Веление времени

Когда наш Президент Касым-Жомарт Токаев озвучил в нынешнем Послании проведение Парламентской реформы, я сразу задумался: каким станет у нас Мажилис без Сената, как он будет реформироваться и формироваться вообще? Будут ли учитываться предложения на местах о составе депутатов?
И буквально через несколько дней прочитал в газете «Прикаспийская коммуна» статью известного учёного, политолога и бывшего члена Парламента Бейбута Баймагамбетовича Мамраева, который очень лаконично, демократично и грамотно высказал свою точку зрения о предстоящих выборах нового Мажилиса.
Мне, как человеку, много повидавшему в своей жизни, тоже хотелось бы поделиться своими мыслями по двум-трём аспектам подготовки и проведения выборных кампаний.
Во-первых, стало известно, что Глава государства подписал решение о составе рабочей группы по реформированию Парламента из числа нынешних депутатов, членов Ассамблеи, учёных, политологов, журналистов, экономистов, юристов и других должностных лиц. Уже было проведено первое заседание, где он полностью изложил суть ожидаемой реформы.
Главой государства была поставлена задача: «Чтобы выработать правильное и окончательное решение, каждое мнение по данному вопросу следует тщательно взвесить, проанализировать и всесторонне изучить».
Я в течение нескольких десятков лет принимал непосредственное участие в организации и подготовке избирательных процессов. И по этому поводу могу сказать: если Президент дал установку, чтобы все депутаты были избраны от политических партий и по их спискам, то было бы демократичнее, если бы списки кандидатур в депутаты формировались не по алфавиту, как в последнее время практикуют некоторые партии, а на партийных съездах.
В этом случае будет исключена возможность отбора в депутаты «своих, нужных людей». Хорошо бы установить такую норму, чтобы списки формировались из числа тех, кто набрал наибольшее количество голосов делегатов съезда. Для этого каждый, кто включён в список, должен на съезде обозначить главные моменты своей предвыборной программы и ответить на возникающие вопросы, чтобы у делегатов сформировалось мнение о каждой кандидатуре. Тогда в Мажилис пройдут те, кто находится в верхней строчке списка, согласно количеству выделенных избиркомом мест. А последующие получили бы мандаты депутата по очереди — только вместо выбывших по различным причинам.
Помню, ещё в ранние годы Независимости отдельные партии широко применяли вышеизложенную схему выбора депутатов от партии. Почему сегодня они плавно перешли на алфавитный список кандидатов — мне непонятно.
Также хотелось бы отметить, что в своё время партии публиковали свои списки кандидатур в депутаты Мажилиса в средствах массовой информации, составленные в алфавитном порядке. На мой взгляд, публикация таких списков сблизила бы избранников народа со своим электоратом на местах — с теми, кто в самом начале марафона дал им мандат доверия (рядовые избиратели, различные коллективы, соратники по партии).
Во-вторых, мне хотелось бы затронуть ещё один момент: чтобы избирательные комиссии формировались не акиматами, а из предложений политических организаций. К тому же они не должны «сидеть» на бюджете, как сейчас. На мой взгляд, председателя тоже нужно избирать из числа кандидатов, предложенных самими партиями.
Одним словом, чтобы не распыляться по мелочам и чтобы у избирателей не осталось никаких сомнений по поводу честности результатов выборов и открытости всей реформы Парламента, думаю, эти моменты необходимо провести по-новому — как говорится, с чистого листа.
Конечно, озвученные предложения требуют больших усилий и времени от организаторов выборов Мажилиса. И это не предел — тут есть ещё много других важных аспектов. Ведь не зря Президент дал на подготовку и проведение Парламентской реформы два года. Так что времени достаточно. Надо только всё тщательно обдумать и сделать то, чего требует концепция справедливого государства, поддержав Президента в строительстве Жана Казахстана.
Катимулла Ризуанов,
ветеран госслужбы,
почётный гражданин Атырауской области



