАПОШНИКОВ

Георгий Шапошников

Корреспондент

Статьи по теме

Back to top button